Из досье коллекционера. По зубам да с ветерком!
************************
"Эх, катились мы с тобою,
Мчались вдаль с тобой,
Искры сыпались с булыжной мостовой.
А теперь плетёмся тихо по асфальтовой..."
Утёсовская песенка-нетлёнка про Москву-матушку и последнего извозчика на путях-дорогах мечется между ностальгией по патриархальной старине и восторгом перед обновляющейся столицей.. Булыжные мостовые в древних городах сохраняются как исторические узы, связывающие нас с предками.
В 1700 году князю А.Д.Меншикову какой-то доброхот, пожелавший на всякий случай остаться неизвестным,подметнул письмо с идеей замостить московские улицы камнем вместо толстых досок и брёвен, применявшихся обычно. Для этого, мол, и всего-то требуется - распорядиться, чтобы все приезжающие в город крестьяне прихватывали попутно "по камушку на возу".
На Руси, известно, "долго запрягают" не только возницы, но и государственные деятели. И все-таки через пять лет последовал царский указ: "О делании в Москве по большим улицам мостовых из дикого камня". Он предписывал крестьянам собирать дикий камень с такой необычной раскладкой по дворам:"С первого порядку десятка дворов - камень в аршин, со второго - камень размером не менее четверти, с третьего - два полуаршинных камня, с четвертого - мелкий (но не менее яйца) в таком количестве, какое уместится на аршинной площади". На подъезде к городу каждый крестьянин был обязан сдать три камня размером не менее гусиного яйца.
А "град Петров", основанный на топях, хоть не чурался камня, но в Х|Х веке ещё предпочитал торцовые мостовые - из деревянных брусковых шашек, уложенных поперечным распилом вверх. Конструкцию позаимствовала Москва. А вскоре такое мощение появилось в Лондоне и Париже. Но вот в сентябре 1924 года взбеленилась Нева, и поплыли по ленинградским улицам деревянные мостовые, убеждая в превосходстве над ними вступившего в конкуренцию асфальта.
Удивительный факт:на острове Южный Ниас, находящемся в Индийском океане близ Суматры, есть затерянная в болотистых джунглях деревня, которую рассекает широкая каменная мостовая. По обе её стороны выстроились в ряд на высоких сваях дома с двускатными камышовыми крышами. Откуда и как попали сюда тщательно обтёсанные камни? Кто и когда построил эту великолепную мостовую?
-Всегда так было,- уверяют аборигены.
Бывали в старину мостовые и поэкзотичней. В записках московского библиографа А.П.Бахрушина есть такое интересное наблюдение. "В начале 1870-х годов,- пишет он,- мне пришлось гулять по одной из московских окраин, в Ямской-Коломенской, позади церкви Св.Флора и Лавра, на той же стороне, где церковь, но от Зацепы дальше, и видеть очень оригинальный тротуар, весь сделанный из одинакового размера бычьих и лошадиных костей... Кости были прилажены одна к другой хорошо, плотно, правильно, и ходить было по нему очень удобно... Тротуар устроен перед одним из беднейших ямщицких дворов".
Наши предки нередко употребляли кости животных для мощения улиц. Так Соборная площадь древнего Новгорода была замощена хорошо подогнанными друг к другу коровьими челюстями. При археологических раскопках в Московском Кремле обнаружена усадьба Х11 века, двор которой вымощен челюстями крупного рогатого скота.
Зубы самой природой приспособлены для работы на истирание,
что может быть лучше для покрытия дорог. До этого додумался некий граф Альфред Броницкий. В 1820 году в селе Крымно, Владимир-Волынского уезда, его крепостные вымостили дорогу конскими зубами. Их устанавливали вертикально - один к одному -
и закрепляли известковым раствором, смешанным с кирпичной крошкой. Ширина дороги 6 метров 40 сантиметров, длина 9 верст.
Каждый зуб обошелся графу в 5 копеек. По тем временам деньги не малые.
Говорят, будто в России две беды: дураки и дороги. Это неточно. Чтобы не притуплять бдительность, давайте признаемся: бед всегда было гораздо больше. А вот до костяных дорог вроде как больше нигде не додумались. Так что значится все же в истории наш ПРИОРИТЕТ.
*********** ************ **********
Свидетельство о публикации №112101303172
Галина Кадетова 24.10.2012 15:37 Заявить о нарушении