Краткий ликбез о стихоплётстве
Попробуйте угадать с трёх раз, что обычно привлекает вдумчивого читателя в стихотворении в первую очередь. Краткость изложения? Удачная рифма? Глубокий его смысл? Ни-ког-да. Точнее, не всё здесь так просто, как может показаться на первый взгляд.
Главное, в хорошем стихе, скажем так, изначально должен присутствовать КОСМИЧЕСКИЙ КОД. Или хотя бы его малая частичка. Что это значит? А это значит, что в стихе должны умело накладываться друг на друга одновременно несколько смыслов (два, три, может быть и больше, до семи!), которые читатель сумеет раскрыть далеко не сразу, а лишь постепенно. Причём эти смыслы первоначально уже были как бы заложены в его ПОДСОЗНАНИИ.
Сюда же относятся (что весьма и весьма желательно) многосложная рифма, и звукоудар, приходящийся, как правило, на определённое слово. В результате "выплетается", сама собой, некая стихотворная канва, отдалённо напоминающая кружево. Но такое, чтобы ни один узелочек не смог самопроизвольно "разбежаться".
То есть, всё-о-о обязано строго стоять на своих местах. Выкинешь что-то из стиха либо чуть переставишь - и всё тут же "расползается", превращается в бесполезную аморфную массу, бессмысленную "рифмятину". То есть, стихотворение мгновенно "теряет и смысл, и силу".
Довольно много ловко и умело выкроенных по подобному "лекалу" стихо-творений, к примеру, есть у Пушкина. Да и у многих других русских поэтов сильные вещи тоже встречаются. Но реже. Причём, код этот ощущается мгновенно.
Что ещё более удивительно. Порой, казалось бы, иной раз чистейшей воды дребедень, как у того же Александр Сергеича, может оказаться ну жутко привлекательной штучкой. А прочие, куда более серьёзные вещи и даже большие поэмы - совсем наоборот. В чём же дело? Смотри выше.
Одним словом, тут целая наука. А вы говорите... :)
В качестве наглядного примера. Небольшое четверостишие одного из оставленных мною(незаконченных) стихотворений.
........................................
Горит и светится багрянцем лес осенний,
Остывший луч скользит (по бороздам)
Полей уснувших. Призрачные тени
Столбов унылых виснут тут и там...
..................................................
Слово ПО БОРОЗДАМ плохо вписывается в космокод данного четверостишия А посему и застопорилось его продолжение. Всё остальное - более-менее на своих местах. Хотя и присутствует перенос строки. Но это уже не столь важно. :)
Свидетельство о публикации №112102600046