Сказание о коне - Сарацине
( 11-12 век)
Нижегородский князь однажды,
Собрался сына поженить.
Сын воеводой был, тут, так же,
Как – Перемет, с кличкой стал жить.
Как звать по имени – забыли,
Сумой, он, переметной стал.
Неверным был в словах и в деле,
Такой вот повод людям дал.
Хвалиться стал - о благоверной,
На свадьбе. Лишний хмель забрал.
Болтал всё лишнее – «неверный»,
Бил в грудь себя, громко орал:
«Как цареградскую царевну,
Буду рядить и одевать.
И на позор её не ввергну,
Пылинки с плеч буду сдувать».
Оринка, суженная, наша,
Слушая - мужа, похвальбу,
Совсем не радовалась даже,
Печалилась, боясь тех пут.
Много на том пиру гуляли,
Там шутки, пляски, кутерьма…
Лишь одного тут не хватало,
Бойца, Бояна - гусляра
.
Любимцем был Боян, народным,
Певец, гусляр и воин был.
Был уважаемым в народе,
А главное, как тогда, пел.
В Великом Новгороде раньше,
Боян служил и жил тогда.
О нём легенды уже даже,
Слагали люди иногда.
В Великом Новгороде знали,
Что, «Нижнему» – грозит беда.
И свою помощь оказали,
Решив подмогу срочно дать.
Хан Басурман напасть грозится,
Боян с дружиной послан был.
И вот уже с дружиной мчится,
Походы с битвами любил.
На бой идя, играл на гуслях,
И песни складывая, пел.
Бодрил дух воинства, их мысли,
Во славу падших, «гимн» имел.
Под ним был конь, под стать герою,
Породы – сарацинской, был.
Звать - Сарацином, в честь породы,
Бояна очень конь любил.
Кровь огненная, круто - бедрый,
И с тонкой гривой, чёрной, был.
Весь в яблоках и тёмно- серый,
На нём врагов хозяин бил.
И сам Боян одетый ехал,
С кольчугой на крутом плече.
Цареградские все доспехи,
(Стрелам и копьям – нипочём).
Булатной стали меч имелся,
Дамаскинских, он, мастеров.
Для битвы ратной он оделся,
И защитить друзей готов.
К граду- Радилову спустился,
Витязь Боян с войском своим.
Рядом град «Нижний» находился,
Сбирались там войска свои.
И вот все вместе войны, рядом.
Князья «низовские» в тоске.
Окинувши, Бояна, взглядом,
В зависти от коня, доспех.
А Перемет страдал всех пуще,
Просил отдать коня ему.
Он своего менял, не хуже,
Дал шубу, серебро - к тому ж.
Но не отдал тут воин честный,
И ни доспехов, ни коня.
И Перемет воин бесчестный,
Стал злобно, случая, ждать, дня.
Нижегородские полки, другие,
Вверх по Оке, берегом шли.
На бой с ханом, бойцы лихие,
Землю отстаивать пошли.
С одним полком Боян ступает
На Сарацине боевом.
Но нынче песнь не напевает,
Все думы больше о другом.
Бесстрашен – конь, в боях кровавых,
С поступью лёгкой, в мирный час.
Теперь же шёл походкой бравой,
В бой ринуться готов сейчас же.
Боян не пел. Гусли не трогал,
Задумчив был на этот раз.
Успеть бы с помощью до срока,
Готовы биться в любой час.
Приехал Перемет с дружиной,
Пораньше, чем тогда Боян.
И сразу стан расположили,
Сам Перемет среди бояр.
И вот шлёт Перемет приказы:
«Разбить шатры, в дозоры встать».
С дружками бражничать стал сразу,
Вскоре Боян приводит рать.
Боян тут спросит Перемета:
«Путём ли не ошибся тут,
Не на войну вёл войско это,
А на пирушку привёл, тот».
Старые войны - за Бояна,
Тут струсил Перемет уже.
За дело будто взялся рьяно,
Полк пьяный проверять пошёл.
Мол, на рассвете полк направит,
На встречу с ханом – «воевать».
А сам решился уж расправу,
Тут над Бояном затевать
В том сердце злость уже запала,
И он, дождавшись ночи, тут
С подручными, когда все спали,
Вмиг на Бояна нападут.
Ножами исполосовали,
И бездыханного снесли,
К Оке. В челн там же запихали,
Пустили вплавь. И спать ушли.
Челнок же по Оке сплавлялся,
Плыл до рассвета тот, всю ночь.
Боян в крови ж на дне валялся,
И плыл от места дальше. Прочь.
К берегу правому пристанет,
Монахи невод тянут тут.
Недалеко стояли в стане,
И добывали тут еду.
Они челнок тот увидали,
Бояна в кельню отнесли.
Отхаживать от смерти стали,
Смерть победили всем назло.
Потом сказал ему игумен,
«Негоже оставаться тут.
Возле татар рядом. Не умно.
Пусть, к Досифею отвезут.
Отец святой - в лесах заволжских,
Живёт. Там очень дикий край.
Непроходимые дорожки,
Озеро есть там Светлояр.
Скупаешься в нём и окрепнешь,
Раны затянутся твои.
Там «кожу» новую оденешь,
Забудешь про свои бои.
За Керженскими же лесами,
На Ясном озере. Вдали.
С лесными всеми чудесами,
Боян там быть благоволит.
Средь иноков здоровье правит,
Те - войны бывшие, к тому ж.
И среди них Боян по праву,
То, неизвестно никому.
Раны зажили, срослись жилы,
Без костылей же – никуда.
Он пел монахам. Так и жили.
Любили все Бояна там.
Князь Перемет уже владеет,
Конём Бояна и мечом.
Его доспехами. Сам - в деле:
С ханом в войну вновь вовлечён.
В краю земли «низовской» – встали,
Народ не русский всё тут жил.
Когда на отдых люди встали,
Народ тут с яствами пришёл.
И захмелели войны сразу,
Перепились, заснули все.
Не слушались уже приказам,
Уже забыли обо всём.
Татары, копьями - будили,
Когда напали поутру.
И многих войнов перебили,
Остатки в плен лишь заберут.
И Перемет сдаётся хану,
С оружием, с дружиной, тут.
С ним побратался. Рядом встанет,
И на Москву потом пойдут.
Но, от Москвы их отогнали,
Те, в тёплые края ушли,
Народы малые бить стали,
Целый год, грабили и жгли.
Веру татарскую он принял,
Обычаи все перенял.
Завяз совсем в этой трясине,
Зову крови даже не внял.
«Пайцзу» - за службу получает,
Из золота пластинка, та.
Всему его хан поучает,
Сподвижником его он стал.
Знаком для полномочий, в сборе,
С народа – дани всякой тут.
Пайцза – была уже в ту пору,
Её ж не каждому дают.
Ещё, ярлык, взял на княженье,
В земле «низовской» он тогда.
И вскоре принял он решенье,
Опять податься в свою даль.
Когда ж на родину вернулся,
То, княжить нечем было там.
Разгрому очень ужаснулся,
Виновником, был тут и сам.
Пока служил тому, он, хану,
Другой, на княжество напал.
И вывез всё тут чистоганом,
Людей и скот в полон угнал.
Он землю разорил родную,
Многих людей угнал в полон.
И Перемет уже тоскует:
Пустую землю, видит он.
Орина с сыном, в плен попали,
И перебита вся родня.
Как хворь - чума на землю пала,
Гарь, пустота кругом одна.
И Перемет начал метаться,
На Сарацине боевом.
Он, из конца в конец, мотался,
Земли «низовской». Край его.
А из лесов уж выходили,
Люди, вновь землю обживать.
На своих промыслах трудились,
В полях, уставши горевать.
А Перемет с них дань сбирает,
И хану отправляет всё.
Хана Басмана упрошает,
Жену с сыном вернуть совсем.
На ханской службе год проходит,
Честь он и совесть потерял.
Родню свою он не находит,
Его потуги все тут зря.
В народе ненавидеть стали,
А малышня - насмешки, вслед
Вдогон теперь всегда кричали,
Что заслужил, тот, Перемет.
«Эй, Перемет-сума, продажный!
Бабу на бляшку променял!
А сына за ярлык продал же,
Коня у витязя украл!»
Тут Перемет новость узнает;
Что, продана жена и сын.
Кому и как, никто не знает,
Все в сторону его - косы.
За морем, те, Хвалынским были,
Вернуть уже было нельзя.
Известие, чуть не убило,
«Кондрат» князя чуть тут не взял.
Совсем тут жутко князю стало,
С почёта, от семьи уже,
Тут ничего уж не осталось,
Богатства нет и конь чужой
А Сарацин не спал ночами,
Призывно ржал и плохо ел
Чуть ли не слёзы под очами,
И всё куда - то в даль глядел.
.
На князя злился, зубоскалил,
Глядишь, того и загрызёт.
На луг, траву есть - не пускали,
От боязни, что удерёт
И понял князь, что - «докатился».
В беспутной жизни, преуспел.
Да очень поздно спохватился,
Чашу свою до дна испил.
Висел колокол сиротливо,
Среди столбов дубовых, там.
Народу не служил, игриво,
Землин «низовской», как тогда.
Собрался люд больной и нищий,
Ударили в колокол, тут,
И звук раздался громкий, вещий,
Со всех сторон люди идут.
Народ созвали - ополчились,
Прогнали Перемета – вон.
Всё ж воевать не разучились,
Пришли на сбор со всех сторон.
На земли Вятские подался,
Чтоб на княжение сесть, там.
Но, там - ненужным оказался,
О нём пришла молва сюда.
И, те, сказали Перемету,
Что знаем о тебе мы всё.
Что зря на княжество ты метил,
Стал ненавистным уже всем.
Как загнанный волк, князь метался,
Совесть проснулась в склоне лет.
Везде он лишним оказался,
И порешил тут Перемет:
«Поеду я тогда на Волгу,
Чтобы уже там казнь принять.
Да, от своих «низовских» только,
Иль постригусь в монахи я».
Дурные люди в конце жизни,
К молитвам прибегают всё ж.
Ответ, за все дела и козни,
На бога сваливают все.
Конь заморённый Перемета,
Везёт его «не знай куда»
Песня послышалась, вдруг, где – то,
Суровая! Слышной, сквозь даль.
.
Заржал тут Сарацин, на пенье,
И уши навострил в момент.
И ход прибавил конь со рвеньем,
Тут рассмеялся Перемет:
«Али ячмень, да пойло чуешь?»
Собачья кровь» - тут князь сказал.
«Иль, на другое кровь волнуешь?
И на, те, звуки поскакал?»
Озеро средь холмов блеснуло,
Тихое, чистое – Алмаз!
Кругом таинственность лесная,
Но, вот строенья видит глаз.
Тут монастырь уже виднелся,
За частокольною стеной.
И в гладь озёрную гляделся,
Как будто зеркало, оно.
И избы- кельни тут ютились,
Из сосен, срубленные все.
Оконцами на свет гляделись,
Берестом крыши крыты все.
Без куполов стоял храм, этот,
Без луковиц, приземист - же.
Но, крест тяжёлый свой, суть в этом,
Как голову, он, высоко держал.
Вроде и глушь кругом стояла,
Пришла молва уж и сюда:
«Иная, Перемета, вера стала,
К тому же, тот, злодеем стал».
И стукнул Перемет в ворота,
Его впустили в монастырь,
Там с дюжину было народу,
На костылях был поводырь.
Не хану в первый раз молился,
А русскому всё рассказал.
Душой своею он излился,
В стыду же потупив глаза.
И Досифей ответил вскоре:
«В послушники, тебя впустить?
Пред богом боязно, доколе,
Но будем небеса просить».
Средь иноков тут князь молился,
И тут один из них запел:
Голос сильный, грустный разлился,
А князь во все глаза глядел.
На костылях, тот, пел молитву,
Зиновием - звали его.
Голос, как серебром отлитый,
Был слышан очень далеко.
Голос его звенел струною,
Под сводом церкви он гремел.
Молились с песней здесь такою,
Князь не молиться не посмел.
И показалось Перемету,
Что этот голос был знаком.
Слышал его уже он где-то,
Но, не в обличии таком.
И вдруг, всем в храме показалось,
Что содрогнулась тут земля,
И всё под всеми закачалось,
Все устремили в небо взгляд.
От страха замерли монахи,
А Перемет тут приказал:
Увидев, что кругом все в страхе,
Слова такие он сказал:
«Молись, молись! То, конь копытом,
Мой, тут, ногой о землю бьёт.»
И вновь запали все в молитве,
Зиновий же своё поёт:
«Пес прибежал к нам шелудивый,
Спасения искать у нас!
Какого ожидает дива?
С наших молений в этот час?»
А Перемет и все монахи,
Не сразу поняли певца.
О чём поёт? Дрожат все в страхе,
Развязки ждут, всему - конца.
«Ах, так-то молитесь монахи,
Вы за спасение души.
Моей». Беснуясь, князь, от страха,
Из ножен вынуть меч спешит.
К смерти готовы были старцы,
Один певец петь продолжал:
Дрожат уже иконы, ларцы,
Никто же песне не мешал.
«Навеки проклят будет тот,
Чьей волей край родной поруган!
Кто предал Русь, жену и друга,
Одно презрение найдёт!»
А конь у привязи метался,
Всё злее он копытом бил.
И вот кругом всё зашаталось,
И колокол своё запел.
Уж поползла холма вершина,
В озеро, тут, с монастырём.
Монахов расползлась дружина,
Нет никого пред алтарём.
А Сарацин тут оторвался,
И от обрыва отскочил.
Призывно, страстно ржал, метался,
И радостно в лес поспешил.
Вода в озере расступилась,
Гору- оползень, чтобы «взять».
С монастырём. Волна ж катилась.
До дальних берегов и вспять.
И воды сразу же сокрыли,
Словно ворота запахнув.
Всё то, что тут когда - то было,
На веки всё ушло ко дну.
Не раз потом конь появлялся,
Где слышал пение тогда.
По берегу всегда метался,
Кого-то будто ожидал.
Стучал копытом в край обрыва,
Прислушивался к звукам он.
И ржал, как будто бы в надрыве,
Бегал сюда, как на поклон.
Холмы ж и озеро молчали,
Один лишь лебедь плавал тут.
И вид его совсем печален,
А воды тайну стерегут.
Лебедь - кликун, трубил призывно,
Как в рог серебряный, всегда.
Кого – то будто звал, что дивно,
И до весны летел вновь в даль.
Долго, тот, конь бывал в том месте,
Пока сам не погиб уже.
От истощения, тоски и грусти,
В лесах Керженских, где он жил.
Место – урочище, назвали:
Это - «Конём». Уже с тех пор.
Где он погиб, то место знали,
Дремучий там сосновый бор.
На Светлояре ж появлялся,
Лебедь - кликун, каждой весной.
Кого – то будто дожидался,
А плавая, глядел на дно.
Храбро и горделиво плавал,
Не докликавшись - улетал.
Историю, считают правдой,
Была, что в древние лета.
__________
Такая, сказка, вот, ходила,
Всегда среди народов, там
Около Светлояра - дива,
И «града» Китежа, тогда.
Земля «низовская» - Нижегородская.
«град «Нижний» - Нижний Новгород.
«Гора- оползень» - это случившийся тогда очень сильный оползень, в результате «град» Китеж (поселение с храмом
Ушло целиком в озеро)
Свидетельство о публикации №112102609939