К 230-летию Никколо Паганини!

К 230-летию Никколо Паганини!
(Никколо Паганини, родился 27 октября 1782 года в итальянском городе Генуя.)

«Скрипка в руках Паганини - …инструмент души» (польский критик М.Мохнацкий)

Никколо, скрипка, Паганини!
И двести тридцать лет и ныне
Звучит как тайна музыканта,
Непостижимого таланта!
Непревзойдённый виртуоз!
С игрою «дьявольской», до слёз,
До помрачения рассудка…
Божественная, «злая» шутка…
С тех пор никто так не играл.
Как он, никто так не страдал.
Дух после смерти не смирённый,
И с телом гроб не покоённый,
Не сразу обрели покой.
А он же, Генуе родной
«Гварнери скрипку» завещал,
Чтобы никто не «соблазнял»
Своим смычком его любимой.
И мёртвый, тридцать лет гонимый,
Снискал в сырой земле приют.
Пусть ангелы «Caprice»* поют
На небесах ему теперь,
Закрыв за ним навечно дверь…
Кто жизнь одной струной сыграет,
Того народ не забывает!

Андрей Пущинский 23 октября 2012 года.

Из интернетэнциклопедии:
*"Caprice" - Каприс № 24 ля минор является окончательным из 24 каприсов Никколо Паганини. Он считается одним из самых сложных произведений, из когда-либо написанных для скрипки соло.
Из сайта «Библиотекарь.ру» Н.Н.Непомнящий «Посмертное путешествие Паганини»:
«Более десяти раз гроб с останками великого музыканта предавали земле и откапывали вновь. При жизни, возможно, он не проделывал без остановок столь долгий путь, какой совершило это уже бездыханное тело. «Паганини продал душу дьяволу, -гласила людская молва. — И после смерти ему не найти успокоения!» Трудно сказать, насколько соответствует истине первая часть этого утверждения. Но то, что тело умершего маэстро действительно долгое время не знало покоя, - абсолютная истина.
Знаменитый скрипач умер в Ницце от чахотки в мае 1840 года. Его останки были забальзамированы по всем правилам того времени и выставлены в зале. Толпы людей приходили взглянуть на музыканта, столь виртуозно владевшего своим инструментом, что его заподозрили в связях с нечистой силой. Между тем сына Паганини Акилле и без того убитого горем, ожидал новый удар судьбы. Епископ Ниццы преподобный Доменико Гальвано запретил хоронить еретика Паганини на местном кладбище.
Красивый ореховый гроб тайно перевезли на корабль. Друзья маэстро решили доставить его в родной город музыканта - Геную, которому он завещал свою скрипку. Но трусливый губернатор города Филипп Паолуччи отказался даже впускать судно в гавань.
Три месяца простояла шхуна на рейде. Матросы пили горькую, утверждая, что по ночам из тяжелого орехового ящика доносятся горестные вздохи и звуки скрипки. Наконец в результате длительных переговоров с самыми высокопоставленными лицами останки Паганини было разрешено перенести в подвал замка графа Чессоле - друга великого скрипача.
Но и там они, увы, пролежали недолго. Слуги стали жаловаться, что гроб мерцает в темноте дьявольским светом. Вновь ореховый ящик погрузили на повозку и повезли в морг лазарета в Виллафранке. Однако там взбунтовались местные служащие, которые, казалось бы, должны были быть привычны к мертвецам. Но и на них тело Паганини наводило непередаваемый ужас. Людям регулярно слышались стоны и вздохи призрака, сопровождаемые звуками страстной музыки.
И вновь друзья Паганини были вынуждены пуститься в дорогу вместе с печальным грузом…
Ги де Мопассан, воодушевленный этой невероятной эпопеей, написал в одном из своих романов, «что гроб из орехового дерева с телом музыканта более пяти лет покоился на пустынном скалистом острове Сент-Онора, пока сын Паганини добивался в Риме высочайшего разрешения предать его земле». Но граф Чессоле в своих воспоминаниях приводит совсем другую версию. Вот основные ее этапы:
В 1842 году скрипача захоронили на мысе Сент-Оспис, у подножия старинной башни.
В апреле 1844 года останки вновь откопали и перевезли в Ниццу.
В мае 1845 года гроб перевезли на виллу графа Чессоле.
Но и это еще не все. Друзья не оставляли усилий захоронить маэстро по-христиански на кладбище. Усилия эти увенчались успехом лишь в 1876 году — спустя тридцать лет после его смерти!
Но в 1893-м гроб вновь откопали, так как пошли слухи, что из-под земли доносятся странные звуки, словно там находится живое существо. В присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека, прогнивший ореховый ящик был вскрыт. Тело музыканта практически истлело, но голова, особенно лицо, загадочным образом великолепно сохранились, Это дало пищу для новой волны самых невероятных слухов и сплетен.
В 1897 году гроб с останками Паганини вырыли еще раз и перевезли на новое кладбище…».

А еще вот, что интересного написано на сайте газеты «Аргументы и факты» (2 октября 2006 года) в статье "Николо Паганини. Жизнь во власти предрассудков":
«Маэстро уже закончил играть, а публика всё ещё сидела, затаив дыхание. Никто не мог поверить, что такую мелодию можно сыграть на скрипке, у которой есть только одна верхняя струна.
Когда Никколо Паганини объявил, что напишет сонату для одной струны, его подняли на смех. Но после того, как замолкли последние звуки знаменитой военной сонаты «Наполеон», никому в голову не приходило смеяться. «Всё-таки он не человек, это сам дьявол!», «Больше никто не может так привораживать людей», «Он делает струны для скрипки из кишок своих любовниц, а женщины так и льнут к нему», — пронёсся по залу тихий шепоток. И тут раздались аплодисменты. Блистательная Элиза Баччокки, сестра самого Наполеона Бонапарта, аплодировала стоя, с гордостью оглядывала зал, как бы демонстрируя собравшимся своё новое приобретение — гениального Паганини. Вслед за хозяйкой вечера начали хлопать все собравшиеся. Правда, большинство из них всё же не хотело верить, что перед ними не демон, не сатана, а человек из плоти и крови. Внешность музыканта лишь укрепляла эти подозрения. Мертвенная бледность, горящие глаза, глубокие морщины, столь неуместные на лице 22-летнего музыканта, слишком длинные пальцы, удивительная худоба и одно плечо, заметно возвышающееся над другим, — всё это придавало Никколо сходство с нечистым духом. И лишь Элиза знала, что цена божественной мелодии — вовсе не сделка с дьяволом, а талант, умноженный на бесконечно тяжёлую работу.
В 1840 г. болезнь отняла у Паганини последние силы. Умирая от туберкулёза, музыкант не мог даже поднять смычок и лишь перебирал пальцами струны своей скрипки. 27 мая 1840 г. Паганини скончался в возрасте 57 лет. Перед смертью к музыканту дважды приходил священник, однако исповедаться Паганини так и не смог — скрипач совершенно потерял голос. Это привело церковь в ярость, и церковники запретили предавать «сатану» земле в любой стране, где есть христианский крест. Никколо Паганини был тайно похоронен в местечке Валь-Польчевера, рядом с загородным домом его отца. Лишь спустя 19 лет сын великого скрипача Аккиле добился того, чтобы останки Паганини были перенесены на кладбище в Парме."

В интернете можно найти фото склепа Паганини погребённого в 1876 году в Генуе и сведения о том, что любимая скрипка Николо Паганини «Ил Канноне» (Пушка), созданная великим Джузеппе Гварнери, теперь хранится в Ратуше Генуии. А также, информацию о перезахоронении праха маэстро в 1897 году в Парме на кладбище Виллетта. Удивительно, но получается, что полвека Паганини "путешествовал" по жизни с рождения до смерти (с 27.10.1782 по 27.05.1840 гг.) и еще столько же после смерти до окончательного погребения и упокоения тела (с 1840 по 1897 гг.), а именно 57 лет до и после смерти, мистика какая-то!

(портрет из интернета)


Рецензии
Здравствуйте, Андрей. Прочитал. Во все времена такие люди, как Николо Паганини, привлекали к себе своим магнетизмом. Мы не исключение. Спасибо. Пользуясь случаем, примите поздравления с наступающим Новым Годом. Всего вам доброго.

Владимир Булич   20.12.2015 23:54     Заявить о нарушении
Со взаимностью!

Андрей Пущинский   21.12.2015 06:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.