Как в знойный день луна

Светлой памяти Николая Рубцова


Заумные стихи обычно бездуховны
иль холодны, не зря шарады им сродни,
так сложен стиль, так смысл перенасыщен, словно
хотят нам доказать, что выше нас они.

Недаром стали  звать их отстранённо – тексты,
сменили соловьёв их авторы на сов,
но ты, читатель мой, я верю, не из тех ты
кому туман в мозгах дороже точных слов.

Быть непонятным, быть не понятым – искусство
из серии афер, как в знойный день луна,
а суть потуг лишь то, что за душою пусто,
ей нечего сказать, и гонит текст она.

И что бы нам с тобой ни наплели зоилы,
как ни хвалили бы заумных молодцов,
авангардисты нам не то чтобы не милы,
а по фигу они, коль есть поэт Рубцов.

Коль чистый русский стих мы ставим в изголовье,
слезу зовём слезой, гром грянет – скажем: гром;
за всю любовь / как он!/ расплатимся любовью,
за всё добро /он прав!/ расплатимся добром.


Рецензии
Стих понравился. Истинно рубцовский.
Кажется, у тебя опечатка:
"Недаром стали их звать отстранённо - текстом". Так получается сбой ритма. Думаю, ты хотел написать: недаром стали звать их отстраненно - текстом.
И еще одно: по-моему, у тебя авангардистов точнее было бы заменить на постмодернистов. Потому что авангардисты, наравне с классиками, давно читаются и в школах, и в вузах, и в народе. Давно признаны искусством. Маяковский, Мейерхольд, ранний Пастернак и т.д. А вот постмодернисты явление относительно новое и спорное, действительно тяготеющее к заумности и стилистической сложности, их творения написаны зачастую как манипуляция различными пластами культуры прошлого, как чистые игры интеллекта, что далеки от жизни, вернее, являются пародией на жизнь, а то и стёбом над жизнью. Авангардизм - это новизна, эксперимент, а постмодернизм - "игра в классики" (по названию известного романа Кортасара) с ценностями мировой культуры. Причем, именно русские постмодернисты вызывают споры (Егор Радов "Змеесос" и пр., Пелевин, Пригов и т.д.) Тогда как многие западные постмодернисты повсюду признаны классикой (Томас Манн, Борхес, Паоло Коэльо...) Мое мнение на этот счет таково: запад уже "переболел" постмодернизмом, а вот в России до сих пор пытаются переплюнуть западные образцы. Поэтому правильно у тебя написано в начале последней строфы: "Коль чистый русский стиль мы ставим в изголовье".
Вообще, концовка, как всегда, у тебя превосходна. Рубцовские знаменитые строки органично сливаются с твоими:
за всю любовь /как он!/ расплатимся любовью,
за все добро /он прав!/ расплатимся добром.
С самыми наилучшими пожеланиями. Здоровья всем нашим.
Напиши мне письмо, хотя бы вкратце, как у вас дела, а то волнуемся.

Егиазаров Александр   24.10.2012 22:40     Заявить о нарушении
Привет, Птеро! Во-первых: спасибо за опечатку, исправил. Как она влезла - непонятно."сталИ Их",я всегда стараюсь избегать сдвоенных гласных, а тут...
Во-вторых: спасибо за умную, аргументированную рецензию ( не поднимается рука назвать её - рецкой!)Я согласен со всеми её положениями, но...
Для меня, серого, авангардизм имеет обобщающее значение: и акмеизм, и символизм,и модернизм, и метаметафоризм, каждый для своего времени, были авангардизмом. (авангардом) То же самое можно сказать и о постмодернизме. Ниша у них одна - авангард! Поэтому, мне кажется, что,
если я заменю авангардизм на постмодернизм (кстати, он идеально ложится в размер)то как бы сужу рамки темы, а мне бы этого не хотелось.
Может, я ошибаюсь, но когда я говорю с иронием "авангардизм", я имею в
виду всю эту хрень вместе взятую. Если не прав - разуверь. У тебя это хорошо получается.
С гл.ув. Вячеслав.

Вячеслав Егиазаров 2   24.10.2012 23:37   Заявить о нарушении
Не стану спорить. Мотив всех этих движений в сторону от общепринятого, от привычного и обжитого, чтобы создать свою собственную пусть даже не норму, но антинорму, пусть даже не красоту, но антикрасоту, и не мораль, но антимораль, есть чрезмерная гордыня . В этом широком смысле любую попытку взамен Божьего мира создать свой мир можно называть авангардом. Н.Рубцов воспевал именно Божий мир, нисколько не думая о собственном величии (разве что иногда с иронией: мне поставят памятник на селе, буду я и каменный навеселе). Он был продолжателем именно классической традиции Пушкина, Лермонтова, Тютчева... Хотя, конечно, владел всеми техническими приемами современной поэзии. Но нормы он отстаивал именно те, которые пришли в 20 век от Пушкина, Лермонтова, Тютчева... Православные Божьи нормы.
Интересно, ведь Пушкин считается великим реформатором и русского языка, и вообще русской культуры, но оставался он всегда верен Православию. Русская Православная церковь Пушкина чтит. А вот, к примеру, идеолога русского модернизма Мережковского от церкви отлучили. Да ладно, ты это все и сам прекрасно знаешь.
Твой.

Егиазаров Александр   25.10.2012 02:47   Заявить о нарушении
Да! Чуть не забыл главного тебе по этому поводу сказать. В Москве был по делам недалеко от метро Баумановская. Там находится Богоявленский собор в Елохове. Я туда зашел, поставил за здравие всех родных и близких свечки и даже попал на службу. Так вот над входом в собор на барельефе я прочитал, что здесь был крещен младенцем Александр Сергеевич Пушкин. Вот так. Живу в Москве столько лет, а попал в такое замечательное место только на днях и случайно. Очень красивый собор. И у стен его можно посидеть на скамеечке в тени деревьев, отдыхая и телом, и душой.

Егиазаров Александр   25.10.2012 03:15   Заявить о нарушении
Классно! Толстого тоже отлучили (к примеру!) Про крещение Пушкина и про собор - это ты здорово описал.Завидую, что сам я уже не смогу там побывать.
С теплом.
В.Е.

Вячеслав Егиазаров 2   25.10.2012 14:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →