Заблудившийся трамвай. Рецензия. Продолжение - 6
Изображение единорога в качестве почитаемого священного образа впервые появилось в долине Инда в III тысячелетии до нашей эры. А символика этого удивительного зверя отражена в “Атхарваведе” - в мифе о потопе, во время которого первопредок людей Ману привязал свой корабль к его рогу. В этих ранних традициях единорогу принадлежало тело тельца, и лишь в поздних - появилось тело лошади или козла.
"Оседлал могучий Индра коня и поехал, - рассказывали в Древней Руси. - У коня во лбу рог отточенный, у коня-то шерсть - трехлокотная, хвост и гривушка опускаются, по Сырой Земле расстилаются. В три строки попона прострочена. Строчка первая - красным золотом, а вторая строка - чистым серебром, ну а третья-то - скатным жемчугом. Вплетены в неё самоцветы. В синем небушке светит Солнце - блещут камушки драгоценные. У коня подпруги - семи шелков, ну а пряжечки - красна золота, ну а шпенечки - все булатные. Шёлк не трётся, булат не гнётся, красно-золото не стареет".
Единорог - главное произведение Бога на Земле. Он так деликатен, что при ходьбе старается не наступить даже на самую крохотную живую тварь, и траву ест только увядшую.
Его появление предвещает рождение справедливого правителя.
Если кто-то ранит единорога - будет горе. Продолжительность жизни единорога - тысяча лет.
Когда мать Конфуция носила сына в своем чреве, духи пяти планет принесли ей животное под именем Единорог. Это было - благовещение.
По другой версии животное появилось само и выплюнуло агатовую табличку, на которой были начертаны слова: «Сын горного хрусталя (или сущности воды), когда царская династия падет, ты будешь править как царь без трона».
Семьдесят лет спустя охотники убили единорога, у которого в гриве еще сохранился клочок ленты, повязанный ему матерью Конфуция. Конфуций пришел посмотреть на единорога и заплакал, ибо почувствовал, чему служит предвестием гибель этого таинственного животного, и еще потому, что в этой ленте таилось прошлое Конфуция.
За двадцать два века до нашей эры один из судей императора Шуна владел Единорогом, который никогда не нападал на ложно обвиненного и всегда бодал виновного.
Жорж Маргулис излагает в «Антологии китайской литературы» загадочную, сладкоречивую Аллегорию, произведение прозаика девятого века: «Обычно считают, что единорог - это сверхъестественное существо и предвестник всяческого добра и успехов; так говорят оды, анналы, биографии добродетельных людей и другие тексты, авторитет которых бесспорен. Даже деревенские женщины и дети знают, что приход единорога всегда к счастью. Животное это, однако, не водится там, где не совершаются великие дела и ждать его там напрасно».
«Чу-Шан поймал какого-то зверя, но, что это было за животное определить не смог. Конфуций взглянул на добычу и сказал: «Это волшебный линь». Тогда животное забрали. После этого он перебрался в западные предместья столицы Лу, где находился добытый на охоте волшебный линь. Посмотрев на него, он молвил: «Я не смог защитить его. Значит, мой путь заканчивается», - и, тяжело вздохнув, добавил: - Нет теперь на земле никого, кто понял бы меня!»
Следует заметить, что самец единорога назывался ци, а самка - линь (в Библии - РАМ), так что общее название обозначает андрогина (ци-линь). Его связь с фениксом и драконом также используется в алхимии, где дракон считается низшей формой Меркурия, а феникс - высшей.
А вот как описывают чудесного зверя святорусские веды: «Поскакал по полю Единорог. Первый раз скакнул - за версту скакнул, а второй скакнул - так за сотню верст. Стал озера он перескакивать, мелки реченьки промеж ног пропускать. И к горам толкучим приехал. И перед ним расступились горы, не успели вместе столкнуться - конь заставу быстро проскакивал, прискакал он к Змею Трехглавому. Не успел тот хобот расправить - перескочил через Змея конь!»
При Иване Грозном Единорог был символом ведической православной России!
Именно эта трактовка символики единорога побудила глубоко религиозного царя Ивана Васильевича использовать его изображение на своей печати, более того - именно его известная религиозность позволяет обнаружить совершенно иной смысл данного послания. И дело здесь даже не во взаимном анафемировании церквей, окончательно разделившихся еще в 1045 году, а в личности самого Ивана Васильевича, в понимании им роли вселенского православного царя.
Грозный царь полагал исполнение Помазанником Божиим своих обязанностей служением Господу, в коем различал четыре формы: отшельничество, монашество, священническую власть и царское правление. Следует здесь напомнить, что в православном миросозерцании страх Божий напрямую ассоциировался с одним из возможных путей Спасения, отчего служение Господу в форме царского правления представлялось Ивану Васильевичу в «страхе, и запрещении, и обуздании, в конечнейшем запрещении по безумию злейших человек лукавых».
Мистическая суть царской власти как разновидности иноческого подвига виделась Грозному не столько в свете отшельнического учения Нила Сорского, сколько согласно древнему киево-печерскому уставу. Для спасения души следовало истязать плоть, а под плотью Руси царь понимал всех людей её, спасение которых вверено было ему Господом и осуществлять его он должен был страхом Божиим.
Вот почему первое из известных древнерусских изображений Единорога в Псалтири 1397 года относится к текстам, указывающим направление поиска значения этого символа на царских печатях. В иллюстрированном этой миниатюрой псалме Давида, в частности, говорится: «Господи! Что есть человек, что ты знаешь о нём, и, Сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению; дни его - как уклоняющаяся тень». Так стоило ли жалеть об эфемерной краткости жизни человеческой, безумно растрачиваемой во грехе и забвении бессмертной души? Мог ли выполняющий Божию волю православный царь допустить погибель мира сего? Подобало ли ему в отшельничестве, в уходе от мира оставить без пастыря и судии народ свой? Вспыльчивой, страстной и противоречивой натуре Грозного был свойственен максимализм и максималистское мироощущение царя как меча и слова Божия, нуждалось в оправдании соответствующим символом. Современников удивляла богословская начитанность Ивана Васильевича, по сей день будоражат умы легенды о его таинственно исчезнувшей библиотеке, поэтому нет ничего удивительного в том, что требуемый ему символизм был найден в творениях наиболее мистичного из евангелистов - Иоанна Богослова.
Избрав Единорога выразителем традиционных представлений, Иван Грозный придал новому символу царской власти собственное весьма сложное и никому неизвестно до конца значение.
Было бы неверным представлять появление Единорога в российской символике событием внезапным, обусловленным лишь мистико-религиозными исканиями Ивана Васильевича Грозного. Генезис символа продолжается века и тысячелетия, и Русь задолго до перевода греческого «Физиолога» знала Индрика-зверя, «всем зверям отца», восходящего к индоевропейской ведической традиции персонажа «Голубиной книги». Культ солнечного бога войны, грома и молнии Перуна-Индры – «самодержца», «вседержителя», «царя всех богов и всей вселенной», вероятно, возник еще в нерасчлененной массе индоевропейских племён, но наибольшего развития достиг у ариев Индии. Совершенно очевидно, что Перун-Индра играл важную роль и в духовной жизни предков славян, а образ могучего воина Индры смешался с образом его волшебного коня, называемого в русской традиции Единорогом, и уже в христианское время превратился в козлоподобного Индрика-зверя «Голубиной книги». Борьба Единорога и Льва, символизирующая противостояние Индры и других Дыевичей со Сварожичами, стала одним из распространенных сюжетов русского народного искусства, и нельзя исключить вероятности знакомства с этим сюжетом Ивана Грозного. Ведь его колоритная фигура по-прежнему возвышается среди бесчисленной вереницы всех прочих царствующих особей. Есть и надежные критерии для правильной оценки фигуры Ивана Грозного, сколь бы противоречивой она не выглядела. Ведь в многочисленных песнях, сказаниях, легендах, прославляющих любимого царя, нет никаких содроганий и стенаний по поводу безвинно пролитой крови бояр да князей или сетований по поводу каких-то патологических отклонений в поведении Ивана.
В народной памяти он остался как выдающийся правитель, более того - народный заступник.
В легендах о временах Ивана Грозного, записанных этнографом Н. Аристовым в 1878 году от столетнего безграмотного крестьянина Ивана Климова, нет ни одного слова осуждения царю, напротив - полнейшее одобрение всех его действий, направленных на усиление державы и на облегчение участи народа. Без строгости - и, если хотите, насилия - никакая власть немыслима. Народ это прекрасно понимал и именно за это уважал и ценил царя Ивана. Именно за это ненавидели Ивана Грозного богатые и влиятельные люди. Они делали все возможное, чтобы уничтожить царя.
В самый трудный день своей жизни Иван Грозный вышел на площадь и сказал, поклонившись людям:
"Люди божие и нам богом дарованные! Молю вашу веру к нему и любовь ко мне, будьте великодушны! Нельзя исправить минувшего зла: могу только спасать вас от подобных притеснений и грабительств. Забудьте, чего уже нет и не будет! Оставьте ненависть, вражду, соединимся все с любовью православною. Отныне и навсегда я судья вам и защитник!"
И это были не просто слова. Напротив, в том что Иван Грозный, столь страстно и недвусмысленно осудив боярский произвол, все-таки призвал народ не к мести, но к прощению и примирению, непредвзятому взгляду видны глубокий разум и сила духа государя, понимающего необходимость такого шага ради всеобщего успокоения, без чего невозможным стало бы сколь-нибудь успешное проведение уже готовившихся преобразований…
Гравюра в «Книге Ламбспринга», уникальном химическом трактате, изображает оленя и единорога. Текст следующий: «Волхвы говорят правду, что два зверя в этом лесу: один – славный, прекрасный и быстрый, великий и могучий олень, другой – единорог… Если воспользоваться иносказанием, то лес мы можем назвать телом… Единорог пребудет духом во все времена… Тот, кто знает, как их приручить с помощью искусства, соединить их вместе и повести их в лес и из леса, может по справедливости быть назван Мастером».
А вот Евгений Семичев не желает быть мастером. Расставшись со своей "волейбольной" душой, дальше калек и штампов в русское прошлое он снова не уходит и потому его рука выводит расхожие строки: "Царь, от ярости потея, прохрипел в падучке злой", "Грозно зыркнул, как разбойник", "Царь Иван Василич Грозный шибко скорый на правёж. И молитвой скорбной, слёзной его душу не проймёшь".
Да, вот ещё что. Вы когда-нибудь задумывались, отчего русские ведьмы (от слова "ведать") летают на метле?
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №112102305598
Поэта поместили в центр.
Котел тихонько закипал.
Но слабым был его накал –
Боялся главный крови сметь-
По – видимому, эта смерть
Была вне планов,
вне программы -
Взлетал лишь небольшой салют,
( А не громоздкий фейерверк)
В честь именин.
Ты был один.
Но кто-то мысль отверг,
Раздался возглас:
- Заливай!
…И инеем покрылся рай…
Белая Ворона 4 08.11.2012 18:04 Заявить о нарушении
Почему у нас все считают, что день рождения это то же самое, что именины?
Я родился 9 ноября. А именины у меня 21 ноября, и еще когда-то - не знаю, и знать не хочу.
Михаил Анищенко-Шелехметский 08.11.2012 18:50 Заявить о нарушении
Да, это не именины. День рождения.
Белая Ворона 4 08.11.2012 19:22 Заявить о нарушении
Михаил Анищенко-Шелехметский 08.11.2012 19:38 Заявить о нарушении
Пусть никогда не нарушится тот баланс мудрости и пацанства, который я имею честь наблюдать...
Белая Ворона 4 09.11.2012 00:02 Заявить о нарушении