289. Faust I. Introduction

FAUST

Трагический фарс в двух актах с интродукцией, прологом, эпилогом и авторским послесловием.

По мотивам старинной народной легенды о докторе Фаусте.


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Иоганн Фауст – великий некромант, доктор и путешественник. 
Мефистофель – дьявол, гений и владетель зла.
Маргарита – возлюбленная Фауста, неприкаянная.
Валентин – брат Маргариты, солдат.
Севастьян – друг Валентина.

Господь, Ангел, Монах, Гадалка, Колдунья, Черный Кот.

Видения: Поэт, Музыкант; сестры Лахесис, Клото, Атропос.

Призраки: Старец, Дама в белом, Тень, Призрак Поэта, Фантом Рыцаря, Дух Стражника, Усопший Лекарь.

Демоны: Верделет, Лилит, Кундиани, Люцифер, Левиафан, Вельзевул, Бельфегор, Маммона, Бегемот, Асмодей.

Театр: Глашатай, Лицедей, Клерик-комедиант, Эксцентрик, Актер-трагик, Машинист-декоратор.

Мистерия: Кентурион, Осужденный, Иешуа, Афраний, Левий Матвей.

Маски: Баута, Коломбина, Лекарь Чумы, Вольто, Фантазия и Саломея.

Гномы: Монасъелло, Коболд, Вихтлейн, Кларикон.

Голос откуда-то сверху, архангелы, черти, лемуры, духи подземелья,  солдаты, крестьяне, подмастерья, служанки, горожанки, дамы, ведьмы, хор.

Действие происходит сквозь время – от средневековья до далекого будущего.

СОДЕРЖАНИЕ


I. Introduction

II. Пролог в эмпиреях

III. Гадание

IV. Соглашение Дьявола

V. Кухня колдуньи

VI. Долина Гномов

VII. Сад Гретхен

VIII. В соборе

IX. Смерть Валентина

X. В поле

XI. Вальпургиева ночь

XII. Сон Фауста

XIII. Маскарад

XIV. Замок с призраками

XV. В темнице

XVI. Страшный Суд

XVII. Мистерия у городских ворот

XVIII. Бал объятых пламенем

XIX. Размышления Фауста

XX. Поцелуй Смерти

XXI. Эпилог в эмпиреях

XXII. Afterword

________________________________________________________

Introduction


Stat sua cuique dies. *


Земное... Боги, праздное виденье,
Души трепещущей мирское пробуждение,
Или же жалкое, ничтожное свечение,
Из сердца горечь, полная презрения?

Исчезнуть, сгинуть в бездне заблуждения,
Сгореть и прахом стать всеотвержения;
Воскреснуть, породив собой сомнения
Иль жизнь начать от самого рождения?

Что бытие? Неизмеримое мгновение.
От семя к расторопному цветению
И увядание... Но пред ним осуждение.
За то, что поддается все сравнению.

«Судья» – одно ведь только отражение,
Всех мыслей человеческих течение,
Решение, за коем убеждение:
Есть Страшный суд – суд совести знамение.

Иного нет пути жизни продления,
А вместе с ней и высшего прощения.
Судьба снискает, может, освящения
Людского рода на его же продолжение.

Не более. А чувств других волнение,
Задор, и молодость, и сердца вновь биение,
Отчаянным и юным нетерпением,
Останутся навеки отчуждением.

Проходят дни – за ними вдохновение,
Безумной игры слов до опьянения.
Уйдут и вечеров прикосновения,
И ночи одинокой наслаждение.

Останется лишь утро во смятении –
Кончины неминуемой движение...
И за минуту до свершения озарение,
Что есть всему и всем предназначение.

И голос, сквозь царящее забвение,
Тревожащий, как птиц весенних пение,
Предстанет, словно ангела явление –
Непостижимое небесное видение.

Всего земного мира сотворение,
На веру и любовь благословение,
Извне от плоти чуждой вызволение,
Свобода и покой души волнения.

Но это все, увы, не избавление...
И нет конца мучениям, примирения,
Изменчивым теням и лицемерию,
Добра во зле иного проявления.

Есть человек. Существования разумение,
Судьбы низменной общее презрение,
Фортуны сторона от невезения.
Есть грех. Былое. Слово. Преступление.

Все здесь. И в каждом – тяготы сомнения,
Что жизнь продолжится после ее воззрения.
Но лишь немногие познают откровение:
Нет истины. Есть бытие в смирении.


18 октября 2012



* Stat sua cuique dies. – Для каждого придет его день. (лат.)


Рецензии
Грандиозно. Мне, кроме прочего, кажется очень подходящим объём произведения, даже удивительно, как плотно уложено в сравнительно небольшое пространство.
Очень нравится.

Август Май   05.05.2020 14:20     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.