Оценки и комментарии. Четверть финала Осень-2012

1…Егор Мирный  «отмель" vs
Виктор Мардони  "Капкан"   3:2
(Psyna, Т. Комиссарова, Е.Кораблёва ------Панург,О.Симитина)
http://stihi.ru/2012/05/08/7033
http://www.stihi.ru/2012/04/04/2496

2.Ольга Хворост  « Я здесь была» vs
Виктор Стрельцов"В прохладные ладони сентября"   4:1
http://www.stihi.ru/2012/07/10/9600
http://www.stihi.ru/2012/09/01/9507
Psyna, Т. Комиссарова,  Е.Кораблёва,О.Симитина --- Панург)

3… Йегрес Вокашу  «Захолустье» vs
Тимофей Бондаренко   «Берегокрушенье»    3:2
http://www.stihi.ru/2012/06/19/5413
http://stihi.ru/2004/07/20-48
(Psyna, Т. Комиссарова,  Панург-- Е.Кораблёва,О.Симитина)

4….Евгения Костюкова  «музыка» vs
Павел Сабин 2  « караси»..    2:3
http://stihi.ru/2012/05/18/4471
http://stihi.ru/2012/07/16/8006
(Т. Комиссарова,  О.Симитина----Psyna,   Панург, Е.Кораблёва)


Елена Кораблёва

На данном этапе какие-то серьезные технические огрехи выявить сложно – остались восемь лучших. И вот здесь я позволила себе включить то самое субъективное «цепляет больше/меньше».  В конце концов, я такой же читатель, которые сотнями приходят на ваши странички…

1…Егор Мирный  «отмель" vs
Виктор Мардони  "Капкан"
http://stihi.ru/2012/05/08/7033
http://www.stihi.ru/2012/04/04/2496
«Отмель» - умное произведение,  живое, образное и «высокоэнергетическое», заставляет думать. Но «Капкан» Виктора я всё же беру в «личную копилку» для пятилетней Варвары – как по-настоящему простой, добрый и искренний стих.

2. ..Ольга Хворост  « Я здесь была» vs
Виктор Стрельцов"В прохладные ладони сентября"
http://www.stihi.ru/2012/07/10/9600
http://www.stihi.ru/2012/09/01/9507
Мой выбор – Ольга. Тонкое, изящное произведение, простые слова выстроены так четко, что каждая строчка касается души – очень живо передано не действие, даже не отношение к чему-то, а именно мимолетное ощущение.

3… Йегрес Вокашу  «Захолустье.» vs
Тимофей Бондаренко   «Берегокрушенье»
http://www.stihi.ru/2012/06/19/5413
http://stihi.ru/2004/07/20-48
«Берегокрушенье» - одно из трех моих фаворитов на Осеннем, остальные уже выбыли. Поэтому выбираю его.

4….Евгения Костюкова  «музыка» vs
Павел Сабин 2  « караси».. 
http://stihi.ru/2012/05/18/4471
http://stihi.ru/2012/07/16/8006
«Музыка» Евгении – мягкое, женственное, доброе. Но стихотворение Павла заставляет задуматься: разбивается не банка с карасями,  а очередной мираж иной, притягательной и уже недостижимой, жизни. Что ж, каждый сделал свой выбор…

С уважением,
Елена

Татьяна Комиссарова

Ну, что ж, к концу выбирать всё сложнее, а аргументировать легче - ведь стихи все знакомы и откомментированы. Так вот, насчет выбора.
В первой паре я проголосовала за стих Егора, потому что это, безусловно, один из лучших стихов нынешнего конкурса и я вижу его в финале. Во второй паре я и в 1.8 финала предпочла стиху Виктора стих соперницы, оставшись в меньшинстве, и сейчас я выбираю стихотворение Ольги. В третьей паре голосую за более "живой" и бередящий душу стих Сергея. В четвертой вынуждена сказать "нет" "Карасям" - стих Евгении мне кажется более объемным. Спасибо всем за участие, победителям - удачи в полуфинале

Ольга Симитина

Исходя из того, что по стихам  трех из четырех пар я уже высказывалась, комментирую свой выбор только по одной: Йегрес Вокашу  «Захолустье» vs  Тимофей Бондаренко   «Берегокрушенье». Мне оба стихотворения были близки и понятны с первого прочтения, несмотря на то, что они отличаются и стилистически, и, фигурально выражаясь, идеологически. Я не стану касаться технической стороны, потому что обоих мастеров знаю давно, ценю их творчество и не сомневаюсь в их «ремесленных способностях». Мой голос за «Берегокрушенье» - эта тема не может не найти отзыв в душе человека, повзрослевшего на стыке веков, тысячелетий, на фоне разрушения великой державы, краха идей и целей. Можно сказать, что в моей жизни было место берегокрушению, и я каждую строку этого стихотворения кожей чувствую. Возможно, кто-то скажет, что это мои личные ощущения, но ведь именно автор сумел их пробудить, заставить задуматься над собственным прошлым в историческом контексте. Считаю, что «Захолустье» с художественной точки зрения проигрывает, как более однозначное, менее философичное и очень «народное», как раз том значении, которое вкладывал в подобную характеристику Белинский. Я не упрекаю Сергея в искусственности этой народности – напротив, стихотворение пронизано искренностью и тоской, но мне как читателю не хватило нерва, осознанного чувства, довлеющего над спонтанной эмоцией.
p.s. Надеюсь очередная порция «филологической анестезии» кому-то окажется нужной.


Панург

1. Виктор Мардони
Сколь не пытаюсь, никак не проникнусь "Отмелью". Смывает меня с неё...
"Капкан" держит крепче, отчетливей.

2. Виктор Стрельцов
Лирика против лирики. Стих Виктора сильнее, мускулистее. Видимо Ольга с
"была, была"  несколько переборщила. Это как сэндвич. Сверху и снизу толстый
кусок хлеба, а в середке слишком мало начинки. Во рту доминирует
вкус хлеба. Но ведь мы понимаем, что хлеб в сэндвиче не главное, в
сэндвиче главное - колбаса... ;)

3. Йегрес Вокашу
"Оставим за кормою тех, кто слаб."
Пусть кормят рыб, пока мы ищем берег.
Шутка-минутка, как говорит моя дочь. Что выбрать - аллегорию
или реализм? В данной паре аллегория проигрывает именно потому, что
слишком уж рафинированно аллегорична. Стих Йегреса, проходя через
сознание, шкрябает его, оставляя след. Стих Тимофея, несмотря на явно
ощутимый труд автора над стихом, не цепляет. Может всё дело в сюжете?

4. Павел Сабин
Ох, уж эти длинные строки. Не очень удобно читать, когда две строки
впихнуты в одну. Правда, вынужден признать, что и сам этим
злоупотреблял. Будет мне уроком на будущее. У Евгении умилительная,
почти кинематографическая история, но несколько шероховато исполнена
на мой взгляд. Кроме того - "кипяток из нот" и имена "людвиг" и "музыка", написанные
с маленькой буквы, ИМХО не очень удачные находки.
Про "Карасей" я уже писал. В данной паре отдаю Павлу чисто "техническую
победу по очкам", говоря боксерской терминологией. Сюжетного
преимущества я не вижу.

&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&

От авторов: Тимофей Бондаренко.


Решил высказаться в порядке альтернативного обзора с разбором проигравших.

1. по первой паре:
Егор Мирный  «отмель" vs  Виктор Мардони  "Капкан"   3:2
(Psyna, Т. Комиссарова, Е.Кораблёва ------Панург,О.Симитина)
http://stihi.ru/2012/05/08/7033
http://www.stihi.ru/2012/04/04/2496

---------------------------------------

Мне в принципе симпатичнее стих Мардони.
Я придерживаюсь мнения, что писать просто - намного сложнее.
Но здесь вот какая недолга:
В "простых" стихах намного рельефнее выступают недоработки, нелогичности, стилистические неточности итп вещи.
А стих Виктора Мардони, при хорошем замысле, к сожалению, небезупречен.
С техникой все нормально.
"к коже" - можно простить.
А вот по остальному - есть очевидные замечания.
Прежде всего - некоторое, но вполне ощутимое косноязычие.
Начиная с первой же строфы.
Ну как-то не совсем уклюже это сказано.
Лопата не по теме тут.
Раз уж про капканы речь пошла.
.
И вообще, лучше было бы переставить строки:
.
"До того густой туман,
Хоть бери лопатою.
Он попался в мой капкан
Белой ватной лапою..."
.
"невинный" - рифмозатычка.
Да и поза пня - отнюдь не художественная находка.
"гайна" - не одобряю. Во-первых, бельшинству слово неизвестно, а во вторых, явно перекликается
"у га.на звериного". (незнакомое слово невольно активирует мысль - а вдруг опечатка или сознательное искажение).
.
Шеи во множественоом числе в одном свитере.
"Ничего нет личного." - нелепая строка-затычка.
И опять ненужная инверсия в изложении. Сравните
"Хорошо, что лишь туман
Стал моей добычею.
Забираю свой капкан.
........
"
.
"Чертит, падая, пунктир
Мерзлая смородинка.."
Пунктир - весьма сомнительно.
.
"Приросла ко мне Сибирь,
Словно к коже родинка."
.
Мысь понятная, хорошая, но вот способ выражения - стоило бы упорно поискать.
Сравнение Сибири с родинкой - ну, сами понимаете.
Ну почему бы не сказать, например:
"Я прирос к тебе, Сибирь..."
:-)
.
В целом - рыхлая композиция. Не хватает слитности, сюжетной спаянности строф.
---------
Что касается стиха соперника...
У меня складывается впечатление, что арбитры боятся показаться непонимахами.
Я вот честно признаюсь, что не вижу тут ничего определенного ни в частностях ни в целом.
Ни о чем, ни зачем это все написано.
Ну а если расшифровать - то подозреваю, там окажется огрехов ничуть не меньше чем у Мардони.
Хотя могу допустить, что судьям видней.
----
Кстати, предлагаю эксперимент:
Пусть судьи независимо (положимся на их честность) расшифруют этот стих. Не просто "в общем", а построфно, пообразно, построчно, если надо.
И вышлют организатору.
А Лариса потом вместе выложит присланное.
Ну что, господа арбитры, слабо?
:-)
-------------------------------------------
2. По второй паре:
Ольга Хворост  « Я здесь была» vs
Виктор Стрельцов"В прохладные ладони сентября"   4:1
http://www.stihi.ru/2012/07/10/9600
http://www.stihi.ru/2012/09/01/9507
(Psyna, Т. Комиссарова,  Е.Кораблёва,О.Симитина --- Панург)

-------------------------------------------

Жребий свел два стиха, чем-то похожие.
В первом, как я понимаю, ЛГ мертв.
Во втором - готовится стать мертвым.
.
Оба выглядят достаточно традиционно.
.
Разберу выбывший.
Осень - настолько перезатасканная тема, что за нее браться должно быть страшновато.
Я вот, более 10 лет от начала стихописания, вполне сознательно не брался за эту тему - не чувствовал себя достаточно уверенно...
Конечно же, в стихе полно отнюдь не новых образов и словосочетаний.
Даже строка целиком "Прохладные ладони сентября" - не автором впервые придумана.
И выцветший ситец и желтые ресницы итп итд...
.
Заштампованность - еще не приговор, но при такой ситуации крайне важными становтся композиция и стилистика. Выстроенность стиха в целом.
А с этим - не очень.
.
"Звучит печально... в грустном приговоре:"
-неточно. Вернее "грустным приговором".
(а что, бывают веселые? :-))
Приговор "щедрости с ушедшим бабьим летом."
- не очень внятно.
.
Две, как я понимаю, важные строки
"Так в краткости земного бытия,
Уходит в память нынешнее лето."
-не очень уклюже сказано.
Такие строки должны звучать жестко, чеканно, где-то афористично, чтобы вытянуть на себе стих, не оригинальный ни по смыслу, ни по образности, ни по лексике.
Последние две строки мне кажутся лишними.
Ничего они не добавляют к стиху...
Куда стильнее была бы концовка просто
"В прохладные ладони сентября,
Кружась ложатся жёлтые страницы..."

3. По третьей паре.
Йегрес Вокашу  «Захолустье» vs
Тимофей Бондаренко   «Берегокрушенье»    3:2
http://www.stihi.ru/2012/06/19/5413
http://stihi.ru/2004/07/20-48
(Psyna, Т. Комиссарова,  Панург-- Е.Кораблёва,О.Симитина)

------------------------------------

Стих Сергея - безусловно, один из лучших в данном конкурсе. Я с самого начала обратил на него внимание. Незамысловатая, не оригинальная по идее, но неплохо выстроенная зарисовка.
Из оставшихся - на мой взгляд, лучщий.
.
Счет для меня был ожидаемым, как и голосование судей.
Что вызывает у меня сожаление - так это невнятность судейских претензий.
Нечитаемость о чем стих - ??
Затянутость - ?
Мне кажется 24 не очень длинные строки не так уж много. Тем более, для глобальной темы. И для нестандартной и оригинальной подачи.
Это же не пережевывание штампов на затасканную тему.
Любопытно, что на конкурсе есть стихи, к которым эти претензии можно было бы высказать с куда большими основаниями...
:-)
Рафинированность - ??
Это вообще непонятно к чему и почему.
О том, что стих - чистая притча, а не окрошка из притчи и реала?
Так мне сие как раз видится плюсом, причем не маленьким.
Единственно, что без вопросов понятно - это "не цепляет".
Но зачем для этого надо придумывать какие-то псевдообоснования?
.
------------------------
4. По четвертой паре:
Евгения Костюкова  «музыка» vs
Павел Сабин 2  « караси»..    2:3
http://stihi.ru/2012/05/18/4471
http://stihi.ru/2012/07/16/8006
(Т. Комиссарова,  О.Симитина----Psyna,   Панург, Е.Кораблёва)

--------------------------------------------
Оба стиха тяжеловесны.
Стих Павла - особенно.
Он конечно, мог бы не записывать две строки как одну, и разделить строфы - но тогда вылезла бы не свет божий огромная длина стиха.
Но судьи предпочли его.
Поэтому пристально рассмотрю только стих Костюковой.

Длинные тяжеловесные строки.
Неровный почти прозаический ритм.
Не бог весть какие рифмы.
Мне лично непонятно, зачем заниматься прозаизацией стихов. Не лучше ли писать просто прозаические миниатюры?
По содержанию:
Некая весьма эклектичная фантазия.
Тут все навалено - и чаплин и "музыка" и людвиг.
И даже какой-то щит.
Хотя по предыдущему никак не видно, что ей нужен был щит. Для кипятка, что ли?!
Кипяток из нот клокотал-клокотал, да так и забыли про него...
Наверное бессмысленно делать логический разбор стиха, ибо логика тут заведомо не ночевала.
При попытке хоть как-то выстроить повествование стиха - получается каша и бессмыслица.
А в общем о чем?
О том как сошлись глухонемая от рождения и оглохший в 26?
Бетховен тут заведомо ни при чем.
Он с музыкой познакомился несколько раньше, чем начал глохнуть. Да и Чаплин - не из того века.
Увы, невнятный стих, как и в общем, так и в частностях.
Ну скажем
"утешало главное, которого не лишиться – воздух-огонь-вода." - может означать все что угодно.
"девочка выросла в травах, в поверьях, в кружеве. " - зачем это здесь?
"внешне – углы да трапеции – неуклюжая," - типа немоты мало для жалистности образа?
Или что музыка до Бетховена была вот такой?!
"парнишка" в 26 лет -? А девочке сколько тогда было? небось все 200?
(ежели считать от папы-немца - Баха до Бетховена)
.
При желании придумать тут можно все что угодно.
Например, это стих про то, как сняли музыкальный фильм про Бетховена.
Великий немой (кино) + Бетховен.
:-)
Стих не тянет ни на аллегорию, ни на реалистичный рассказ.
По стилю - от канцелярита до пафоса.
.
Стих соперника несомненно выигрывает куда большей конкретностью, логичностью и внятностью содержания. Более стихотворной формой и более ровной стилистикой.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко
 


Рецензии
решил высказаться в порядке альтернативного обзора с разбором проигравших.

1. по первой паре.
Мне в принципе симпатичнее стих Мардони.
Я придерживаюсь мнения, что писать просто - намного сложнее.
Но здесь вот какая недолга:
В "простых" стихах намного рельефнее выступают недоработки, нелогичности, стилистические неточности итп вещи.
А стих Виктора Мардони, при хорошем замысле, к сожалению, небезупречен.
С техникой все нормально.
"к коже" - можно простить.
А вот по остальному - есть очевидные замечания.
Прежде всего - некоторое, но вполне ощутимое косноязычие.
Начиная с первой же строфы.
Ну как-то не совсем уклюже это сказано.
Лопата не по теме тут.
Раз уж про капканы речь пошла.
.
И вообще, лучше было бы переставить строки:
.
"До того густой туман,
Хоть бери лопатою.
Он попался в мой капкан
Белой ватной лапою..."
.
"невинный" - рифмозатычка.
Да и поза пня - отнюдь не художественная находка.
"гайна" - не одобряю. Во-первых, бельшинству слово неизвестно, а во вторых, явно перекликается
"у га.на звериного". (незнакомое слово невольно активирует мысль - а вдруг опечатка или сознательное искажение).
.
Шеи во множественоом числе в одном свитере.
"Ничего нет личного." - нелепая строка-затычка.
И опять ненужная инверсия в изложении. Сравните
"Хорошо, что лишь туман
Стал моей добычею.
Забираю свой капкан.
........
"
.
"Чертит, падая, пунктир
Мерзлая смородинка.."
Пунктир - весьма сомнительно.
.
"Приросла ко мне Сибирь,
Словно к коже родинка."
.
Мысь понятная, хорошая, но вот способ выражения - стоило бы упорно поискать.
Сравнение Сибири с родинкой - ну, сами понимаете.
Ну почему бы не сказать, например:
"Я прирос к тебе, Сибирь..."
:-)
.
В целом - рыхлая композиция. Не хватает слитности, сюжетной спаянности строф.
---------
Что касается стиха соперника...
У меня складывается впечатление, что арбитры боятся показаться непонимахами.
Я вот честно признаюсь, что не вижу тут ничего определенного ни в частностях ни в целом.
Ни о чем, ни зачем это все написано.
Ну а если расшифровать - то подозреваю, там окажется огрехов ничуть не меньше чем у Мардони.
Хотя могу допустить, что судьям видней.
----
Кстати, предлагаю эксперимент:
Пусть судьи независимо (положимся на их честность) расшифруют этот стих. Не просто "в общем", а построфно, пообразно, построчно, если надо.
И вышлют организатору.
А Лариса потом вместе выложит присланное.
Ну что, господа арбитры, слабо?
:-)
-------------------------------------------
2. Вторая пара.
Жребий свел два стиха, чем-то похожие.
В первом, как я понимаю, ЛГ мертв.
Во втором - готовится стать мертвым.
.
Оба выглядят достаточно традиционно.
.
Разберу выбывший.
Осень - настолько перезатасканная тема, что за нее браться должно быть страшновато.
Я вот, более 10 лет от начала стихописания, вполне сознательно не брался за эту тему - не чувствовал себя достаточно уверенно...
Конечно же, в стихе полно отнюдь не новых образов и словосочетаний.
Даже строка целиком "Прохладные ладони сентября" - не автором впервые придумана.
И выцветший ситец и желтые ресницы итп итд...
.
Заштампованность - еще не приговор, но при такой ситуации крайне важными становтся композиция и стилистика. Выстроенность стиха в целом.
А с этим - не очень.
.
"Звучит печально... в грустном приговоре:"
-неточно. Вернее "грустным приговором".
(а что, бывают веселые? :-))
Приговор "щедрости с ушедшим бабьим летом."
- не очень внятно.
.
Две, как я понимаю, важные строки
"Так в краткости земного бытия,
Уходит в память нынешнее лето."
-не очень уклюже сказано.
Такие строки должны звучать жестко, чеканно, где-то афористично, чтобы вытянуть на себе стих, не оригинальный ни по смыслу, ни по образности, ни по лексике.
Последние две строки мне кажутся лишними.
Ничего они не добавляют к стиху...
Куда стильнее была бы концовка просто
"В прохладные ладони сентября,
Кружась ложатся жёлтые страницы..."
.
С уважением
(продолжение следует)

Тимофей Бондаренко   25.10.2012 06:42     Заявить о нарушении
думаю, что будет правильнее и нагляднее, если я перенесу этот разбор из рецензий в Тему.. и читать удобнее-сразу видно о какой паре идет речь,можно и по ссылке пройтись и даже порыться в своих ощущениях..
Можно, да,Тимофей?

Лариса

Кубок Стихиры   25.10.2012 10:25   Заявить о нарушении
Пожалуйста, как будет удобнее.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   25.10.2012 11:02   Заявить о нарушении
(продолжение)
3. По третьей паре.
Стих Сергея - безусловно, один из лучших в данном конкурсе. Я с самого начала обратил на него внимание. Незамысловатая, не оригинальная по идее, но неплохо выстроенная зарисовка.
Из оставшихся - на мой взгляд, лучщий.
.
Счет для меня был ожидаемым, как и голосование судей.
Что вызывает у меня сожаление - так это невнятность судейских претензий.
Нечитаемость о чем стих - ??
Затянутость - ?
Мне кажется 24 не очень длинные строки не так уж много. Тем более, для глобальной темы. И для нестандартной и оригинальной подачи.
Это же не пережевывание штампов на затасканную тему.
Любопытно, что на конкурсе есть стихи, к которым эти претензии можно было бы высказать с куда большими основаниями...
:-)
Рафинированность - ??
Это вообще непонятно к чему и почему.
О том, что стих - чистая притча, а не окрошка из притчи и реала?
Так мне сие как раз видится плюсом, причем не маленьким.
Единственно, что без вопросов понятно - это "не цепляет".
Но зачем для этого надо придумывать какие-то псевдообоснования?
.
------------------------
4. четвертая пара
Оба стиха тяжеловесны.
Стих Павла - особенно.
Он конечно, мог бы не записывать две строки как одну, и разделить строфы - но тогда вылезла бы не свет божий огромная длина стиха.
Но судьи предпочли его.
Поэтому пристально рассмотрю только стих Костюковой.
Длинные тяжеловесные строки.
Неровный почти прозаический ритм.
Не бог весть какие рифмы.
Мне лично непонятно, зачем заниматься прозаизацией стихов. Не лучше ли писать просто прозаические миниатюры?
По содержанию:
Некая весьма эклектичная фантазия.
Тут все навалено - и чаплин и "музыка" и людвиг.
И даже какой-то щит.
Хотя по предыдущему никак не видно, что ей нужен был щит. Для кипятка, что ли?!
Кипяток из нот клококтал-клокотал, да так и забыли про него...
Наверное бессмысленно делать логический разбор стиха, ибо логика тут заведомо не ночевала.
При попытке хоть как-то выстроить повествование стиха - получается каша и бессмыслица.
А в общем о чем?
О том как сошлись глухонемая от рождения и оглохший в 26?
Бетховен тут заведомо ни при чем.
Он с музыкой познакомился несколько раньше, чем начал глохнуть. Да и Чаплин - не из того века.
Увы, невнятный стих, как и в общем, так и в частностях.
Ну скажем
"утешало главное, которого не лишиться – воздух-огонь-вода." - может означать все что угодно.
"девочка выросла в травах, в поверьях, в кружеве. " - зачем это здесь?
"внешне – углы да трапеции – неуклюжая," - типа немоты мало для жалистности образа?
Или что музыка до Бетховена была вот такой?!
"парнишка" в 26 лет -? А девочке сколько тогда было? небось все 200?
(ежели считать от папы-немца - Баха до Бетховена)
.
При желании придумать тут можно все что угодно.
Например, это стих про то, как сняли музыкальный фильм про Бетховена.
Великий немой (кино) + Бетховен.
:-)
Стих не тянет ни на аллегорию, ни на реалистичный рассказ.
По стилю - от канцелярита до пафоса.
.
Стих соперника несомненно выигрывает куда большей конкретностью, логичностью и внятностью содержания. Более стихотворной формой и более ровной стилистикой.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   25.10.2012 15:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.