Правда о святителе Николае
Почти семнадцать веков прошло со времени блаженной кончины святителя Николая. Тысячи новых статей и книг о великом Мирликийском епископе опубликовано только за последние сто лет. Что же изменилось в нашем знании о Николае Чудотворце? С ХIХ века, когда был выпущен наиболее полный сводный труд о жизни, чудесах и иконах святителя, эти сведения очень изменились. И прежние описания святынь расходятся с реалиями нынешнего времени.
Изучение древних памятников позволило значительно дополнить жизнеописание святителя. И, наоборот, некоторые подробности пришлось признать недостоверными или искаженными. Например, было доказано, что некоторые сведения из жизни Николая Угодника в известном сборнике о жизни святых – Четьи Минеи – заимствованы из жизни другого святого – Николая Пинарского.
Кроме того, только в 1992 году удалось разрешить почти тысячелетнюю загадку о мощах святителя. Дело в том, что сохранилось множество хроник XI-XIII веков, рассказывающих о перенесении святых останков из Мир в Бари. И, вместе с тем, немало письменных документов начала XII - XIII века повествуют о похищении его мощей в Ликии флотилией венецианцев. Только анатомо-антропологические исследования второй половины XX века позволили установить истину в споре двух итальянских городов о том, где хранятся подлинные святые останки святителя Николая Чудотворца. В XIX-XX веках появилось ошибочное представление, что сведений о святителе Николае сохранилось очень мало, и они исторически недостоверны. К сожалению, эта точка зрения во второй половине ХХ века стала получать все большее распространение не только среди католиков, но и у православного духовенства. На самом деле события, описываемые в древних рукописных памятниках об этом святом, и персонажи, участвующие в них, не противоречат известным историческим источникам, а подчас дополняют их важными сведениями о времени царствования императора Константина Великого.
Охота за мощами
Жизнь в Мирах Ликийских, на окраине Византийской империи (Миры - ныне город Демре на юге Турции), в XI веке была неспокойной. Ликия подвергалась бесчисленным нападениям сельджуков. Поэтому жителям Мир то и дело приходилось скрываться в горной части области.
У латинян в это время шла настоящая охота за святынями. Считалось, что как бы ты мощи ни достал, они тебя все равно будут спасать. Бари был очень крупным портовым городом. Венеция – полукупеческой-полупиратской морской державой. Оба города хотели завладеть мощами святителя Николая как покровителя мореплавателей. По латинским хроникам, баряне два раза приезжали за мощами, а не один, как написано в славянских повествованиях о перенесении мощей святителя Николая. В 1087 году они везли хлеб в Антиохию, то есть в Западную Сирию. Проплывали мимо Мир, отправили разведку, но она быстро вернулась. Город был заполнен сельджуками, которые хоронили своего полководца. Высадиться было нельзя, и баряне поспешно отплыли. В Антиохии они продали зерно, а на обратном пути опять заехали в Миры. И на этот раз не встретили никого из сельджуков. Да и жителей Мир в городе было немного: большинство под угрозой набегов предпочло переселиться в горы. В храме святителя Николая оставались только четыре монаха. Барийский отряд вошел в храм, и под угрозами один из них показал, где находится святыня.
Надо сказать, что те гробницы, которые демонстрируют сейчас турки (а в храме два саркофага), не имеют отношения к святым мощам. Трудно сказать, где первоначально был захоронен святитель, но к моменту прибытия барян его мощи покоились под спудом, в одном из приделов под полом, украшенным мозаикой, а не в нише с гробницей.
Баряне разбили эту мозаику ломом, один из моряков спустился в гробницу и… встал прямо на благоухающие миром святые останки, повредив их. Мощи по частям поднимали и укладывали в священнические одежды. Голову святого и многие другие фрагменты скелета перенесли на корабль. Но полностью забрать мощи не удалось, так как мореплаватели торопились и опасались, что ликийцы спустятся с горы в город и воспрепятствуют их похищению. Все же несколько десятков жителей Мир успели добежать до кораблей барян. Однако сил у византийцев было недостаточно, чтобы вступить в борьбу с вооруженным отрядом моряков, но зато плач стоял великий. В результате баряне оставили все же икону святителя Николая, которую тоже было прихватили, и пожертвовали весьма значительную сумму денег храму великого Чудотворца.
То, как выглядело, согласно древним хроникам, перенесение мощей из Мир в Бари, очень трудно описать в агиографическом стиле как благочестивое событие с участием людей, благоговейно радеющих о святыне. На самом деле это было похищение. Хотя к тому, что мощи оказались в Бари, следует отнестись как к милости Божией. Если бы не набег барян, бесценная христианская святыня, вероятнее всего, была бы утрачена в ходе завоевания Византии Османской империей. А через десять лет армада первого Крестового похода двигалась на Иерусалим. Крестоносцы грабили даже друг друга: на Родосе произошла стычка между пизанцами и венецианцами. Через несколько дней после этого венецианцы высадились в Мирах с целью также забрать мощи Чудотворца. И все повторилось. В храме опять было четыре монаха. В поисках святынь венецианцы разбили алтари, разорили все, что только могли. Начали пытать одного из монахов, и, в конце концов, тот показал, где покоятся остатки мощей святителя. Так как мощей Николая Чудотворца было мало (примерно одна пятая часть от того, что забрали баряне), венецианцы добавили к ним другие человеческие останки: посторонний череп, женские и детские косточки. Затем венецианцы отправились в Крестовый поход. И вскоре факт фальсификации был забыт. Впоследствии в течение девяти столетий венецианскую гробницу многократно открывали, и, поскольку в ней был череп и много других останков, венецианцы утверждали, что именно они обладают всеми мощами Чудотворца Николая.
Во время Крестового похода святые мощи широко дарились. По миру до сих пор ходит довольно много частиц из этого венецианского ковчега, достоверность которых вызывает большие сомнения. Баряне никому мощи не раздавали. Построили храм святителя Николая и хранили их там под спудом. Только малую часть десницы оставили над гробницей, но уже в начале XI века она была похищена. Сама же гробница не открывалась вплоть до пятидесятых годов прошлого века…
Статья написана по материалам публикаций исследователя жития святителя Николая Мирликийского Александра Бугаевского, Православное общество "Скиния".
Свидетельство о публикации №112101810754