Ганна Осадко. Флейтистка
Исторически так сложилось,
что в тёх загумёнках, откуда я родом,
не было необходимости и потребности - остановиться,
чтобы послушать музыку.
И я никогда не видела как играют на флейте.
Для общего разития я заглянула в Гугол - чтоб посмотреть,
как она выглядит
(увидела - ничего особенного, дудка как дудка)
и - забыла.
А вчера подруга меня пригласила в органный зал в Киеве
"Анька, это же Бах, клавесин-оргАн-флейта, ох и наревёмся же от души".
Честно говоря, я даже обрадовалась -
Ещё бы! Совершенно цивильный повод расплакаться - т.е. катарсис.
Такое грех пропустить...
Я увидала,
усталую и худую
спину женщины за клавесином.
Их подавали в наборе, дуэтом, вдвоём,
женщину и клавесин:
бархатное платье с серебряным шитьём
отлично гармонировало с инкрустацией инструмента.
Я видела,
как на старушечьи пальцы этой женщины
ангелы опускались,
и принюхиваясь,мОрщили смешно голубые носЫ -
пучкИ длинных усохших пальцев воняли "Ас"ом:
слишком долго она отбеливала вчера,
вуаль своей любви
утерянную полвека тому назад.
я слышала
как орган изнутри гудел,
горние вышние звуки с моею Алёнкой всхлипывали,
и я ощущала себя в утлой лодочке между двух совершенно чужих берегов,
над моей головой
умирали цивилизации и миры,
а под ногами двигался поезд метро,
нафаршированный людом, словно пасхальная утка.
Я видела
когда последней вышла она -
мулатка -
полоску серебряной флейты приложила к пышным губам,
как пасторальная пастушка на музейной тарелочке,
чуть нАбок немного голову опустив...
Во время игры её лицо искривилось,
как у обиженного ребёнка,
перехвачена чёрная шевелюра дешёвой красной резинкой, купленной в подземке.
Вечернее чёрное платье, без украшений,
обнимало вплотную тело - по цвету - латте с ванилью.
Я услыхала
сначала музыку - серебряной ниточкой - прямо навзрыд.
Потом - овацию.
А потом - всё смыло.
Я не видела
как она прячет серебристую флейту в картонный футляр,а потом в сумку,
как одевала красную курточку,рукавички,
как под землю спускалась (дворец "Украина")вместе с Орфеем,
читала в подземке по лицам,плыла по переходу,
вынырнула на левом берегу,
а потом - с двумя пересадками - в гетто Троенщины -
"Водитель, на остановке, пожалуйста..."
* * *
Флейтистка.
Ганна Осадко.
Якось так історично склалося,
що у тих загумінках, звідки я родом, що в тій родині, звідки я кров'ю,
не було ні потреб, ні можливостей зупинитись – і слухати музику.
Тому ніколи й не бачила, як грають на флейті.
Подивилась колись в гуглі, так, для загального розвитку, як вона виглядає
(дудка як дудка, справді, нічого такого екстра) –
та і забула.
А коли вчора, у Києві, подруга запросила в органний зал –
«Це ж Бах, Анько, клавесин–орган-флейта, поревемо від душі» – зраділа, щиро кажучи.
Ще б пак! – цілком цивільний спосіб виплакатися, себто, катарсис –
Гріх таке пропускати...
Бачила
спину жінки за клавесином
Втомлену і сутулу.
Їх подавали в наборі, дуетом, удвох,
Жінка & клавесин:
Оксамитова сукня зі срібним шитвом вельми личила інкрустації інструмента.
Бачила,
як ангели сідали на старечі руки цієї жінки,
Смішно морщили небесні носи, принюхуючись –
пучки довгих, заморених пальців гостро смерділи «Асом»:
вчора вона довго відбілювала вельон своєї любові, втраченої піввіку тому.
Чула,
як орган гудів ізсередини,
Горні, горішні звуки схлипували разом із моєю Оленкою,
А я почувалася, мов на човнику вутлому, поміж двох берегів геть чужих,
бо над головою помирали світи та цивілізації,
а під ногами двигтів потяг метро, фарширований людом, ніби святкова гуска.
Бачила,
Як останньою вийшла вона.
Була мулаткою.
Срібну рисочку флейти приклала до пишних вуст,
Як пасторальна пастушка з тарілочки у музеї –
Отак-от набік, голову трішечки опустивши...
Коли грала, обличчя кривилося, ніби в дитини ображеної.
Густе чорне волосся перехоплене дешевою червоною гумкою із підземки.
Чорна вечірня сукня без жодних оздоб обнімала тіло – на колір – латте з ваніллю.
Чула
Спершу музику – срібну ниточку – аж навзрид.
Потім – хвилю оплесків,
Потім – змило.
Не бачила,
Як ховала сріблясту флейту в картонну коробку, а потім у сумку,
Як одягала коротку червону курточку, рукавички,
Під землю (палац «Україна») спускалась разом із Орфеєм,
Читала в підземці обличчя, пливла переходом,
Випірнула на Лівому березі,
А тоді – із двома пересадками –
У гетто Троєщини –
«Водітєль, на остановкє, пажалуста...»
© Copyright: Ганна Осадко, 2012
Свидетельство о публикации №112032912484
Свидетельство о публикации №112102600797
Олись Лапковский 26.10.2012 16:12 Заявить о нарушении
Не переводить же это на украинский.
Но всё-таки, Лида,несмотря на то, что во всех советских русских школах украинский язык преподавался НА РАВНЫХ с русским (к-во часов), поверь мне, я сам учился в русской школе, во всех,во всяком случае крупных городах Восточной Украины, а в Киеве в первую очередь по-украински говорили только на базаре,и, отчасти, в университете.
Да я думаю, и теперь большая часть киевлян общается, в основном по-русски (и ваша милость не исключение).
А мулатка - кофе латте - должна говорить по украински?
Однако, я считаю, что предоставление русскому языку на Украине статус государственного наравне с украинским - глупость, причём политическая.
Если Украина хочет быть независимой, то у неё государственным должен быть только один язык - украинский.
Глеб Ходорковский 26.10.2012 23:04 Заявить о нарушении
Олись Лапковский 26.10.2012 23:52 Заявить о нарушении
"Вы откуля? - с Костопуля"
Олись Лапковский 27.10.2012 10:15 Заявить о нарушении