Тезисы о рифме
2. В рифмованном стихотворении важно ожидание, обязательно сбывающееся. В отличие от жизни. Вот мы прочли первую строку, вторую… Ожидание нарастает, наконец, на исходе третьей – рифма! А в завершении четвертой – еще одна: сбылось!
3. А еще рифма придает каждому фрагменту стихотворения особую завершенность. Вернее, свидетельствует о ней. Даже если мысль или сюжет продолжаются, рифма выполняет роль зарубки, узелка на память. Помимо всего прочего именно поэтому стихи гораздо короче прозы. И лучше запоминаются.
4. Вдобавок рифма организует стих. Она находится в счастливом союзе с размером. Можно добавить – брачном. Ибо на свет рождается гармония.
5. Никто в жизни не говорит в рифму (Прозой – да. Вспомним, мольеровского Журдена, сделавшего это важное открытие). А может, все-таки говорит – только не на земле, а где-то в высших сферах. Может быть, поэзия это – язык ангелов?..
6. Наконец, рифма по верному определению Варлама Шаламова – поисковый инструмент. Каждый пишущий знает, сколько интересных поворотов мысли, образов, да вообще стихотворений подарила ему рифма. Если кто-то считает, что она – гиря на кончике пера – тот заблуждается. И вообще, кто сказал, что поэту должно легко писаться. Не писаться, а читаться легко должно стихотворение.
7. Наконец, рифма – самый простой способ определения качества стиха. Разумеется, в первом приближении. Если автор рифмует «беспомощно – сморщенный» – его можно смело не читать. Он в малом не захотел потрудиться, дабы хоть как-то привести в соответствие окончания слов, – чего же от него ждать в большом: в оригинальности художественной идеи стихотворения или в цельности его образной системы. Особенно одиозно в наши дни выглядят усеченные мужские рифмы (всё-таки времена Маяковского прошли). Ибо по определению рифма – это совпадение всех звуков вправо от ударного. Однако находятся люди, пытающиеся срифмовать «стул» и «мечту».
8. Так что же значит хорошая рифма? – спросите вы. Как быть с глагольными? Можно ли рифмовать «кровь – любовь»?.. А вот тут всё зависит от контекста, от чувства вкуса и степени одаренности автора.
ТЕЗИСЫ К ВЫСТУПЛЕНИЮ
1. Писателем называется человек, который пишет.
2. Читателем называется человек, который читает.
3. Писателей гораздо меньше, чем читателей. Так было.
4. Писателей гораздо больше, чем читателей. Так стало.
Вопрос: откуда взялось столько писателей? Нет ответа.
Другой вопрос: куда девались читатели? Опять нет ответа.
Ну, нет так нет.
5. Каждый писатель является лауреатом премии. Если не Бунина, то Набокова, если не Тютчева, то Чехова – или всех вместе разом, включая Батюшкова, Бальмонта, Балтрушайтиса и неизвестного автора «Слова о полку Игореве».
Количество премий начинает превышать количество писателей-классиков. Что делать? Учредить премии имени самих писателей, получающих эти премии.
6. Количество писательских союзов растёт. «Союз», «Россия», «Писатель», «Литератор», «Поэт»… Все возможные и невозможные лексические комбинации этих слов выбиты на членских билетах.
Член российско-интернационального литературно-поэтического Союза вселенских писателей.
Звучит гордо!
Свидетельство о публикации №112101409053
Когда читаешь такие строки,становится хорошо на душе, как будто
сказали то, что ты сам хотел сказать, но не мог выразить...
Моя благодарность Автору за радость открытия...
Лора Е
Лариса Евмина 04.01.2022 12:09 Заявить о нарушении
Вадим Забабашкин 04.01.2022 15:14 Заявить о нарушении