Обеззначивание личности
Однако, в нашем обществе ныне можно найти одну из опаснейших духовно-нравственных проблем человечества. Она, быть может, характерна и для многих других современных цивилизованных государств, но далеко не в столь опасной мере, как у нас. Это тенденция к стандартизации индивидуумов и уменьшение значимости личности.
Сущность данной проблемы довольно проста: общество и государство стремятся обезличить, по возможности, человека в угоду упрощения операций с ним. Любое государство изначально призвано осуществлять контроль над обществом и управлять им. Всегда оно выражает интересы лишь определенного социального слоя, но не всего народа, а следовательно, не стремиться улучшить жизнь каждого отдельного человека, но социального слоя в целом. Все это удобнее делать, когда есть абстрактный среднестатистический гражданин, а не социум, состоящий из отдельных личностей. Кроме того, в наш век происходит полнейшая стандартизация жизни, выражающаяся в стандартизации одежды, продукции, культуры. Однако, это естественно и это еще только полбеды. Беда в том, что усредненность уже давно прокралась в наш мозг. У нас давно уже кроме стандартных, «типовых» брюк такие же «типовые» желания. Большинство хотят одного и того же: стандартную машину, стандартный компьютер, стандартную модную одежду, такую же стандартную модную прическу и т.п. Полнейшая стандартизация потребностей связанная в какой-то мере с желанием быть не хуже других. Кроме того, проблема заключается еще в том, что в людях посеяно отрицательное отношение к личности, которая в сознании большинства является неким олицетворением зла. Он – не такой как все, он противопоставляет себя коллективу. В сознании многих отторжение коллектива подобно смерти. Вот и выходит, что проще быть в сильной кучке а не стремиться самому быть сильным.
Подобная проблема довольно стара, но ярко проявляться она стала относительно недавно. В нашей стране активно развиваться она начала с прихода к власти коммунистической партии. Однако не следует считать, что ее не было и до того. Для крестьянской среды очень важна была община, те же хуторские хозяйства воспринимались как зло личностей, идущих против большинства, а значит должны быть уничтожены. Но все это еще не было действительно опасной духовно-нравственной проблемой, т.к. само государство боролось с подобными проявлениями коллективизма. Затем при советской власти коллективизм стал не просто не преследуемым, но основополагающим. Вообще, социализм и предполагает воспитание «нового человека» с усредненными небольшими потребностями, который не просто хочет одного и того же, но и думает одинаково, по шаблону. Советская власть для этого сделала не мало. Кроме уже упоминавшейся стандартизации вещественной стороны жизни, над которой шутили даже в «Иронии судьбы», говоря , что в каждом городе теперь типовые улицы с типовым домами и квартирами, а в типовых дверях врезаны типовые замки. Так вот, кроме стандартизации произошла еще и практически повальная коллективизация сознания через партийные организации. Главную роль тут сыграли пионерская и комсомольская организации. Для подростков характерно желание быть частью чего-то большего и значительно более сильного, чем они сами, однако подобное желание и приводило к обезличиванию человека, когда воля и желание большинства не считается с волей единоличника. Упразднение (неосуществимое и, естественно, не осуществленное) частной собственности могло привести лишь к тому, что человек потерял бы свою сущность и превратился бы в скот у которого мало что можно найти индивидуальное, да и то, что есть, скорее всего, уже принадлежало кому-то. Естественно, на деле было все не так пессимистично, и разрушить личность не удалось, но мышление было сформировано, причем на добрых несколько поколений вперед, если ничего не менять. Задумайтесь сами, готовы ли Вы противопоставить свое желание коллективу? Кого вы поддержите отдельную личность или общественность за которой сила? И если Вы ответите честно, то 80%, если не больше будут с коллективом и не рискнут идти против него, даже будучи совершенно не согласны.
Советская власть пала, пришел капитализм, святость частной собственности и права человека как отдельно взятой личности. Но так ли уж все радужно как оно рисуется на первый взгляд? И выходит, что нет. Сформированное сознание среднего и старшего поколения не изменилось, но лишь воплотилось в новой форме. А младшее поколение все также стремится войти в тот или иной коллектив, но только теперь это превратилось еще и в некую социальную проблему, т.к. если раньше организация была официальная и контролировалось государством, то теперь – это неформальные группировки, нередко с асоциальной идеологией. Однако основная беда их все в том же – они убивают личность, делают из своего члена стандартного индивидуума. Все те же типовые формы, придерживаться которых должно всегда, все тоже типовое сознание…
Но бороться с личностью продолжают не только неформальные организации, но и самое государство. Хотя теперь эта борьба проявляется скорее в бездействии, не менее, правда, преступном. Как я уже говорил, любой власти выгодна подобная усредненность, но если продолжать в том же духе – человек как существо разумное и самостоятельно мыслящее исчезнет с лица земли. Это уже практически произошло, но пока еще есть возможность что-то изменить – необходимо активно бороться с этой важнейшей, по моему мнению, духовно-нравственной проблемой.
Свидетельство о публикации №112101501430