Непостижимость
Повествование ведется от лица историка при дворе византийского императора Константина Великого епископа-арианина Евсевия Кесарийского. Автор не обязательно соглашается с точкой зрения своего героя - это просто попытка понять еретика, что он думал, что чувствовал, как верил... Все упоминаемые лица и часть диалогов являются подлинными.
-Я безмерно признателен тебе, василевс*, за все, что ты для меня сделал. Никогда этого не забуду и уверяю, что и жизни своей не пожалею для тебя. Но и ТВОЯ жизнь, как и ТВОЕ положение мне тоже не безразличны... - "Давай, Евсевий,постарайся, потрудись во славу Божию!" - Я подбадриваю себя. Мне страшно: Хоть Константин мой давний друг и покровитель, но сейчас решается будущее. И мое - в самую последнюю очередь. Наша Церковь постоянно сотрясается раздорами и уже давно нет того единения, что было раньше. Мы всегда были союзниками Константина в его восхождении к единодержавию, но сегодня союзники превращаются в соперников. Пускай меня обвинят в ловле рыбы в мутной воде, но это именно тот случай, когда цель оправдывает средства. Богословие - наука о спасении, интересует каждого - от маститого архиепископа до торговки на рынке. Бог по Своей сути непостижим, и оттого, куда повернуть это течение, кого завлечь в него, зависит жизнь наша на этой земле, жизнь наших потомков и даже общее спасение человечества...
-Встань!
-Повели, Господи, рабу Твоему Евсевию...
-Встань же! (Ах, да, это Константин) -
Я не хотел ссориться с Ликинием**. Мне дорога вера христианская, но для того ли я избавил милостью Божией Церковь от притеснений, чтобы она грызла теперь самое себя?
-Учение о Троице никому не понятно...
-А ты не боишься. что борьба против этого твоего учения будет нарастать? Посмотри на тех, кто выступает по другую сторону - они проявляют дух ревности, напоминающий героизм мучеников!
Красиво говорит. Но сдаваться? А что будет с теми, кто как и мы, верует во Единого Бога? Что будет с нашей верой? Моей верой?
-Мы соберем преосвященнейших отцов со всех концов Земли - император Константин жестом отослал слугу, в обязанности которого входило подавать послеобеденные освежающие настои.- Необходимо разрешить, наконец, этот спор и установить мир в Церкви и империи. На проживание и приезд в Никею будут выделены необходимые средства.
Никея начала и первой половины четвертого века - бурный, развивающийся город. Активно укрепляются стены, оборонительные сооружения, строятся общественные и культовые здания. Находясь вблизи от Константинополя - столицы Восточной Римской империи, город приобрел буквально вторую жизнь: процветали торговля и ремесла, и пока еще нескоро прогремят три разрушительных землетрясения 358-го, 362-го и 368-го годов...
20-го мая 325-го запомнилось здесь роскошным парадом. Вся красота и благолепие церковного служения и всего того, без чего его трудно себе представить: блеска облачений, тонких ароматов фимиама, трогающих душу песнопений. И будто бы соревнуясь. пышные придворные парадные обряды: настоящая радуга цветов, форм и материалов. Четкая размеренность пажеских и воинских построений, приятные лица, неожиданные встречи, громкая музыка...
Как быстро пролетит это лето!
20-го мая... Голосования начнутся 14-го июня. А 25-го августа - торжественное закрытие Собора.
Торжественный антураж пути, ведущего в вечность.
* * *
И личности, безусловно, достойные вечности.
Вот, например, Афанасий Великий, из 45 лет своего епископства 20 проведший в изгнании. ненавидимый противниками, а приверженцами почитаемый за святого. Неустрашимо, при самых разных обстоятельствах, не щадя жизни, словом и делом он боролся за великую идею, от которой зависело существование Церкви.
Ну а вот, поддерживаемый своими прислужниками, степенно на Собор вступает преосвященный Феогнис, епископ Никейский. Этот уже из противоположного "лагеря". За ним Марий Халкидонский. Следом же прошествовали мои соборные единомышленники: Павлин Тирский, Патрофил Скифопольский и я, смиренный Евсевий.
Очень велик авторитет участников Собора и с той и с другой стороны.
А по другому и не может быть. Сколько отцов-подвижников, исповедников, пустынников, о духовных подвигах которых лишь слышали и благоговейно восхищались, но даже и не чаяли когда-либо увидеть их вершителей "вживую".
Иаков Низибийский из Персии, Амфион из Епифании Киликийской, Павел Неокесарийский с сожженными руками, Пафнутий Фиваидский и Потамон Египтянин с выколотыми глазами. У Потамона были вывихнуты и ноги, и в таком виде он работал в ссылке в каменоломнях. Спиридон Тримифунтский, даже и в епископстве не оставлявший пастушьего занятия.
Да, схватки предстоят жаркие! Вместе сошлись в одно время величайшие личности. Так пусть же Сам Господь решит, кто из них заблуждается, а кто твердо стоит на пути истины. В любом случае, вклад каждого из них в формирование исповедания этой истины, осмысления ее, бесценен. Мы присутствуем при пламенных спорах, но именно так, в муках и рождается Великое и Главное.
Константин демонстративно приветствовал отцов, обнимал и целовал их раны.
Затем он взошел на возвышение и оттуда обратился с речью к собравшимся:
-Не медлите, о други, служители Божии и рабы общего нашего Владыки Спасителя! Не медлите рассмотреть причины вашего расхождения в самом их начале и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями. Через это вы совершите угодное Богу и доставите величайшую радость мне, вашему служителю".
Кротко беседуя с каждым на эллинском языке, василевс был со всеми усладителен и приятен. Одних убеждая, других увещевая, иных, говорящих хорошо, хваля и каждого склоняя к единомыслию, старался согласовать понятия и мнения о спорных предметах.
ПРОТОКОЛ СОБОРА 11. 06. 325 Никея
Из речи Александра епископа Александрийского.
-... Братолюбие, благочестие, какое и не снилось иудеям, аскеза, молитвенный подвиг, морализм - это в полной мере присуще и вам. Но вы и в мыслях не допускаете, что Господь мог и восхотел воплотиться... Не нужен Он вам, Воплощенный! А вообще, Он вам нужен?
Из речи Евсевия епископа Кесарийского.
-Благочестивейшие отцы! Всемилостивейший Владыка небес и земли, Преблагой Податель всяческих изволил дать нам, грешным, разум, дабы мы, в свою очередь, обращали его к Нему. Перечитайте Писание. Сколько на этих Священных свитках вам встретится облагодатствованных пророков, священников, судей, царей? Зачем еще и Ему воплощаться? К чему это вочеловечение "сынов Божиих", ангелов, эонов***? Что это добавляет к делу богооткровенного учения и спасения человечества? Да это просто бред языческой мифологии и гносиса****! Самым трезвым решением было бы признать в Иисусе Христе просто высшего из пророков!
Вновь Александр Александрийский:
-Достопочтеннейший Евсевий! Соблаговолите ответить на простой вопрос. Что есть Евангелие? Это есть не что иное, как Откровение Бога-Отца в Сыне и в Духе Святом, что сообщает нам Жизнь вечную на Небесах со святыми и праведниками, да и, собственно говоря, жизнь земную во всей ее пестроте и многообразии. А вы и ваши единомышленники или, точнее сказать, единоверцы, до сих пор, очевидно, находитесь под влиянием эллинизма***** и совершенно искренне считаете, по-видимому, что первопричиной всему является огонь, а может, все произошло из... воды? Ну же, поведайте Высокому Собранию ВАШЕ откровение! Идея Троицы для вас, как впрочем и для меня до конца не постижима, но это отнюдь не отменяет ее существования...
Поднимается шум и всеобщий переполох. Заседание прервано.
...Арий излагал нашу позицию на Соборе прямо и смело. Чувствовалось, что император вполне мог бы занять и нашу сторону. Он был сейчас нашей главной целью, силой и надеждой, но он колебался - это было заметно, при всей его императорской невозмутимости. Однако, стараясь всеми силами убедить Константина, мы просчитались - была упущена "работа" над формированием мнения остальных отцов Собора, не придерживавшихся нашей точки зрения. Вследствие этого, гул противления нарастал и в какой-то момент большинство епископов оказалось против нас! Но без битв не бывает побед и я решил выступить с идеей о том, чтобы взять за основу определения Собора текст крещального символа веры, который все знали:
ВЕРУЕМ ВО ЕДИНОГО БОГА ОТЦА, ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ, ТВОРЦА ВСЕХ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ. И ВО ЕДИНОГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ, СЛОВО БОЖИЕ, БОГА ОТ БОГА, СВЕТА ОТ СВЕТА, ЖИЗНЬ ОТ ЖИЗНИ, СЫНА ЕДИНОРОДНОГО, ПЕРВОРОЖДЕННОГО ВСЕЙ ТВАРИ, ПРЕЖДЕ ВСЕХ ВЕКОВ ОТ ОТЦА РОЖДЕННОГО, ЧЕРЕЗ КОТОРОГО И ПРОИЗОШЛО ВСЕ... ВОПЛОТИВШЕГОСЯ... ВЕРУЕМ ВО ЕДИНОГО ДУХА СВЯТОГО.
Они схватят эту приманку. Должны схватить. Против исповедания своей же веры они не пойдут. И если это станет вероопределением Собора, у нас еще есть шансы.
Василевс должен быть с нами. Непременно! Он, правда, выглядит настороженно, но неодобрительным его поведение не назовешь.
Однако, я ошибся. Понимая и, в целом, соглашаясь с ходом наших мыслей, одобрив даже самое определение, которое мы предложили, Константин вроде бы между делом сделал "маленькую" поправку: предложил обогатить текст Символа одним словом - "омоусиос" ("Единосущный"). И это было наше поражение! Константин будто с самого начала знал, куда следует ударить, знал и то, что большинство авторитетных мужей на Соборе не имеет достаточного образования, чтобы вникнуть во все и понять все тонкости обсуждаемого. Конечно, они поддержали и проголосовали за это добавление, после чего всей нашей партии и лично мне, как духовному лицу, больше нечего здесь делать.
Естественно, чтобы не потерять доверие василевса, я подпишу все, что угодно.
Афанасий грозит высмеять меня перед моей же паствой, а свои же соратники - Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский, даже под угрозой ссылки отказавшиеся подписывать т. н. орос - решение Собора,пророчат мне далеко не радужные последствия. Ну что же, я готов ехать в Иллирию, да куда угодно! Церковь все равно внутренне не признает такого решения Собора. Она не готова к этому... Боже, прости, я боролся как мог! Без сомнения, Ты превыше всяких рассуждений о Тебе! Мое заблуждение состоит в том, что я не стеснялся в средствах постижения Истины. Но, вместе с тем, я абсолютно уверен, что никакие средства не помогут постичь тебя до конца...
* - Форма обращения к императору.
** - Флавий Галерий Лициниан Ликиний (Лициний)- римский император (308 - 324 гг.). В
314 г. Константин разбил Ликиния, захватив у него несколько территорий. В 324 г.
накануне описываемых событий война возобновилась. И снова Константин одо
лел своего врага, забрав у него власть.
*** - Эон - вечность в философии гностицизма. Духовные сущности. заполняющие простран
ство между Богом и миром.
**** - Гносис - особое духовное знание, доступное только сознанию просветленных.
*****- Период в истории Средиземноморья (356 - 30 до н. э.). Особенностью эллинистиче
ского периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры на
территориях, завоеванных Александром Македонским и взаимопроникновение гречес
кой и восточных культур.
Свидетельство о публикации №112102001313