Прощай, изогалия!
Уважаемые коллеги, читатели и друзья!
В связи с потерей зрения, я вынужден остановить работу над сборником «Изогалия». Конечно, то, что было опубликовано мной на этом сайте – лишь небольшая часть того материала (изогалических скульптур, картин и выкладок), который я планировал вам представить. Думаю, что в этой ситуации будет уместно опубликовать хотя бы несколько наиболее значительных, на мой взгляд, отзывов, уважаемых мной людей. Мне было бы важно узнать и ваше мнение об изогалии как о современной реконструкции древнейшего изобразительного искусства.
Дорогой Михаил Иванович!
Как чудесно, как драгоценно, когда человеку свойственно его собственное, единственное, особенное видение мира! По-моему, это и есть истинная поэзия. Спасибо!
22.05.1987 г. Маргарита Алигер.
Член Союза писателей СССР, поэтесса.
“ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ...”
Он считает себя первоисследователем древней и вечной страны ИЗОГАЛИИ. Я полагаю его Творцом. Да простит меня Господь, но создавая нас по образу и подобию Своему, Он промыслил, что некоторые, избранные, будут стоять несоизмеримо ближе к нему, нежели остальные.
В какой момент, какая благая весть или мысль, позволившая Михаилу Седову узреть связь между невзрачной галькой и вселенским, не поддающимся лицезрению, единством, дала тот эмоциональный всплеск, который мы называем гениальным прозрением? Но в тот краткий отрезок времени на карте нашей цивилизации появились очертания новой тверди, неисследованного доселе культорологического пространства - Изогалии. А Михаил Седов из человека, имевшего милое и странное хобби - изготовление миниатюрных скульптур из морских камешков, превратился в создателя и чрезвычайного и полномочного посла Изогалии в России.
Серый окатыш, подобранный в прибрежной полосе, прикоснувшись к мудрым человеческим пальцам, увиденный острым человеческим взглядом, обрел имя и стал центром отсчета бесконечного двустороннего пути человечества: в глубину веков - ко входу неандертальской пещеры, и - ввысь, в галактическую круговерть, усеянную звездной галькой неведомых планет.
Михаил Седов не просто Художник, Ваятель (они встречаются меж нами), стремление которого гармонизировать мир нашло прекрасное воплощение в вечном материале природы. Он - мифолог и теоретик, фольклорист и поэт, провидец и хранитель созданного им мира. И самоценность его, как творческой личности, столь же значима для нашей диссонирующей реальности, сколь важны для самопознания человека созданные им творения.
Галина Белова.
Член Союза писателей СССР,
член Международной ассоциации художников при ЮНЕСКО.
Москва, 1997г.
БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД КАМНЕМ
Мичуринский оптимизм покорителей природы породил непредвиденно страшные результаты: локальные экологические нарушения, накапливаясь, грозят глобальной катастрофой. Оказалось, что “разум” (как он сложился в Европе и Америке) - это “недо-разум”. В нем нет экологического саморегулятора.
Преодолеть антиэкологизм возможно только при всеобщей переоценке идеалов цивилизации. И люди искусства, казалось бы, столь далекие от решения конкретных проблем выживания, постепенно созидают культуру нового типа. Никто не знает, какова она будет. Но очевидно: эта культура должна заблокировать человеческую агрессию против природы.
Но можно ли построить такую цивилизацию, где человек и природа будут гармоничны?
Михаил Седов - создатель скульптур, и барельефов из камня - считает, что открыл новую “Страну Изогалию”, то есть “зримый мир из гальки”. Он разработал ее теорию, и даже мифологию.
Как прагматик (а Седов прошел путь от рядового курсанта до капитана – командира роты; а после демобилизации - от рядового инженера отделения до одного из руководящих работников Стройбанка СССР), он дал классификацию камня, способов его соединения, изобрел новую терминологию.
Как человек интуиции, которого озарило новое знание о самой банальной, незамечаемой нами, гальке - он углубляется в диалог с ней, открывает заново то одухотворенное переживание камня, которое было у человечества на заре цивилизации. Нашему постиндустриальному обществу он возвращает знание о душе камня.
Альберт Швейцер еще в начале столетия декларирует необходимость новой этики “благоговения перед жизнью”.
В музыке - Оливье Мессиан проводит целые дни в лесах записывая пение птиц, обогащает этим опытом язык академической музыки.
В архитектуре Антонио Гауди совершает “эко-революцию”: творение человека, Барселонский собор, одновременно и ...”творение природы”.
Пробудившиеся Азия, Африка и Латинская Америка заявляют об экологической свободе древних культур, в противовес “антиприродному” евро-американскому техницизму...
Сегодня уже никто не сомневается в необходимости эко-регуляции. Вопрос не решен лишь относительно того, в какой мере человек должен “вернуться к природе”... не растеряв при этом накопленных техникой благ.
Обнаружив в себе интуицию камня, Михаил Седов заново взглянул на вопрос о происхождении изобразительного искусства. Неверна сама формулировка: “происхождение”. Это было открытие, откровение, считает он, причем, в первую очередь, откровение о камне. Ведь именно камень в руке - начало трудовой и творческой деятельности человека, первый инструмент в познании мира. Наскальные рисунки и живопись красками пришли потом. А выкладывание галек на песке, складывание камешков в пирамиды - это простейшие операции, которые повторяет каждый ребенок, проходя в своем развитии этапы развития человечества. Здесь первично - умение заметить красоту камня, желание пообщаться с ним. А обработка (обивка) камня - вторична.
Поразительно, что, несмотря на триумф техницизма, люди все-таки не утратили тяги к “прото-искусству” и щедро тратят время на то, что мы называем “самодеятельным творчеством” и демонстрируем на выставках типа “Природа и фантазия”. Если человек собирает дерево, камень и, не насилуя естества, монтирует их в коллажи и скульптуры - мы относим созданное им к “поделкам”, говорим, что это “непрофессионально.
Однако, понятие о “профессионализме” в разных культурах было подвижным. Надо быть истинным профессионалом, чтобы, почти не тронув природы, создать японский сад из камней, менгиры и пещерные города... На самом деле, здесь работали люди, вполне умудренные и опытные - но не в “европейско-технологическом” смысле. Заметим также, что многие профессионалы нашего века - от Пикассо до Раушенберга - искали и ищут обновления пластического искусства в “новой архаике”, в заимствовании эстетики и техники древних культур. Красноречивый пример в скульптуре: это направление, заданное Брынкуши - поиск идеально обточенной формы, как бы идеальной гальки. Сегодня уже не удивительно, когда такие мастеровитые скульпторы, как Макс Эрнст, почти ничего не добавляют к удачно найденной в природе форме валуна или обломка камня.
Известный советский скульптор Ариадна Арендт последние тридцать лет своей жизни посвятила созданию скульптур из коктебельской гальки. Ее работы неоднократно демонстрировались на выставках и вызывали большой интерес у зрителя.
“Изогалию” Михаила Седова невозможно понять и верно оценить вне этого контекста: вне поисков экологически гармоничной культуры, вне искусства “новой архаики”.
В чем же отличие седовской “Изогалии” от привычной традиционной пластики? Пользуясь образами Альберта Швейцера, хочется сказать - в благоговении перед камнем, в желании не самому сказать с помощью материала, а высказаться вместе с ним. Художник ищет образы уже запечатленные природой в объеме, фактуре, силуэтах, трещинах и углублениях камня. Его задача - увидеть эти образы, выбрать то, что ему интересно и усилить минимальной обработкой камня. Мастер осознает себя не столько “творцом нового из праха земного”, сколько “сотворцом”. А мастерство его заключается в умении разговорить сам камень... Услышит ли зритель? Есть ли у нас сегодня это чутье - слышать голос камня?
Для Седова это возможно. Камень в его руках начинает говорить со зрителем в очень широком стилистическом диапазоне: от чистой абстракции (“Бейсбол”, “Гимнастика”) до натуралистических бытовых сценок (“Чаепитие”) и даже кича, напоминающего гротески Ботеро (“Богородица изогалическая”).
Несомненно, что “намагничивание” камней в образы у современного художника во многом зависит от культурной памяти. Неандерталец не привнес бы в эти каменные фантазии столько ассоциаций и столько сложных тем (“Черный цветок войны”, “Возрождение России”). Значит, “новая архаика”, тяготея к древней “до-техничности”, все-таки несет новое содержание - в сложной современной стилистике, со сложными современными идеями.
К использованию необработанного камня в качестве изобразительного материала, независимо друг от друга, приходили разные художники. Кроме москвича Михаила Седова, назову лишь профессора архитектуры Тегеранского Университета русского иранца Игоря Жежерю и немецкого архитектора, скульптора и поэта Фердинанда Шериау.
Однако, художники этого оригинального направления очень редки. Они никак организационно не объединены. И приходится констатировать с печалью, что “новый-архаичный” вид искусства, возродившийся в нашем столетии, до сих пор не имеет полноценной выставочной и, тем более, музейной поддержки. Видимо, его “легализация”, или скорее “возвращение” в большое искусство еще должны состояться...
“В простой гальке - спрессованная информация обо всем сущем в мире, здесь весь космос в бесконечном его разнообразии, - говорит Михаил Седов - важно научиться вызывать эту информацию. Видеть единственное, неповторимое и одновременно удивляться цельности мироздания, включающего гальку и валуны, скалы и горы, огромный камень Земли и звездные системы... это для меня великая радость и удовольствие!”
Каменная Псалтырь Михаила Седова, его “Изогалия” - еще один шаг к “новому архаизму” в экологически гармоничной культуре будущего.
Сергей Маркус.
Искусствовед, поэт. Москва, 1998г.
Свидетельство о публикации №112101707789
Виктория Коптелова 17.11.2012 17:02 Заявить о нарушении
С уважением!
Михаил Седов 17.11.2012 17:20 Заявить о нарушении
Виктория Коптелова 17.11.2012 17:35 Заявить о нарушении