Деление звуковой схемы на стопы
Начну с вопроса читателя к предыдущей главе:
«…Когда схема выстраивается в длинную строку 0 и1, то как их отделить без труда, группами, чтобы не перепутать эти хореи-ямбы?
Ну, например:
1. «Стоят берёзки в парке городском»
0101010001
или 0001010001?
или 0100010001?
Что-то даже засомневалась, где правильней…
Ну, допустим, это первая строка, тогда:
01 010 10 001 ,
ямб, амфибрахий, хорей, пеон четвертый. Так?
2. Мой дядя самых честных правил,
+1 01 01 01 0 (это у Вас)
получается так:
мойдЯ -дясА -мыхчЕст- ныхпрА - вил
Как-то не вяжутся переносы в моём понимании, Алла.
Если расписать по словам, то 010 10 10 10 В принципе то же самое, но группировка другая. И названия им другие. Я запуталась. Так как же верно?»
Вопрос замечательный, потому что часто, выстроив строку из 0 и 1, я сама начинаю «тупить»: как их разделить на группы, если явно однотипного рисунка не видно? То ли это мои ошибки, то ли у меня ритм составной (такие тоже бывают, но о них позже), то ли я чего-то в написании схем не ухватила…. Скажу честно, очень меня долго мучили эти вопросы, да и сейчас иногда тревожа: не простое дело – деление ритма на стопы и определение его правильного названия.
Но мы с вами в подавляющем своем большинстве – не теоретики. Мы практики – прикладники, то есть мы прикладываем необходимый нам минимум знаний и опыта к стихам, чтобы они ГАРМОНИЧНО (приятно для слуха и в поддержку теме) ЗВУЧАЛИ. Вот наша самая главная задача. Нам не надо писать учебники и отвечать теорию на экзамене. Поэтому в этом сборнике я с точки зрения некоторых корифеев теоретического стихосложения, может быть, начну вам «чушь прекрасную нести», но зато эти мои Чайниковские подходы, будут работать на вас.
Главное, что нужно понять и запомнить Чайнику, это два правила:
1. СХЕМУ ВЫ СОСТАВЛЯЕТЕ С УЧЕТОМ ФОНЕТИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ (обозначая 1 фонетическое ударение В ЗНАЧАЩИХ СЛОВАХ), а вот НА СТОПЫ ДЕЛИТЕ, НЕВЗИРАЯ НА ГРАНИЦЫ СЛОВ, ориентируясь только на знак 1 – место ударного слога.
Что значит в значащих словах? Понятие «значащий», конечно, расплывчатое, значение слова зависит от акцентов смысла, от контекста , но в общем и целом НЕЗНАЧАЩИМИ словами являются:
-все предлоги (от, пред, из, за ... и т.п.),
-односложные союзы (и, а, но ... и т.п.),
-притяжательные местоимения из одного слога типа «мой, свой, твой» (часто стоящие в начале строки),
-междометия типа «ах», «ух», «ой», «ай» и т.п. (их, кстати, вообще лучше избегать в стихах!)
- и др.
КАК ПРАВИЛО при произношении все эти слова произносятся слитно с рядом стоящим словом, то есть, безударно. Все остальные 1 в звуковой схеме – это фонетические ударения слов.
2. В русских СЛОВАХ, НЕЗАВИСИМО ОТ ЧИСЛА ИХ СЛОГОВ, МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ОДНО ФОНЕТИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ. Поэтому если вы вставили в строку многосложное слово, то у вас, хотите вы того или нет, обязательно появятся стопы полностью безударные, вида 00 или 000.
О безударных стопах мы подробно поговорим в следующей главе (это важно и не так просто, как кажется!), сейчас вам важно понять и запомнить, что появление в вашем рисунке звуковой схемы нескольких подряд стоящих нулей – еще не повод для отчаяния.
Вернемся к примеру, предложенному читателем:
«Стоят березки в парке городском»
а) Рисую схему фонетических ударений (щелкая не глядя на клавиши 0 и 1 одновременно с прочтением строки вслух)
0101010001
б) начинаю делить на стопы, обращая внимание на расположение 1. Почти везде они идут через слог, и только в конце сидят сразу три 0 подряд. Доверюсь началу – разделю цепочку по парам: (вставляя «пробел» между парами)
01 01 01 00 01
Ура! Лишние нули образовали милую безударную пару, которая никому не мешает и ничего не портит! Это – двусложник (потому что 1 появляется здесь через один слог!), а поскольку ударение на каждом втором слоге, то (смотрим таблицу метров из предыдущей главы), то это – ямб, причем – 5-истопный (у нас пять пар) !
Была бы 1 на каждом первом слоге – был бы хорей. Например:
«Три девицы под окном»
1010001 – строка фонетических ударений
10 10 00 1 – деление на стопы.
Типичный хорей, 4-х стопный . Последняя стопа в виде 1 – просто лишена безударного окончания (мужская рифма на конце!). Но если есть ударение – есть и стопа.
А вот если на конце одиночный 0 (женская рифма), то отдельно стоящий 0 сам по себе стопу не образует.
Например: «стоят березки в парке опустевшем»:
01 01 01 00 01 0
Это тоже пятистопный ямб, 5 пар и довесок, но довесок безударный, значит стопы он не образует. Хотя число слогов у нас в строке изменилось - это для сведения тех, кто проверяет свой ритм исключительно КОЛИЧЕСТВОМ слогов в строчке и плюет на расположение ударных слогов!
«А оно мне надо – какой метр и сколько стоп?»- спросите вы. И я соглашусь – не очень-то и надо! Не так важно, как называется, как важно понять и прочувствовать расположение ударных слогов – именно они образуют наш ритм. Если 1 стоят на нужных местах- и на слух, и зрительно на схеме подчиняются единому правилу – значит, стихи будут звучать гармонично, а привередливые судьи (если вы подадите свое стихотворение на конкурс), не станут брюзжать и отбраковывать ваш шедевр при первом прочтении пакета.
К сожалению, не все так просто и очевидно, как нам хотелось бы. С трехсложниками и четырехсложниками еще приходится помучиться – ибо в них очень часто помимо «правильного» - схемного ударения, появляются еще и дополнительные – сверхсхемные ударения, которые в слове есть, но в стихах произносятся безударно. Не переживайте! Одолеем и это.
Возьмем трехсложник (амфибрахий) –звуковую схему, где 1 возникает после двух подряд нулей:
Как море волною бросает бессильную шлюпку,
Где брызги алмазными искрами дно заполняют,
Так слово бездумное полнит сознания губку:
То к цели торопит, то в новый тупик загоняет…
010010010010010
010010010010010
010010010010010
010010010010010
Делю схему на стопы, ибо рисунок здесь вполне очевиден:
010 010 010 010 010
010 010 010 010 010
010 010 010 010 010
010 010 010 010 010
В этом примере автор долго и тщательно подбирал слова так, чтобы фонетические ударения точно падали в места иктов – здесь нет ни безударных стоп, ни дополнительных ударений. Что, в общем-то, редкость. Наш среднестатистический автор пишет, как дышит – легко и нисколько не заморачиваясь подбором слов – ни по точному смыслу, ни по гармоничному звучанию. Чаще всего мы встречаем такие примеры:
Август в самом соку-
месяц позднего лета,
солнце ласково греет,
в небесах та же синь,
но одежда осин
безвозвратно желтеет,
всё ж явилась с букетом
осень в жёлтом шелку.
Сразу расставляю фонетические ударения:
101001
1010010
1010010
001001
001001
0010010
1010010
101001
С первого взгляда, не разберешь, что это - то ли двухсложник, то ли трехсложник, то ли составной ритм (логаэд). Помогает чтение вслух – он подсказывает, что икты (ритмические ударения) четче всего слышны на каждом третьем слоге. Очень похоже на анапест (001), попробую разделить по три слога в стопу:
+01 001
+01 001 0
+01 001 0
001 001
001 001
001 001 0
+01 001 0
+01 001
Так оно и есть, это - анапест, просто автор «писал, как дышал», захотелось ему где-то в начале строки поставить слово с фонетическим ударением на первом слоге (1, 2, 3 7, 8 строки), а где-то – обошелся без таковых, подобрались у него слова с безударным началом. Греха большого в этом нет (в этом примере нет, в других – другой разговор!), ритм все равно прочитывается со сверхсхемным ударением (что обозначается, как +). На местах сверхсхемного ударения читается КАК БЫ безударно, и в итоге имеем не совсем чистый, но вполне законный 2-хстопный анапест.
Тем не менее, схема помогла нам понять звуковую структуру нашего стихотворения. Ритмического распада ударений, за который часто судьи отбраковывают наши конкурсные произведения, здесь нет. Что это такое, и когда он возникает (как его увидеть схемой, если ухо не слышит), мы обязательно поговорим далее. Но в следующей главе – немного о безударных стопах – это необходимое продолжение сегодняшней темы.
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2012/11/03/5032
Свидетельство о публикации №112102004128
Есть слова с побочным ударением (даже двумя), см.: http://fonetica.philol.msu.ru/akcent/poboch_ud/index.html
Также, в акцентологическом корпусе русского языка обозначены множественные ударения в словах, возможно это что-то не то, но интересно, вот, например:
Сно̀ва в нѐбе блѐщет про̀синь,
Лѝст кружѝтся зо̀лото̀й,
Ѝ опя̀ть сия̀ет о̀сень
Бѐсполѐзной кра̀сото̀й. << по два обозначенных ударения в слове
[С. М. Соловьев. «Снова в небе блещет просинь...» (1921)]
Даже с тремя есть:
Та̀м под кро̀влею̀ желѐзной
Про̀тяну̀лося̀ окно̀, << три обозначенных ударения в слове
Ѝ решѐткой бѐсполѐзной
Нѐ зако̀вано̀ оно̀.
[А. А. Фет. Замок Рауфенбах (1840)]
Сергей.
//
Сергей Николаев-Смирнов 11.09.2017 04:48 Заявить о нарушении
Творческая Мастерская Алкоры 11.09.2017 07:45 Заявить о нарушении