12. 2 Суетная вера. - Да во что мы верим?
Верим, что шнурочек если тот наденем?
Верим, что нам надо
точно с той ноги -
с той ноги, не этой,
верим, что враги..,
верим кто-то в кошку,
кто-то в звон монет,
верим кто-то в мошку
залетела-нет,
верим кто-то в числа,
кто-то видит знак
даже в коромысле,
и во многом так. ..
Верим, верим, верим
во свои уверья,
суетная вера
сИльна без сомненья;
верим, верим, верим
глупостью ума,
и во ощущеньех
этих "мы верна".
Суетная вера не спасает нас,
это только выдумки у боящих(ся) глаз,
это у слепого, вставшего на плот
из железа хлипкий у него оплот,
это тот, котОрый принесёт на дно;
а про суеверья надо знать одно:
В наших в суеверьях продиктован страх -
в поисках спасения в стрАховых глазах.
Посмотри причину - дело не в шнурке,
посмотри, а в БОжей это лишь руке.
***
Не шнурок владеет
нашей жизнью всей,
И не провиденье -
надел иль не надел,
и не провиденье
кошка ли прошла,
куча суеверий -
очень немала.
Суетную веру удали с двора,
это преступленье с вечера утра,
мёртвые надежды удали скорей,
ибо суеверием крЕпится злодей,
ибо этим гибель будет и как раз,
дьявол суеверия любит каждый час,
дьявол в суевериях душу заберёт,
ибо неспасительный суеверий плот.
Ибо он губИтелен, ибо тО-кумир,
ибо он один из них кто твой командир,
кланяешься мулечке "блАгого исхОда",
только вот ко благу не отыщешь хода.
Обратись лицом своим к небесному Отцу,
ко Своей Отчизне, БОжьему лицу!
Он - Первоисточник! Он - правооснова!
Во руке - ЕгО мы! Каждый раз и снова!
От Него зависит как живётся нам
в полном соответствии по своим делам!
14 июня 2010.
О суевериях
ещё одно. написанное не мною.
"Трудно жить тому на свете, кто верит дурной примете" – гласит народная мудрость. Действительно, вряд ли можно позавидовать суеверным людям, привыкшим видеть в любой повседневной мелочи "знамения", предвещающие несчастье. "Слышите ли вы зловещее слово, блеснет ли молния, загремит ли гром, вы не имеете ни минуты покоя, – писал Цицерон в I в. до Р. Х. – Даже сон, который необходим как отдых от всех забот и трудов, делается источником разных тревог и страхов".
Далеко не каждый сможет объяснить, откуда и как появилось множество распространенных сейчас поверий, однако даже незначительные явления, связанные с дурной приметой, заставляют трепетать любого суеверного человека. Нередко случается и так, что этот суеверный человек считает себя убежденным христианином. К сожалению, таких "суеверных христиан" немало. Но почему все-таки вера в приметы, в чудесную силу амулетов и талисманов является суеверием, т. е. пустой, ложной, безосновательной верой (от древнеславянского "всуе" – зря, напрасно)? Тем более, что люди, казалось бы, весьма разумные считают, что эти приметы абсолютно верны, а счастливые камни и подковы зачастую действительно помогают? Почему истинная вера и вера в приметы несовместимы?
Возникновение суеверных примет и поверий связано с древнейшими дохристианскими верованиями. Невидимые существа, которыми, по языческим представлениям, был наполнен весь мир, указанным в приметах способом "общались" с людьми, предупреждали о чем-то; духи камней и пр. счастливых предметов – фетишей (от португальского feitiso – "зачарованная вещь") оберегали от всяческих бед и приносили удачу. Едва ли можно предположить, что Господь избрал для общения с людьми те же формы, которые использовали языческие боги или, точнее, те способы, которые изобрели язычники для установления контакта со своими богами. Зачем же христианам искать знаков в языческих приметах и повторять бессмысленные действия, предписанные этими приметами для достижения успеха, если они не поклоняются языческим богам?
Суеверие – часть языческих обрядов. Таким образом, биография многих сохранившихся поверий уходит в далекое прошлое, и сейчас уже непонятно, почему в той или иной суеверной примете объединены явления и предметы, на первый взгляд не имеющие ничего общего. Однако возникновение любого суеверия имело вполне определенные причины. Едва ли можно догадаться, например, почему верили, что зуб можно вырвать только в понедельник, если хочешь избежать беды. Оказывается, что понедельник – день ведьм и русалок, когда им в жертву приносили зуб. По повериям, в этот день нечистая сила была особенно активна. Женщинам не рекомендовалось заниматься хозяйством в понедельник, особенно варить еду, т. к. ведьмы могли изготовить из нее отраву. Вряд ли кто-нибудь в наши дни вспоминает об этом празднике ведьм и русалок, тогда зачем же каждую неделю повторять: "Понедельник – день тяжелый!"?
Примет, утративших свой первоначальный смысл, можно привести огромное множество. До сих пор всякий человек, отправляющийся в дальнее, или не очень дальнее, путешествие считает своим долгом "посидеть на дорожку". Если это делается для того, чтобы в тишине и спокойствии вспомнить, не забыто ли что-нибудь важное, то, конечно, в этом нет ничего дурного. Но если этот обряд исполняется по традиции только как хорошая примета, то следовало бы знать, откуда взялась такая традиция. Появление ее связано опять же с древнейшими божествами и духами, а именно: в старину было принято посидеть перед дорогой, чтобы послушать советы домового, хозяина дома, которые тот давал в тишине своим домочадцам и которые было необходимо "выслушать" для удачной поездки.
Наиболее древними по происхождению являются приметы, связанные с охотой и рыболовством, поскольку первобытный человек был прежде всего охотником, а успех его зависел в основном не от умений и старания, а от различных неопределенных обстоятельств и везения. Поэтому огромную роль играли приметы, сулящие удачу на охоте или предупреждающие о несчастье. Нельзя было желать удачи охотнику, т. к. это пожелание могли услышать злые духи. Поэтому обычно желали обратное, говоря, например: "Ни пуха, ни пера!" (т. е. не принести никакой добычи). Подобное выражение существовало и среди рыбаков: "Ни хвоста, ни чешуи!" Бес должен был превратить эти пожелания в их противоположность. "Охотничьи" обычаи живы и в современном обществе, в том числе среди христиан: вместо пожелания удачи повсюду раздается старинное "Ни пуха!".
У охотника было множество амулетов, оберегающих от всяческих бед, и талисманов, приносящих счастье, и перед каждой охотой он обращался к этим счастливым предметам за помощью.
И в наше время почти у каждого есть подобные "волшебные штучки".
К сожалению, многие даже нательный крестик превращают в фетиш, делая его полезным средством от вампиров и прочей нечисти, дурного глаза и всех опасностей.
Однако крестик, который носит верующий человек как постоянное напоминание о жертве Христа, сам по себе ничем помочь не может.
Спасает вера, а не крест – ее символ, искренняя молитва, а не сам молитвенник, по которому молятся.
Среди других популярных примет, связанных с древними обрядами и магией, – "Рассыпать соль – к ссоре" – также возникла в глубокой древности и связана с языческим культом – с поклонением солнцу. Соль, как известно, приравнивали к солнцу. Соль всегда считалась символом вечности, верности и постоянства (она способствует сохранению мяса от гниения). Употребление ее в пищу у многих народов – признак дружбы. Рассыпать соль значило вызвать ссору и вражду. В Индии человека, нарушившего дружбу, называли "изменником соли". В восточных странах известны "клятвы солью", "союзы соли". При заключении договора у арабов ставилось блюдо с солью, причем каждый брал несколько крупинок и клал в рот. В арабских странах была поговорка: "Соль между нами". В Эфиопии, друзья при встрече давали полизать друг другу кусочки соли, которые носили с собой. Гостеприимные жители Древнего Рима подносили гостям соль, опрокинуть солонку означало разорвать дружбу. В старину славяне в знак дружбы также угощали гостей хлебом-солью. Таким образом появилась примета "Рассыпать соль – к ссоре", которая существует и сейчас во многих странах.
Ложные приметы часто связаны с верой в магические свойства различных цифр. Особенно много различных поверий связано с числом 13 – с "чертовой дюжиной". Связано это с двенадцатиричной системой исчисления, которая долгое время применялась во многих странах (во Франции, например, десятеричная система стала использоваться лишь с 1793 г.). Число 12, долгое время замыкавшее счет, считалось счастливым. Неведомое число за пределами счета казалось страшным. На основе этого суеверия появились и другие: если вместе соберутся 13 человек, то один из них непременно умрет. Суеверные люди всячески избегают того, чтобы число гостей за столом оказалось равным "чертовой дюжине". В чикагской гостинице "Статлер", когда за столом собирается 13 человек, администрация по просьбе гостей ставит кресло для "четырнадцатого" – манекена, одетого во фрак. Новоприбывшему "гостю", как и всем, подается обед.
Существует множество отживших примет, которые сейчас уже забыты. Это должно радовать, но не тут-то было – на смену им суеверные люди придумывают новые поверия. Почти у каждого есть свои личные, "проверенные" на собственном опыте приметы. Однако эти, казалось бы, новые изобретения основаны на старых способах составления примет. Каковы же эти способы?
Приметы нередко возникают в результате попыток человека установить причинно-следственные связи между различными явлениями. Часто примета связывает явления и предметы, не зависящие друг от друга, на основе ассоциаций по сходству. У всех народов известны тысячи подобных примет, обрядов и обычаев: "Стакан неполный – неполно жить будешь", "Нож упал – мужчина придет, а вилка – женщина", "нос чешется – кулака просит" и др. На Руси уже в христианскую эпоху при посадке капусты женщины специально одевались в изодранные рубахи, чтобы на капусте было больше листьев ("В драной рубахе капусту сажать – к урожаю"), и волосы старались стянуть потуже, чтобы кочаны были гладкими, как туго причесанная женская голова. На этом же принципе основан довольно оригинальный способ привораживанья, заключающийся в том, что девушки вплетали в косу цветочки липы, чтобы юноши "липли" к ним.
Известен и другой принцип, связывающий явления в суевериях, – "Post hoc, ergo propter hoc", что в переводе с латинского означает "После этого, значит, по причине этого". Данный способ заключается в том, что два факта или события, связанных единством времени и пространства, объединяются и причинно-следственной связью. Так родилось множество примет. Среди них есть и верные, основанные на точных и справедливых наблюдениях, – это большинство примет о погоде. Однако основная часть примет – ложные и абсурдные суеверия. Далеко не всегда события, следующие друг за другом по времени, связаны друг с другом. Тем не менее суеверный человек объединяет любые явления и видит предзнаменования даже в самом обычном и повседневном факте. Цицерон писал, высмеивая подобную примету о том, что пение петухов предвещает победу войскам: "Неужели Юпитер не нашел других, более достойных вестников, чем петухов, и разве они не поют постоянно? Было бы куда большим чудом, если бы запели не петухи, а рыбы". Таким же образом и в наше время люди, особенно суеверные, в ответственные моменты своей жизни придумывают свои собственные, личные приметы и гадания. Причем человек всегда запоминает события, после которых последовали неприятности или наоборот крупно повезло, и забывает те же события, если после них ничего не случилось.
Люди, чувствующие явный подвох в своей безосновательной вере, часто пытались бороться со своим пустым страхом перед самыми обычными и повседневными событиями, но часто их попытки, если они не были обращены к истине, рождали лишь новые приметы, новое суеверие, не менее нелепое, чем сама примета. В США, например, было организовано несколько клубов борцов против "трискайдекафобии" (боязни тринадцати). Собрания таких "клубов", состоящих из 13 человек, происходило 13 декабря в комнате 13 на 13-м этаже небоскреба под номером 13. Члены клуба на каждом заседании по традиции торжественно разбивают зеркала, рассыпают соль. Хозяйка клуба, окруженная 13 черными кошками, угощает гостей. А через месяц все участники такого сборища должны сообщить друг другу, что ни с кем ничего не случилось. Возможно, суеверный страх был лишь поводом для увеселительного мероприятия, но, как говорят, дыма без огня не бывает.
Возникновение суеверных поверий имело определенные причины, связанные с язычеством и с языческим мировоззрением. Ложные сами по себе, эти поверия окончательно утратили всякий смысл. Тем не менее слабый, маловерный, вечно боящийся чего-то человек, не задумываясь, по какой-то странной привычке продолжает верить в нелепые приметы, хватаясь за них в трудную минуту, как за соломинку, вместо того, чтобы довериться Богу. Неужели и в будущем люди, среди которых многие считают себя христианами, будут мыслить, как язычники? Если так – всегда будут жить и суеверия – "пережитки" древних языческих верований и обрядов.
(РЕГИНА КРАУКЛИС
"Cruciata" № 1, февраль 2001 г.)
18 октября 2007, 21:54
http://planeta.rambler.ru/users/andrea7/26383307.html
Свидетельство о публикации №112102208877
Человек не может не верить.И когда не знает Бога, то верит всякой ерунде. Но при этом и получает, во что верит...ведь за каждым идолом стоит демон...
Спасибо,Андреа!С теплом-
Наталия Луговец 23.10.2012 18:58 Заявить о нарушении
Очень рада тебе!
Да, всё так, человек не может не верить.
Спасибо БОЛЬШОЕ!
Благословений Господних!
С любовью-
Алла Аленина 27.10.2012 02:00 Заявить о нарушении