Православная книга и интернет

    Нынешнее время – это эпоха высоких технологий и огромных достижений в области науки. Современный человек сумел подчинить себе многое из того, что его окружает, благодаря деятельности разума и безудержному стремлению к чему-то новому и более современному. К сожалению, ученые в творческом порыве не всегда задумываются о последствиях своих открытий, которые могут принести человечеству не только пользу. Одно из самых великих изобретений ума человеческого в последнее время, по всеобщему признанию, есть Интернет.   

    Сегодня у каждого второго, если не у каждого первого имеется компьютер, подключенный ко «всемирной паутине». Множество людей ежедневно «сидят» в социальных сетях и часами общаются с себе подобными, получают информацию и формируют собственное мнение благодаря тому, что видят на экране.

    Плохо это или хорошо? Полезно или вредно, и прежде всего для души? Ответ на этот вопрос важен для христианина, стремящегося ко спасению.

    Нетрудно заметить, что люди, проводящие много времени «в сетях», начинают жить более в мире виртуальном, чем в реальном, в мире существующем в их воображении и идеальных мечтах. Постоянно расширяющийся круг т. н. «друзей», обмен видео и размещение альбомов с личными фотографиями для всеобщего обозрения – все это создает новую как бы «среду обитания» отличную от той, что наблюдается из окна.

    Происходит отгораживание себя от подлинного мира и погружение в пространство иллюзий и вымышленных реалий. При постоянстве подобных погружений возникает устойчивая зависимость, т. е. потеря духовной свободы, и владелец компьютера незаметно для себя меняется с ним местами. Владельцем становится компьютер, инструментом – человек.

    Означает ли все это, что электронная машина с Интернетом – враг христианина? Апостол Павел сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12).

    Если человек, используя новые технические возможности, будет руководствоваться своими страстями и греховными побуждениями, скорость продвижения его к краю духовной бездны, к погибели души будет увеличиваться, если же целью его стремлений будет благо, то и компьютер станет его слугой в этом делании.

    Сегодня часто приходится слышать выражение: «В Интернете есть почти все». Действительно, там есть и душеполезная литература, и святоотеческие творения, православные фильмы, статьи выдающихся богословов и церковных делателей. Желающий может услышать проповедь Патриарха и узнать мнение своего архипастыря. Интернет – широкое поле для миссионерской деятельности. На его просторах можно говорить о Христе и православной вере, вере, являть миру красоту и святость Церкви, свидетельствовать о божественной истине и передавать духовный опыт.

    В условиях техногенной цивилизации храм остается последним бастионом человечности, последней крепостью, которая не сдается. Благодаря тому, что Церковь хранит в себе непреходящие истины о Боге, о мире, о человеке – она есть главный гарант человечности.
Уникальность храма в том, что он дает вот эту прививку подлинности. Уже только поэтому его пространство не должно виртуализироваться.

    Минимизация технических средств работает на пользу той самой подлинности. Пару лет назад один художник с буйной фантазией предложил вместо иконостаса поставить огромные плазменные панели, куда бы выводились изображения икон, на аналое разместить планшет с иконами святых, меняющимися в зависимости от праздника. Не приведи Господи увидеть такую картину когда-нибудь! И дело не только в кощунстве, неблагоговейном отношении к образу или прямом нарушении постановлений Седьмого Вселенского Собора – это будет настоящим предательством подлинности. Подобный храм не будет местом тишины и молитвы: заметим, насколько все и в богослужении, и в интерьере храма располагает к серьезности в молитве, сдержанности, можно даже сказать – к суровости. А мельтешение картинок на экранах есть не более чем простейший инструмент удержания внимания для создания мечтательного настроения – недопустимого в отношении человека с Богом.

    Но, с другой стороны, это вовсе не говорит о глобальном и абсолютном запрете на использование технических средств в деятельности Церкви. Недавно ученые приступили к разработке программы для мобильных платформ, которая имеет такое пока «рабочее» название – «Священник». Это целый набор текстовых, звуковых, справочных материалов, которые будут полезны священнику, псаломщику, регенту, уставщику, преподавателю воскресной школы.  И это вполне сможет выручить в экстремальной ситуации, когда не окажется под рукой богослужебных книг, хрестоматической, справочной литературы или опытного советника. Но безрассудного использования таких, казалось бы, безвредных приложений также ни в коем случае не должно быть. Любое облегчение с помощью технических изобретений в итоге неминуемо влечет за собой атрофию соответствующих способностей. Если создать, например, программу, которая вычислит и переварит все алгоритмы составления чинопоследований богослужения и т. о. сделает ненужным еженедельный труд уставщика в храме – это приведет к тому, что никто даже и не задумается о той красоте, мудрости и любви к человеку, которыми пропитаны формальные, на первый взгляд, страницы Типикона.
    Слова одной из вечерних молитв в век электроники приобретают дополнительный смысл: «Яко посреде хожду сетей многих, избави мя от них». В сетях «мировой паутины» много соблазнов и искушений, но также много удивительных возможностей, не воспользоваться которыми в благих целях было бы просто глупо. Человек свободен и выбор всегда остается за ним.

    Как же конкретно можно использовать возможности Интернета вместе с теми же печатными СМИ, телевидением для пробуждения интереса к православной книге? Да и не только православной. Если ребенок, подросток не приучен к книге, не читает вовсе, то с чего бы вдруг именно православную литературу он начнет читать? Его нужно заинтересовать самим процессом чтения литературы, привить навык чтения, а для этого следует привлекать, в том числе и через Интернет, известных людей, которые рассказывали бы о влиянии книги на их жизнь, о том, что они читают сами и читают своим детям. Тут ни в коем случае нельзя пренебрегать и иностранным опытом.

    Например, в Великобритании телевидение «ВВС» создало гениальный проект «Большое чтение». Отдаленно напоминает программу «Имя Россия». Сначала нация составляет список тысячи любимых книг, потом специалисты выбирают из этой тысячи пятьсот, и начинается заочное голосование. Из этих 500 выбирается 100, из этих 100 выбирается 20, и эти 20 обсуждаются в прямом эфире и в on line узнаваемыми людьми, про авторов книг снимаются документальные фильмы. Произошел невероятный сдвиг. Т. о. к книге было привлечено внимание. Конечно, в любом случае до всех не достучишься, однако  в отношении ко многим все-таки удалось это сделать.

    В Англии была предпринята еще одна очень интересная программа – продвижение книг в неблагополучных регионах. Так вот, на северо-запад Англии влияние профессоров не распространяется, там живут шахтеры, потерявшие работу, папы по тюрьмам, мальчики не видели читающих мужчин вообще никогда, книжек дома нет ни у кого. Там благотворительную кампанию по продвижению книг возглавил известный футболист Дэвид Бэкхем – авторитет для этих мальчиков. Если Бэкхем читает книгу – то это круто! Более того, была предложена программа, когда отцы, сидящие по тюрьмам, получили возможность начитать книжки детям. Эти записи были подарены детям, и они слушали своих отцов, держа в руках книги. Негативная тенденция была сломлена.

    Также необходимо искать и использовать новые форматы книги, новые принципы чтения, например, мультимедийные издания: синтез книги, аудио, видео. Должны быть разные книги! Должны быть новые форматы традиционных книг! Приходит новое поколение с гиперинформационным мышлением, воспитанное на другой визуальной культуре. Они взрослеют в 2 раза быстрее и знают в 2 раза больше. Потому что они живут в информационно агрессивной среде.

    В заключение простой пример. Если предложить подростку прочесть жития святых или, скажем, «Братьев Карамазовых» и те же произведения, но в мультимедийном формате, которые будут сочетать в себе текстовую часть, визуальный ряд, аудио- или видеоприложение, то выбор будет очевиден. А результат будет один – подросток познакомится с великим произведением. Причем даже лучше, чем иной сверстник. Книга должна отвечать интересам молодежи и их запросам. На пути к этому человек должен сделать электронику не врагом своим, а помощником.


Рецензии