Паровозу и человеку

Памяти Бориса Сергеевича Фёдорова - старшего товарища, флотского подрывника во время Войны, Почётного Железнодорожника, Моделиста и Человека
----------------------------

И пот не отереть со лба – лишь дух перевести, порою!
Кто и зовёт «Шайтан-Арба»,
а для Него вся жизнь – борьба,
и в ней Он смотрится героем!

Бывало, в грохоте фронтов, вёл бронепоезд за собою –
пар из простреленных бортов, лязг, гром, и кровь, и копоть боя!

А «Первый поезд»! Торжество! Цивилизации начало:
ведь появление Его Прогресс округе предвещало.

И «Огнь и Дым», и стук колёс, и чёрных кочегаров лица...
Да-а... Чёрт ли движет паровоз – не каждый в этом усомнится...
Но всё же, не исчез в Аду, не впрягся в поезд в Преисподней.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Он где-то и теперь в ходу – за гуж берётся и сегодня.
И долголжданен, и любим – нет в пассажирах недостатка,
и издали завидев дым, они готовятся к посадке.
И я глядел из-под руки, как выползали из-за леса
тяжёлые «товарняки», и пролетали в даль «экспрессы».
И нёсся паровозный крик: Там, впереди-и-и, Простор Великий!
И чай разносит проводник, и перестук колёс на стыках...
Сам, с верхней полки наблюдал, с подушки в паровозной саже:
поля, просёлки, города – как за окном бегут пейзажи...

Я пиво пью «Железный конь»* – да-к нынче и моторы в... литрах.
А в Нём горит живой огонь, как есть, не спрятанный в цилиндрах!
И в век безумных скоростей, струй плазменных, слепящих больно,
блеск тусклый смазанных частей – приковывает взгляд невольно.
Что б ни пророчил человек, Он всё не нищий, не калека –
Ему - "Зелёный" в новый век – из девятнадцатого века!

Тому, кто день и ночь в труде – не до научных разработок,
и трёп о «низком КПД» Его нисколько не заботит.
Он в выраженьях знает толк: ведь это и сейчас при деле –
сказать: «Весь пар ушёл в свисток!» о хвастуне и пустомеле.
.........................................................

Блюди Особенную Стать, Тебе ль смириться с «приговором» –
тому, кому вовек не стать «железным ящиком с мотором»!


* "IRON HORSE" с изображением передка паровоза на банке

Фото - из книги "Модели железных дорог"


Рецензии
Спасибо за ссылку.
Хорошее посвящение.
К сожалению, у меня о поездах только одно хорошее воспоминание:
"И чай разносит проводник" - раньше в поездах был очень вкусный чай.
И ещё, благодаря тому, что однажды решила ехать домой поездом, а не самолётом, увидела неописуемую красоту: Байкал ночью. Нас по нему ночью переправляли на какой-то барже, т.к. перед нашим скорым поездом обвалился туннель, нас в обход повезли через озеро и посадили в старенький состав с паровозом.

Вы так сроднились со своим хобби, даже завидую Вашей увлечённости.

Спасибо

Татьяна Чащина 2   26.11.2024 21:58     Заявить о нарушении
Командировка в Кишинёв, приятное с полезным: там жил брат с женой.
По дороге я должен был заехать в один из пос. Винницкой обл.: там находилось управление, в чьём ведении был кишинёвск. участок.
Лучший путь - до Киева, откуда поездом Москва-Одесса до Винницы и автобусом до места назначения. Время — зимние каникулы. Билетов до Киева нет. Смотрю карту и беру билет до Котовска (оттуда есть дизель-поезд» и автобус).
Доехал до Котовска. Как-то. Погода тем временем начала портиться. Пошёл снег. Расписание автобусов до Вапнярки не радует, дизель-поезда тоже. Сел в ближайший автобус до какого-то промежуточного городка, где можно пересесть в другой и добраться до места. Стемнело. Добрался. Автобуса нет (а снег есть и немало), народ ждёт. Чую, влип. Решил обратно до Котовска, а там уж на «дизеле». Взял билет. Пришёл автобус, с опозданием — спрашиваю шофёра, успеем ли к поезду. Нет, г-рит. Я выбросил билет в сугроб и - в гостиницу, пока остальные без толку торчали на морозе (нужный мне автобус так и не прибыл). Переночевал и на автостанцию — задерживается — поел — обратно — то же самое. Прибыл автобус ок. 11.00.
Выехали — еле едем: заносы, автобус то и дело буксует в снегу, неск. нас выскакивает выталкивать, снег летит из-под колёс, ноги уже мокрые — дорога заняла чёрт-те сколько.
Приехал в нужный посёлок и встал на остановке ждать автобуса на ГРЭС, где размещалось Управление. Автобус пришёл только след. по расписанию. Промёрз капитально! Приехал — там как раз обед, поел-попил горячего и к шефу в кабинет: О, Юр, приехал (мы были знакомы давно) — отдыхай до утра, поедешь в Кишинёв на машине с моим Гл. Инженером. - Олег, ты дороги видел? Не поеду на машине — дай машину до дизеля на Вапнярку добраться («Френч английского покроя добыт под Вапняркой»), и узел крупный с автостанцией и поесть есть где, не выходя из вокзала. Приехал в Вапнярку, взял билет. Поел, жду. На улице - метёт жутко, чтоб выйти в туалет на перроне, опускаешь уши шапки, поднимаешь воротник и кое-как одолеваешь путь в оба конца. Мой поезд опаздывает. Другие прибывают, но начинают оставаться здесь, и пошло: «Проводники такого-то поезда, откройте тамбура чтобы дать пассажирам пройти к поезду №...» Глухая ночь. Последнее объявление: задержка до утра, есть места в гостинице.
Пришёл — дежурная скептически глянула на моё ратиновое пальто: дам одно доп. одеяло и всё.
Я пожал плечами, но войдя в огромное спальное помещение, всё сразу понял: второй этаж, две стеклянные стены при неработ. отоплении и метели снаружи (хоть не внутри - «кому сказать спасибо, что живой»!). Снял шапку, укрылся 2-мя одеялами и пальто — лицо стало мёрзнуть — надел шапку. Будят к поезду в 2ч. ночи. Задерживается раз, два — прибыл в 5утра. Вот, думаю, чичас чайку. На входе в вагон тепло одетый молодой проводник, скороговоркой: «Вините не меня, а МПС» и сбежал в соседний вагон. За что винить, сразу понял: порог двери из тамбура в вагон заледенел и дверь не закрывается, отопление не работает — какой там чай! «Я всё равно паду на той, на той единственной, Гражданской...».
Поезд тащился еле-еле, но, наконец, с опозданием в неск.часов, привёз меня в Кишинёв в 17ч.
Голоса у меня уже не было. Прекрасное кафе на привокзальной площади, горячее какао и обильная еда. И — к брату. Дальнейшие заботы его и его жены, глинтвейны и водка помогли не сильно. Но и дело сделал, и брата повидал, и коллекцию моделей пополнил (столицы снабжались лучше) и самолётом домой, хватит приключений.

Мистер Ван Ю   27.11.2024 18:37   Заявить о нарушении
Воот! "Летайте самолётами Аэрофлота!" Как будто другие были! :-)
Грех смеяться над несчастьями других, но я посмеялась над Вашими приключениями. Простите, не удержалась. И сижу такая: кто же так в командировки ездит?
Я, помню, никогда не ездила без билетов туда и обратно в кармане, но опять же в основном самолётами. Один раз отказывалась ехать без обратных билетов в Горький: лето, время отпусков, чего ж рисковать? Но мне в попутчики дали мужика с ТЭЦ, он уверил меня, что обратно привезёт. "Слово мужика!" Бабы - дуры, никак в толк не возьмут, что нельзя мужикам верить. :-( В результате, он полностью оказался неспособен что-то решить с обратной дорогой. И я вместо него везде бегала, узнавала, каким образом добраться хотя бы из Горького до Москвы. В результате поехали на перекладных электричках, чтоб хоть как-то двигаться в сторону Москвы. В Москве тоже мне пришлось бегать, узнавать, где больше вероятности быстрее купить билет. В очереди за билетами толкаться тоже пришлось мне. Больше без билетов никуда не ездила. С билетом на самолёт задержки рейсов не так страшны. Ведь тогда ещё бывало, что размещали на ночёвку в гостинице и будили к рейсу. Это не во всех аэропортах было, но мне везло. Стоит нелётная погода три дня. Я прилетаю и погода налаживается, а в первую очередь отправляют новые рейсы, а задержанные потихоньку в промежутки вставляют.
Но у Вас там, похоже, не везде можно было самолётом добраться. Зато впечатлений на всю жизнь !!! :-))

Татьяна Чащина 2   27.11.2024 20:27   Заявить о нарушении
Я не мог позволит себе роскоши с обр. билетом: "или-или", т.к. курьером ездил оч. редко. И не всегда знал, что, когда и как.
Примеры. Нач. управления, не желая брать на себя ответственность, договор не подписывает. Но я узнал, что приезжает Управляющий Трестом. Даю шефу телеграмму: мол, задерживаюсь связи прездом... прошу продлить командировку"
Прилетаю в Новосибирск (через Москву, Домодедово) - партнёр-ГИП говорит: ну, мы подпишем, а начальство будет только в понедельник; и звонит в местком: мол, принеси путёвку на базу отдыха. С пятн. по воскр. - купаться, играть в наст. теннис, гулять в лесу... Как я мог это знать заранее.
Самолёт? Павлодар (Казахстан), июль. Серый Иртыш (стало понятно, почему Ермак утопился))), где мы купались на пляже, сумасшедшие очереди за пивом. И нет авиабилетов на бл. будущее. Отмучавшись ночью, получили-таки билеты (куп!)на Барнаул-Днепропетповск (предстояло ехать 3 суток). Утором просыпаемся, выходим в корридор - нас проводница справшивает: как вы сюда попали? Вот билеты, а дальше не наше дело. Вагон был, в осн., служебным, с купе механика-бригадира, радиокупе, и пр. На одной из станций в вагон сел земляк механика-бригадира (тот был армянином), они крепко выпили, и к большой станции, на кот. подают сведения о наличиии мест... его отчаялись разбудить. И? Ваш покорный слуга напяливает форменную фуражку, хватает бумаги и бежит в вокзал их подавать. Питание в вагоне-рес. было ужасным, но в Оренбурге к поезду выносят горячую картошку, суш.рыбу, сол. огурцы и пр.)))
А автобусом в летнюю жару из Волгодонска в Волгоград...
А езда на приг. поездах, лишь бы в нужном направлении - а как же-с!
- На встрече выпускников однокашник спросил меня, бываю ли я на такой-то АС - да - ко мне в гости заехать можешь (прикинул: 4ч. в обратном от дома направлении) - нет проблем! И заехал.
Первый арбуз из Астрахани самолётом домой (павильон на Больших Иссадах так и назывался "Арбузник"; но за рыбой/икрой... эт на "Татар-базар"!)
Так что не жалею)))

Мистер Ван Ю   28.11.2024 00:50   Заявить о нарушении
Славное было времечко! Приятно вспомнить!

Татьяна Чащина 2   28.11.2024 06:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.