Взгляд в прошлое
Раздался оглушительный треск следующего удара, и очередная зигзагообразная полоса, распоров небо на две неравные части, достигла края каменного постамента, на котором возвышалась фигура, облачённая в каменную одежду и держащую в одной руке связку каменных ключей. Лицо этого ночного прохожего, как и лица всех его сотоварищей, было суровым и неподвижным. Льющиеся потоки воды устремлялись вниз, падая с высокого каменного чела на застывшие от профессионального прикосновения чьей-то умелой руки плечо, на искусно вырезанные складки многовековых облачений, не поддающихся тлению, разве что разрушению от соприкосновения с окружающей действительностью…
Россия была и остаётся во все времена страной, полной ярких, неповторимых, а порою непонятных всему цивилизованному миру контрастов, где кажущееся процветание граничило с невежеством и ханжеством, где оправданным было нечеловечески жестокое отношение к себе подобным. Таковыми были и годы правления государством Российским Петром Алексеевичем Романовым, пытающимся вести за собой, где-то с помощью кнута, а где и при помощи пряников, в виде жалуемых земель вместе с живущими на них крепостным людом, вчерашнюю «немытую Россию». Страну сотрясали не только многочисленные реформы, душившие в своих железных объятиях простой народ, населяющий её бескрайние просторы, но и нескончаемые дворцовые интриги, заговоры и политические манипуляции сильных мира сего. Впрочем, оставим рассуждать на эту тему специалистам и профессионалам, да тем, кто непосредственно заинтересован исследовать то непростое время. Нас с Вами оно интересует постольку, поскольку история наша начинается в то далёкое время, когда места наши передавались от одного владельца к другому, входили то в один, то в другой уезд. Подобной участи не избежало и Подмоклово - небольшое село на правом берегу когда-то полноводной реки Оки, с плескающимися в её струящихся водах многочисленными рыбами, и таящим некую загадку, неподвластную его нынешним жителям.
Россия, как всегда, желая во всём принять живейшее участие, пыталась встрять в политическую жизнь своего более западного славянского брата, Польши. Непростое положение в стране требовало присутствия со стороны нашего Отечества высококлассного, образованного и тактичного дипломата, способного не навредить, но с достоинством защищать интересы Родины, ведя тонкую дипломатическую игру и налаживая добрососедские отношения между ними. На эту роль, как никто другой, годился Григорий Фёдорович Долгоруков, младший брат Якова Фёдоровича – любимца Петра 1. По словам князя П. В. Долгорукова, «Князь Григорий Фёдорович, муж ума обширного, ума тонкого и острого, души самой возвышенной… был одним из замечательнейших русских дипломатов». За свою продолжительную службу он не только достиг высочайшей ступени карьерной лестницы, неоднократно был чествуем орденами и титулами и удостоен звания сенатора, но и получил в дар от государя не одну тысячу десятин земель с, живущими на них крепостными душами со всеми дворами и живностью последних. Подмоклово также вошло в число царских подарков, хотя, вполне возможно, что село это попало во владение князя каким-то другим путём, так как по одной из существующей ныне версии, село это до 18 века принадлежало роду Голицыных. Интересен также факт, что «вторая половина» князя в девичестве носила эту самую фамилию, а, следовательно, вполне вероятным может быть и то, что имение сие было результатом брачных переплетений, да всяких сложностей с приданным и наследством. Как бы то ни было, из великого множества ныне существующих источников мы узнаём, что 22 июня 1714 года владелец имения в Подмоклове Долгоруков Г. Ф. получает у Митрополита Рязанского и Муромского Стефана разрешение на постройку каменного храма взамен обветшавшей деревянной церкви. В связи с тем, что наступило некое затишье в политической жизни Польши, князь-дипломат уже 2 года наслаждался упоительным воздухом родимой России, где успел за время своего, так называемого, отпуска отстроить, приведя в должное и подобающее состояние, свои многочисленные имения. Не нужно забывать, что дипломат не один год прожил за границей, что не могло не повлиять на его предпочтения и вкусы, да, к тому же, князь слыл любителем различного рода путешествий по странам иноземным, поэтому не удивительно решение князя возвести в своём имении церковь в необычном для русских земель стиле итальянского барокко. Автор проекта так и остаётся неизвестен поныне, но по предположительным сведениям им мог быть известный в то время итальянец Карло Фонтано, который также принимал живейшее участие в возведении небезызвестной церкви Знамения Богородицы в усадьбе Дубровицы, что находится недалеко от Подольска. В сохранившихся документах встречается упоминание о том, что «церковь должна быть круглая, согласно чертежу и указаниям иноземца Лоренца фон Фикина». В другом контракте упоминается имя иностранца Андрея Шульца, указаниями которого артель должна пользоваться помимо чертежей. Было решено храм-ротонду строить не рядом со старой церквушкой, стоявшей на небольшой сельской площади в центре села, а отнести его на новое место, ближе к оврагу, к своему вотчинному двору. Весьма неохотно, но Григорий Фёдорович был вынужден возвратиться в 1715 году к своей дипломатической службе, так и не окончив возведение церкви Рождества Богородицы в селе Подмоклово. В 1721 году Григорий Фёдорович возвращается в Россию, но не в Подмоклово он спешит, к недостроенной церкви, а в Санкт-Петербург, где двумя годами позже он умирает, будучи в возрасте 66 лет. От брака с княжной Марией Ивановной Голицыной, имел дочь и четверых сыновей: княжну Александру, вышедшую потом замуж за генерал-поручика В. Ф. Салтыкова; князя Алексея, умершего в 1734 году в ссылке – действительного тайного советника, сенатора, члена Верховного тайного совета; Сергея Григорьевича, наследным имением которого было Подмоклово; князя Ивана – тайного советника и сенатора, казнённого в 1739 году вместе с братом Сергеем и множеством других родственников, в связи со всплывшим подложным завещанием Петра 2; князя Александра, лейтенанта флота. Раскрывшийся в начале 30-х годов заговор, целью которого было всеми правдами и неправдами привести к подножию Российского престола дочь старшего сына Григория Фёдоровича Алексея, Екатерину Алексеевну, а, следовательно, добиться могущества и для всего рода Долгоруковых, в конечном итоге привело к многочисленным арестам и к конфискации всего имущества. Строительство храма в Подмоклово вновь было остановлено, и возобновилось оно только с восшествием и воцарением Елизаветы, возвратившей отобранное сыну Сергея Григорьевича Николаю. При нём, как мы знаем, храм приобрёл свой внешний завершённый облик. Он снабдил церковь алтарём, иконостасом, иконами, завершил столярные работы, а в 1754 году написал прошение в синод о разрешении освятить церковь. Разумеется, что разрешение это было получено, и в том же 1754 году церковь была освящена. Построенный храм представлял собой редкий для России тип купольной ротонды. Двусветная оштукатуренная кирпичная ротонда в первом ярусе окружена была открытой арочной галереей, соединённой с корпусом системой крестовых сводов, которая на втором ярусе превращалась в балкон с балюстрады. Опоры галереи украшены каннелированными пилястрами ионического ордера, которые продолжались красивейшими узорами, собственно, и на теле ротонды: плоские силуэтные наличники, завершённые лучковыми и ломаными сандриками, чередовались с настоящими оконными проёмами. Богатый фриз украшен был гирляндами и ангельскими головками, карнизы и архивотльты арочных проёмов галереи тонко и искусно профилированы. Ротонда была увенчана куполом с повышенной стрелой на световом барабане, его прорезали люкарны, а завершалась церковь массивной главой. Весьма неожиданным было для православного люда решение князя Григория Фёдоровича видеть на культовом здании стоящие фигуры, в количестве 16 штук, воплощённые в камне. Именно их наличие вносит некую оригинальность церкви, делая её уникальной и неповторимой наряду с построенной в 1699 году ротондой в Дубровицах. Установлены они были на балюстраде, которая возвышалась над галереей, по осям пилонов аркады на высоких тумбах-постаментах. Белокаменная резьба и скульптура Подмокловского храма были выполнены из мячковского известняка, как считали специалисты, опираясь на результаты анализов камня, взятого в 1973 году, однако множество источников утверждают об использовании местного материала. Ранее думали, что эти скульптуры также являлись работой приезжих иностранцев, однако обнаруженный контракт дал возможность узнать имена местных мастеров-резчиков, которые ничуть не хуже сумели справиться с этой непростой задачей. Использование круглой скульптуры является редкостью для православной церкви. Кажется совершенно непонятным дозволение освятить храм со столь явными нарушениями. В истории зодчества России нет другого примера поразительного пренебрежения к постановлению Святейшего синода, который ещё в 1722 году вынес запрет на подобного рода скульптуру в православии. Все фигуры, не смотря на то, что в течение многих лет находились на открытом воздухе, хотя и с большим преувеличением, но сохранили свой первоначальный величественный облик. Вследствие мягкости известняка характер резьбы, украшающий фигуры, близок к резьбе по дереву. На цоколе каждой статуи на церковно-славянском языке вырезана глубокая надпись, поясняющая, кто изображён на этой скульптуре.
Ночной мрак полностью окутал неподвижные фигуры, и лишь редкие капли дождя время от времени скатывались по известковым бородам, разбиваясь о каменные плиты храма. Стоя на высокой каменной балюстраде, апостол Пётр, взирая своими невидящими глазами на некогда прекрасную, а ныне разрушенную ударами промелькнувших столетий усадьбу именитых князей, от которой к настоящему моменту остались всего лишь развалины и пришедшую в упадок местность родного села, казалось бы, хотел поведать о минувшем великолепии.
Свидетельство о публикации №112102800009
Удачи и доброго Вам дня!
С уважением.
Наталья Вялкина 29.03.2015 09:36 Заявить о нарушении