Ирина Васильева. Обзор произведений 4го цикла

Дорогие друзья!

Всякий раз, когда я пытаюсь определить для себя критерии, по которым следует оценивать стихи, мне вспоминается эпизод из фильма "Форрест Гамп", в котором директор школы говорит маме главного героя: "Ваш мальчик не сможет у нас учиться - тесты показали, что уровень его интеллекта не дотягивает до нормы."
"А что такое норма?" - спрашивает тогда мама.
Так что такое норма, ниже которой не стихи, выше - стихи талантливые, ещё выше - великие, и, наконец, венчающие эту пирамиду, стихи гениальные? Думаю, этого не знает ни Верховный эксперт, ни Главный критик всех времён и народов. Может быть, и нет никакой нормы? Мы просто выбираем. Вон то - ничем не отзывается, и поэтому словно не существует для нас, гениальное для кого-то. А вот это - перечитываем, волнуемся, удивляемся, задумываемся. И берём - сколько может унести душа.


1. Фёдор Постников. У чёрной двери (номинация Юлии Близнецовой) http://stihi.ru/2011/11/30/9371
 
Человек всегда поздно спохватывается. Таково свойство его натуры.
Чтобы найти, сначала нужно потерять. И никто не избежит подобных ошибок. Думаю, что если поэтический текст решает свою сверхзадачу (как я её понимаю), то есть вызывает эмоциональный отклик у читателя (а кто из нас не стоял возле двери в реанимацию, за которой кто-то близкий?), то ровным счётом не имеет никакого значения, сюжетное стихотворение или метафорическое. Просто сюжетные стихи обращаются к читателю напрямую, без предисловий, на авторе нет никакой загадочной маски; их темы - быт, любовь, смерть - это не пирожные, а человеческий хлеб, они волнуют каждого, они касаются всех без исключения. Это разговор с человеком о нём самом.
 
2. Анна Арканина. Шел снег (номинация Юлии Близнецовой) http://stihi.ru/2010/12/04/4753 

Как часто в жизни мы прощаем обаятельному человеку недостатки его характера, так и я готова - не простить, конечно, текст ни в чём передо мной не виноват - скорее, не заметить стилистические и прочие огрехи обаятельного стихотворения. Я не увижу "со всех окон", я проигнорирую просторечное "аж". Но вот это - "всё со всем поцеловалось", этот живой снег (а не безликие осадки в виде), который идёт по своим делам, эти поименованные снежинки!
Лохматое стихотворение, а причешешь, подстрижёшь - исчезнет. Откладываю ножницы, пусть чёлка в глаза лезет.

3. Юлия Близнецова. Зиме.нет http://www.stihi.ru/2011/11/05/7477 

Снежная королева победила! Все чувства подаются в высоких бокалах и со льдом. Пить не через соломинку, а залпом, чтобы дошло до сердца. В составе коктейля: зима, белобрысая стерва и подруга-зима (смешиваются не очень хорошо, вкус скорее, пикантный, но всё же в одном флаконе); изюминки - "загаром поблёкла", "дышит в окно феромонами льда". Есть и немного воды: вторая половина третьего четверостишия. Рекомендовано Каю в качестве подкрепляющего и на время согревающего одновременно.
Не взбалтывать! Отличная финальная строка на своём месте. Пусть будет надежда.

4. Natalia Peisonen, Италия, Рим. Про нее http://www.stihi.ru/2012/04/15/8228 

Только для взрослых. В том смысле, что нужно обладать достаточным количеством мудрости и жизненного опыта, чтобы не догадываться смутно, а просто знать, насколько многогранно то, что происходит между мужчиной и женщиной. Что бывает любовь как нелюбовь, и наоборот.
Стихотворение о прекрасной нелюбви. И сначала кажется, что героиня идеальна (а поэтому, разумеется, должна раздражать): хороша собой, умна, интересна, необычна, да ещё и пахнет югом. Но вот эта пока ещё не любовь делает её совершенно живой. Не больно тени. А человеку всё-таки больно.

5. Владимир Узланер, Торонто, Канада. Босоногая женщина в рыжем http://www.stihi.ru/2012/08/23/8036 

Понравилась тональность стихотворения, осень, собирающая акценты в букетики воспоминаний, осенняя память, идущая по следу.
И была строка, которая сразу привлекла внимание и лишила покоя:

Что же осенью новой свершится с прошедшими нами?

"Как такое возможно? - подумалось мне. - Ведь с тем (или теми), что прошло, уже ничего и никогда не может случиться?" Прошлое постоянно пополняется и увеличивается в размерах, но оно безвозвратно и навсегда останется прошлым. Это так считается. Но вот в Северном Пакистане есть народность, у которой вообще нет категории времени. Постигнуть это мой цивилизованный, травмированный якобы образованием и потому совершенно зашоренный разум не в состоянии. Нет старости и молодости. Есть Сейчас. Не имеет значения, долго или коротко жил человек. Все времена слиты в одно, сведены в одну точку, где всё и происходит. Любое возвращение возможно, и может быть, именно сейчас моё прошлое становится чьим-то будущим.
Вот такая хорошая строчка!
Второе четверостишье, однако, уверенно спустило меня с высоких гор и вывело на ровную и утоптанную редакторскую дорогу: "в тех же живут" - не очень благозвучно; можно ли каким-то образом запечатлеть призраков?
В последней строке не очень удачная, на мой взгляд, инверсия.
И - спасибо стихотворению за повод поразмышлять.

6. Сергей Пивовар, Минск, Беларусь. Чужие http://www.stihi.ru/2012/06/21/8891 

Вот что мне показалось интересным в этом тексте. Как это ни странно, именно многократное повторение слова "чужой". Оно выстраивает в пространстве стихотворения чужой мир, параллельный тому, в котором мы живём. Здесь дерево, а там - чужое дерево (и это не существительное плюс прилагательное, а такое единое понятие, неделимая конструкция), и они не равны. Страшный мир, и происходит там страшное. Из всех чужих больше всего запомнилось "кладёт чужое под язык". Вот если бы автору развить идею и пойти дальше простого перечисления событий...

7. Карри. Дракон (номинация Юлии Близнецовой) http://www.stihi.ru/2011/09/11/714

Как правило, человек редко бывает равен своему возрасту. И чем дальше продвигается жизнь, несоответствие того, что внутри, тому, что снаружи, мучает всё сильнее. Панцирь костенеет (шершавый дракон - точный образ), и с этим ничего нельзя поделать, может быть, ещё и потому, что с возрастом наша чувствительная сердцевина всё больше нуждается в защите. Мы оказываемся старше самого Времени, которое всегда юное, оно рождается каждый миг, вечный ребёнок (ещё один очень точный и яркий образ). Но наша старая оболочка рано или поздно лопнет: телу - покой, душе - воля. И так будет всегда.

8. Грановская Ирина. Пейзажное http://stihi.ru/2012/08/23/3431 

Бывают такие куртки - двусторонние: хочешь - одним цветом наружу носи, надоело - другим.
Двустороннее стихотворение. Строка "Что всякий люпус больше, чем он ест" достойна того, чтобы стать крылатым выражением - она верная, ёмкая, она потрясающая! Полное попадание в десятку. Я бы даже сказала, что в ней заключён главный смысл всего стихотворения. То, что после люпуса, - выше всяких похвал: и моль, дожёвывающая валенки, и комариный клин. А вот изнанка: ацетоновая отрыжка заката (почему, кстати?), обмочившийся дождь, нож кровавый, матроны, рвущие друг у друга ребёнка, полупьяный двор. Но без них не было бы и философии пытающейся отгородиться от всего этого героини стихотворения. Вот такая диалектика быта. Вот такая двойственность бытия.

9. Князева Дарья, Воронеж. Ты ушел сигаретным дымом по проводам... http://www.stihi.ru/2012/07/31/2895

Всё очень искренне. "Я почти что выжала нежность твоих объятий" - понравилось. Может быть, вместе с рабом выжала (рабыней то есть)?
Стихотворение чувствуется, как боль, но местами эмоциональный надрыв героини избыточен, её поведение становится театральным ("Буду биться в кирпичную стену, что хватит мочи"). И сомневаешься: а так ли велики страдания, или это просто эпатаж? Тем более что копилка воспоминаний почти пуста.
Впрочем, все наши чувства неприкосновенны. В том числе и то, с которым это стихотворение написано.

10. Авраам Белый. Дождило http://www.stihi.ru/2011/11/21/9430 

Крупная рыба. Хороший улов. Рыбный и рыбий мир как он есть. Дороги и перекрёстки - огромная сеть, в которую попал город. Зелёный на светофоре - и косяк пошёл, и у каждого в руках маленький невод - авоська (вдруг чего поймаю?). А ловится одинаковое и самое доступное - сельдь. Бедный вокзал ещё судорожно хватает воздух ртом, а его уже нафаршировали до отказа отъезжающими и встречающими. Кассирша отгородилась собственным аквариумом и пытается защититься хамством. Но вот подаётся огромная консервная банка поезда, и герой с облегчением ложится на полку, а вагон набит плотно, и ехать далеко. И пока не пришёл сон, под закрытыми веками идут и идут косяком, и хоть бы одна овечка среди них - нет! Видимо, рыб тоже по осени считают.


11. Любовь Левитина, Ашкелон. На пристани - предосеннее http://www.stihi.ru/2012/08/25/4848 

Ритмически интересное, необычное. Вот это "но" - как будто многозначительно поднятый палец автора: "Обратите внимание!" И держит аудиторию до последней строчки. Особенно понравился ладно скроенный август и заяц у Мазая.
И - ох уж этот сплин! Ведь он же тоска! Короче: русская хандра.

12. Алина Кодали. Осень. Париж. Двое. http://www.stihi.ru/2012/09/12/6811 

Если говорить о героях стихотворения, то уже после строчки "Мы с тобой столько зим, что слова неуместны" становится ясно, что между ними всё кончено (да и было ли вообще?). Такой крючок, на который позже клюёт строчка "не храни теплоту добрых слов про запас!.." Тепла не будет. "На несмятой постели упорно молчишь" - такие ручейки берут своё начало в самых великих женских строчках - ахматовских:
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".
Неплохой образный ряд. Но всё-таки штампы сильно обезличивают любую человеческую историю: старый отель, сердце города, несмятая (или, наоборот, смятая) постель. А ещё мне в стихотворении очень не хватило Парижа. Кошка на крыше, круассаны, рантье - да. Но этим не удивишь ни читателя, ни туриста. А я хочу удивиться!
Мне вспомнился рассказ Татьяны Толстой "Как мы были французами" - история короткой эмиграции бабушки, деда и отца писательницы в 1919 году. Вот сели на пароход в Одессе. Деньги кончились. Их остатки бабушка раскладывает на три конверта: 1) на пароход от Константинополя до Марселя, 2) на поезд от Марселя до Парижа; 3) на буйабес в марсельском порту.
И всё. Я сразу хочу отложить денег на буйабес. Я хочу побывать в стране, где есть такой суп, на который откладывают последние деньги.

13. Регина Мариц. камея с марусечкой http://www.stihi.ru/2012/07/18/8971

"по-французски - да, умею.
но французский - не про нас."
Уездная барышня Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская шмыгнула носом и направилась кушать кофий.

"мне бы аканья щепотку,
чтобы горлу -  горячей." -
Танцует в охотничьем домике Наташа Ростова. "Где, как, когда, - удивляется Лев Николаевич, - всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка".
Вторая и третья строфы - свежие, вкусные, русские (интересно, переводимо ли хоть приблизительно на иностранные языки слово "аканье"?). Четвёртая  - самая сильная: открывается панорама (летит ведь героиня), в которой вся русская классика, со всеми лишними и великими, вся русская история; род - то, чем всегда были сильны русские люди. "Вынут свет из рукава" - отличный образ. И слова вроде "скажутся" очень "утепляют" текст бабушкиным свитерком.
Меня порадовало, что я могу в подлиннике читать такие вот стихи.

14. Эдмар. Приходил вчера ко мне Ангел http://www.stihi.ru/2009/05/26/5599 

Стихотворение оставляет хорошее впечатление. Светлое. И укрытый тепло пледом спящий ангел очень мил. Правда, то, что он "принял", а не выпил вина, режет слух - ангел всё-таки. И слово "не впервой" из ангельских уст странно слышать - ну не ассоциируются у меня эти существа с простецким и просторечным. И остался вопрос после прочтения: если герой предупреждён, значит, за руль он не сядет. И не погибнет. Тогда почему ангел приходил прощаться? Или после этого случая ангелу больше не нужно вести своего подопечного? Почему?

15. Сергей Кудаев. Мы конечно уйдем, мы останемся здесь навсегда. http://www.stihi.ru/2012/08/25/8295 

Пулезвёзды и небожилеты мне сразу понравились. Я даже предчувствовала нечто фантастическое. Оказалось философическое. Что тоже хорошо. Правда, будучи человеком, который опирается в этой жизни преимущественно на эмоции и интуицию, я с трудом воспринимаю тексты, ставящие глобальные вопросы, на которые, по сути, нет ответа (я, правда, не знаю, почему люди так редко бескорыстно любят и так часто лгут). У меня возникает ощущение, что я в космосе, где нет понятия "ближайший" - расстояния огромны. Я хорошо слышу авторский голос, но как будто из другой среды обитания.
 
16. Сергей Ушаков, Оренбург. "Был день, как день..." (номинация Регины Мариц) http://www.stihi.ru/2010/05/19/7329 

Тот редкий случай, когда моя мысль отказывается течь по древу, все слова будут тусклыми. Нельзя молиться в толпе. И есть темы, на которые легче молчать, чем говорить. Но всё-таки я тихо-тихо скажу, что это хорошо...

17. Виктор Колесников 6. Последний герой http://stihi.ru/2012/09/20/2283 

Возможно, именно таким будет конец света. Человеческий атавизм, затерянный в болотах, а вокруг чудовища. Остров доктора Моро. Размеренная сказовая интонация стихотворения усиливает ощущение. Страшно всё: чудище, глаза-бельма, исполинская куча, мысль, которая ворочается в зверином уме, неподвижный зрак мёртвой луны, собачий лай в пустой округе. Зримо всё, ярко, жутко. Захотелось прижаться к милым и тёплым зайцам.

18. Нина Кермине. Мне снился сон. Мне чудились цвета... http://www.stihi.ru/2012/09/23/880 

Как будто фильм смотришь. Отличная операторская работа. И музыка. И мастер по свету поработал на славу.
Что такое смерть? В самом начале фильма "Что достаёт Гилберта Грейпа" Гилберт (Джонни Депп) говорит о своём младшем брате, которому 18 лет: "Врачи говорили: если Арни доживёт до 10, это уже будет большая удача. Ему исполнилось 10, потом 11, 12... А теперь врачи говорят, что Арни может умереть в любой момент." И тогда понимаешь, как хрупок и уязвим человек. Любой из нас может умереть в любой момент. Но если нам дан новый день, значит, мы можем успеть больше.
"Мне снилась явь" - прекрасно, особенно в контексте именно этого стихотворения.

19. Ульянна, Новосибирск. Будь... (номинация Галии Осень) http://stihi.ru/2011/05/28/4534 

Мне под этим чудесным стихотворением вместо редакторского комментария хочется привести полностью другое чудесное стихотворение, написанное моей подругой Олесей Серовой, когда ей было всего 16 лет. Просто я лучше и больше не скажу.

Я знаю, мне опять приснится
И взбудоражит мои сны
Жемчужно-белая волчица
В холодном зареве луны.

Ужасен взгляд волчицы белой,
Хочу и не могу бежать,
Ведь знаю: в этом диком теле
Моя звериная душа.

С прибрежных скал сорвутся птицы,
Услышав вой (а может, стон?)
Жемчужно-белая волчица
Ворвётся в твой спокойный сон.

Войдёт и тихо ляжет рядом,
Роняя жемчуг белых слёз,
Читая изумрудным взглядом
В твоих глазах немой вопрос.

И страх в душе угомонится,
И над землёй сгустится мгла,
И вниз опустятся ресницы.
И ты поймёшь, что я пришла.

20. Выброподобный Боброхвост. довольно длинное (номинация Галии Осень) http://stihi.ru/2012/06/07/8787 

Полное жизнеописание индивида, который сам по себе, а жизнь его сама по себе. Онегин из первой главы - сначала повзрослевший, потом постаревший ("Он застрелиться, слава Богу, попробовать не захотел"). Не могу сказать, что мне близко мироощущение героя: жить всё-таки гораздо интереснее, чем наблюдать за тем, как проходит жизнь. Но каждый выбирает то, что ему подходит. И ту, которая ему подходит. Может, она не захочет ползти, а скажет: "Встань и иди!" И окажется, что впереди ещё целая половина жизни.

21. Дмитрий Зотов 07. Маленький брат http://www.stihi.ru/2009/10/24/3871

Один близкий мне персонаж говорил: "Человек никогда не бывает так счастлив, как в чреве матери, потому что видит всё от одного конца мира до другого. И когда он появляется на свет и криком своим хочет объявить миру о своём великом знании, ангелы-хранители ударяют его по устам, чтобы он забыл всё".
Но мы не сразу утрачиваем память - постепенно, по мере взросления. И те годы, когда каждый был Богом, оказываются скрыты от нас.

22. Катя Солдатенко. Бедлам http://www.stihi.ru/2012/09/02/4930 

"Прогнило что-то в сумасшедшем доме" - это хорошо. Актуально, я бы сказала.
Замершая на кисти Темза впечатлила.
Стихотворение, ощутимо набирающее силу к финалу. Холодноватое и, что называется, для подготовленного читателя. Со своей особенной энергетикой. Меня только слово "психов" царапнуло - какое-то оно не совсем политкорректное, что ли... Ну и "не жрут дерьма", конечно. Тема стихотворения болезненная, но текст эстетичный, а в этих двух местах - будто прорехи на больничном одеянии, из которых выглядывает тело, волосатое и не очень чистое.

23. Денис Накидонский, Новосибирск. Воспоминания http://www.stihi.ru/2012/09/30/6826

Нет, пол-литра точно не спасёт. Она вообще кажется мне лишней здесь. Как и перегар. И без них меланхолический этюд в серо-бурых тонах вполне удался. "Запах хмурый" - интересно. И дни, которые исчезают вслед за солнечным зайчиком. Я чувствую, как грустно лирическому герою, но вместе с тем у меня возникает горячее желание сказать ему: "Послушай, лирический герой, если ты подразумевал действительное "тут, у нас", то сентябри тут, у нас просто роскошные - зелёные, красные, жёлтые и очень синие - не хуже, чем на Мальте". И не верю я в серо-бурый пейзаж.

24. Артем Бажин. Ей (номинация Доктора Нэли) http://www.stihi.ru/2011/10/09/209

Поэзия прекрасна тем, что предоставляет нам право выбора. Может, автор имел ввиду совсем другое, но мы прочитали так - и душа вздрогнула, мысль заработала, и в мире что-то изменилось.
Одна из любимейших книг моего детства - "Маленький оборвыш " Гринвуда. И есть там такой эпизод: восьмилетний главный герой лишён дома, одежды, денег, еды, у него нет друзей. И вот, чтобы не замёрзнуть насмерть, он устраивается в навозной куче и при этом говорит, что "очень недурно провёл ночь". Вот это самое фу, гадость - единственное, что у него есть, а капля любви и человеческого тепла, когда на следующий день его находит и уводит к себе добрая женщина - равносильны чуду.
Сколько же таких малых и больших оборвышей сидят в своих навозных кучах, считая, что "это недурно", потому что больше у них ничего нет. Колоссальный дефицит любви и искреннего отношения у взрослого и невзрослого населения земного шара пострашнее дефицита йода.
Забери с навозной кучи - дай немного настоящего тепла, и хворост загорится, и всё вернёт в стократном размере. Это поразительный и точный образ. Как и про лодку. Плыть можно только вдвоём, один утонет, захлебнётся в своих чувствах.
Но вот последние две строчки - это уже немножко "Миллион алых роз" такой...

25. Лена Май, Кавминводы. Жизнь раздаёт уроки... http://www.stihi.ru/2011/12/09/4081

Взрослый человек, который сам уже родитель, никогда не вспомнит того ужаса, который он испытывал будучи ребёнком, когда на его глазах ссорились мама и папа. А когда наступает конец света и они всё-таки разводятся, происходит странное и страшное: дети начинают чувствовать себя взрослее своих родителей.
Это у мамы-папы - обида, ревность, чувство вины, эгоизм, они как будто разучились самостоятельно есть и засыпать. А ребёнок - любит. И бедную маму, и несмышлёныша папу, и бабушку, и брата. Да ещё и ответственность за всех за них берёт на себя (от фразы "Димке натру морковь" сжимается сердце). И несёт этот непосильный груз. И никому нет до него дела.


Вот и всё на сегодня. Хочу поблагодарить всех без исключения авторов за разнообразную и обильную пищу для души и ума. Без вас не мог бы состояться ни один из наших конкурсов. Поэтому - приходите, приводите за руку всех талантливых и скрытных, которые повстречаются на вашем стихирском пути.
Отдельное спасибо коллеге (иначе никак не скажешь) Сергею Кудаеву за неравнодушие к жизни площадки, за альтернативный обзор. Это было интересно. И очень ценно для нас.
Удачи всем и - до встречи на "Белом мамонте"!


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.