Непостижимость

   Вниманию терпеливого читателя предлагается очерк о 1-м Вселенском Соборе,проходившем в 325 г. в пригороде Константинополя Никее,и на котором был принят т. н. Символ Веры, во все последующие времена исповедуемый Святой Православной Церковью. Предлагаемый очерк  не лишен,конечно же, некоторого домысла автора. Сочинение подобных произведений входит в учебную программу, по крайней мере, нескольких духовных семинарий. Отмечу это вовсе не для того, чтобы предложить шпаргалку по предмету "Церковная история" для студентов соответствующих учебных заведений, а, предваряя возможную критику, что, мол, автор берется писать и размышлять на тему, в которой никто не может претендовать на "истину в последней инстанции".
 
   Повествование ведется от лица  историка при дворе византийского императора  Константина Великого епископа-арианина Евсевия Кесарийского. Автор не обязательно соглашается с точкой зрения своего героя - это просто попытка понять еретика, что он думал, что чувствовал, как верил... Все упоминаемые лица и часть диалогов являются подлинными.

-Я безмерно признателен тебе, василевс*, за все, что ты для меня сделал. Никогда этого не забуду и уверяю, что и жизни своей не пожалею для тебя. Но и ТВОЯ  жизнь, как и ТВОЕ положение  мне тоже не безразличны... - "Давай, Евсевий,постарайся, потрудись во славу Божию!" - Я подбадриваю себя. Мне страшно: Хоть Константин мой давний друг и покровитель, но сейчас решается будущее. И мое - в самую последнюю очередь. Наша Церковь постоянно сотрясается раздорами и уже давно нет того единения, что было раньше. Мы всегда были союзниками Константина в его восхождении к единодержавию, но сегодня союзники превращаются в соперников. Пускай меня обвинят в ловле рыбы в мутной воде, но это именно тот случай, когда цель оправдывает средства. Богословие - наука о спасении, интересует каждого - от маститого архиепископа до торговки на рынке. Бог по Своей сути непостижим, и оттого, куда повернуть это течение, кого завлечь в него, зависит жизнь наша на этой земле, жизнь наших потомков и даже общее спасение человечества...
-Встань!
-Повели, Господи, рабу Твоему Евсевию...
-Встань же! (Ах, да, это Константин) -
Я не хотел ссориться с Ликинием**. Мне дорога вера христианская, но для того ли я избавил милостью Божией Церковь от притеснений, чтобы она грызла теперь самое себя?
-Учение о Троице никому не понятно...
-А ты не боишься. что борьба против этого твоего учения будет нарастать? Посмотри на тех, кто выступает по другую сторону - они проявляют дух ревности, напоминающий героизм мучеников!
Красиво говорит. Но сдаваться? А что будет с теми, кто как и мы, верует во Единого Бога? Что будет с нашей верой? Моей верой?
-Мы соберем преосвященнейших отцов со всех концов Земли - император Константин жестом отослал слугу, в обязанности которого входило подавать послеобеденные освежающие настои.- Необходимо разрешить, наконец, этот спор и установить мир в Церкви и империи. На проживание и приезд в Никею будут выделены необходимые средства.

   Никея начала и первой половины четвертого века - бурный, развивающийся город. Активно укрепляются стены, оборонительные сооружения, строятся общественные и культовые здания. Находясь вблизи от Константинополя - столицы Восточной Римской империи, город приобрел буквально вторую жизнь: процветали торговля и ремесла, и пока еще нескоро прогремят три разрушительных землетрясения 358-го, 362-го и 368-го годов...

   20-го мая 325-го запомнилось здесь роскошным парадом. Вся красота и благолепие церковного служения и всего того, без чего его трудно себе представить: блеска облачений, тонких ароматов фимиама, трогающих душу песнопений. И будто бы соревнуясь. пышные придворные парадные обряды: настоящая радуга цветов, форм и материалов. Четкая размеренность пажеских и воинских построений, приятные лица, неожиданные встречи, громкая музыка...

   Как быстро пролетит это лето!

   20-го мая... Голосования начнутся 14-го июня. А 25-го августа - торжественное закрытие Собора.

   Торжественный антураж пути, ведущего в вечность.

                *              *                *
   И личности, безусловно, достойные вечности.

   Вот, например, Афанасий Великий, из 45 лет своего епископства 20 проведший в изгнании. ненавидимый противниками, а приверженцами почитаемый за святого. Неустрашимо, при самых разных обстоятельствах, не щадя жизни, словом и делом он боролся за великую идею, от которой зависело существование Церкви.

   Ну а вот, поддерживаемый своими прислужниками, степенно на Собор вступает преосвященный Феогнис, епископ Никейский. Этот уже из противоположного "лагеря". За ним Марий Халкидонский. Следом же прошествовали мои соборные единомышленники: Павлин Тирский, Патрофил Скифопольский и я, смиренный Евсевий.

   Очень велик авторитет участников Собора и с той и с другой стороны.

   А по другому и не может быть. Сколько отцов-подвижников, исповедников, пустынников, о духовных подвигах которых лишь слышали и благоговейно восхищались, но даже и не чаяли когда-либо увидеть их вершителей "вживую". 

   Иаков Низибийский из Персии, Амфион из Епифании Киликийской, Павел Неокесарийский с сожженными руками, Пафнутий Фиваидский и Потамон Египтянин с выколотыми глазами. У Потамона были вывихнуты и ноги, и в таком виде он работал в ссылке в каменоломнях. Спиридон Тримифунтский, даже и в епископстве не оставлявший пастушьего занятия.

   Да, схватки предстоят жаркие! Вместе сошлись в одно время величайшие личности. Так пусть же Сам Господь решит, кто из них заблуждается, а кто твердо стоит на пути истины. В любом случае, вклад каждого из них в формирование исповедания этой истины, осмысления ее, бесценен. Мы присутствуем при пламенных спорах, но именно так, в муках и рождается Великое и Главное.

   Константин демонстративно приветствовал отцов, обнимал и целовал их раны.

   Затем он взошел на возвышение и оттуда обратился с речью к собравшимся:

-Не медлите, о други, служители Божии и рабы общего нашего Владыки Спасителя! Не медлите рассмотреть причины вашего расхождения в самом их начале и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями. Через это вы совершите угодное Богу и доставите величайшую радость мне, вашему служителю".

   Кротко беседуя с каждым на эллинском языке, василевс был со всеми усладителен и приятен. Одних убеждая, других увещевая, иных, говорящих хорошо, хваля и каждого склоняя к единомыслию, старался согласовать понятия и мнения о спорных предметах.



                ПРОТОКОЛ    СОБОРА       11. 06. 325 Никея


                Из речи Александра епископа Александрийского.

-... Братолюбие, благочестие, какое и не снилось иудеям, аскеза, молитвенный подвиг, морализм - это в полной мере присуще и вам. Но вы и в мыслях не допускаете, что Господь мог и восхотел воплотиться... Не нужен Он вам, Воплощенный! А вообще, Он вам нужен?


                Из речи Евсевия епископа Кесарийского.

-Благочестивейшие отцы! Всемилостивейший Владыка небес и земли, Преблагой Податель всяческих изволил дать нам, грешным, разум, дабы мы, в свою очередь, обращали его к Нему. Перечитайте Писание. Сколько на этих Священных свитках вам встретится облагодатствованных пророков, священников, судей, царей? Зачем еще и Ему воплощаться? К чему это вочеловечение "сынов Божиих", ангелов, эонов***? Что это добавляет к делу богооткровенного учения и спасения человечества? Да это просто бред языческой мифологии и гносиса****! Самым трезвым решением было бы признать в Иисусе Христе просто высшего из пророков!

 
                Вновь Александр Александрийский:

-Достопочтеннейший Евсевий! Соблаговолите ответить на простой вопрос. Что есть Евангелие? Это есть не что иное, как Откровение Бога-Отца в Сыне и в Духе Святом, что сообщает нам Жизнь вечную на Небесах со святыми и праведниками, да и, собственно говоря, жизнь земную во всей ее пестроте и многообразии. А вы и ваши единомышленники или, точнее сказать, единоверцы, до сих пор, очевидно, находитесь под влиянием эллинизма***** и совершенно искренне считаете, по-видимому, что первопричиной всему является огонь, а может, все произошло из... воды? Ну же, поведайте Высокому Собранию ВАШЕ откровение! Идея Троицы для вас, как впрочем и для меня до конца не постижима, но это отнюдь не отменяет ее существования...

            Поднимается шум и всеобщий переполох. Заседание прервано.


...Арий излагал нашу позицию на Соборе прямо и смело. Чувствовалось, что император вполне мог бы занять и нашу сторону. Он был сейчас нашей главной целью, силой и надеждой, но он колебался - это было заметно, при всей его императорской невозмутимости. Однако, стараясь всеми силами убедить Константина, мы просчитались - была упущена "работа" над формированием мнения остальных отцов Собора, не придерживавшихся нашей точки зрения. Вследствие этого, гул противления нарастал и в какой-то момент большинство епископов оказалось против нас! Но без битв не бывает побед и я решил выступить с идеей о том, чтобы взять за основу определения Собора текст крещального символа веры, который все знали:

   ВЕРУЕМ ВО ЕДИНОГО БОГА ОТЦА, ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ, ТВОРЦА ВСЕХ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ. И ВО ЕДИНОГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ, СЛОВО БОЖИЕ, БОГА ОТ БОГА, СВЕТА ОТ СВЕТА, ЖИЗНЬ ОТ ЖИЗНИ, СЫНА ЕДИНОРОДНОГО, ПЕРВОРОЖДЕННОГО ВСЕЙ ТВАРИ, ПРЕЖДЕ ВСЕХ ВЕКОВ ОТ ОТЦА РОЖДЕННОГО, ЧЕРЕЗ КОТОРОГО И ПРОИЗОШЛО ВСЕ... ВОПЛОТИВШЕГОСЯ... ВЕРУЕМ ВО ЕДИНОГО ДУХА СВЯТОГО.

   Они схватят эту приманку. Должны схватить. Против исповедания своей же веры они не пойдут. И если это станет вероопределением Собора, у нас еще есть шансы.

   Василевс должен быть с нами. Непременно! Он, правда, выглядит настороженно, но неодобрительным его поведение не назовешь.

   Однако, я ошибся. Понимая и, в целом, соглашаясь с ходом наших мыслей, одобрив даже самое определение, которое мы предложили, Константин вроде бы между делом сделал "маленькую" поправку: предложил обогатить текст Символа одним словом - "омоусиос" ("Единосущный"). И это было наше поражение! Константин будто с самого начала знал, куда следует ударить, знал и то, что большинство авторитетных мужей на Соборе не имеет достаточного образования, чтобы вникнуть во все и понять все тонкости обсуждаемого. Конечно, они поддержали и проголосовали за это добавление, после чего всей нашей партии и лично мне, как духовному лицу, больше нечего здесь делать.

   Естественно, чтобы не потерять доверие василевса, я подпишу все, что угодно.

   Афанасий грозит высмеять меня перед моей же паствой, а свои же соратники - Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский, даже под угрозой ссылки отказавшиеся подписывать т. н. орос - решение Собора,пророчат мне далеко не радужные последствия. Ну что же, я готов ехать в Иллирию, да куда угодно! Церковь все равно внутренне не признает такого решения Собора. Она не готова к этому... Боже, прости, я боролся как мог! Без сомнения, Ты превыше всяких рассуждений о Тебе! Мое заблуждение состоит в том, что я не стеснялся в средствах постижения Истины. Но, вместе с тем, я абсолютно уверен, что никакие средства не помогут постичь тебя до конца...


*    -  Форма обращения к императору.

**   -  Флавий Галерий Лициниан Ликиний (Лициний)- римский император (308 - 324 гг.). В
        314 г. Константин разбил Ликиния, захватив у него несколько территорий. В 324 г.
        накануне описываемых событий война возобновилась. И снова Константин одо       
        лел своего врага, забрав у него власть.

***  -  Эон - вечность в философии гностицизма. Духовные сущности. заполняющие простран
        ство между Богом и миром.

**** -  Гносис - особое духовное знание, доступное только сознанию просветленных.

*****-  Период в истории Средиземноморья (356 - 30 до н. э.). Особенностью эллинистиче
        ского периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры на
        территориях, завоеванных Александром Македонским и взаимопроникновение гречес
        кой и восточных культур. 



 


Рецензии