Ответ
В. Микушевич
Переводчик соревнуется не с автором оригинала (как Жуковский), а с другим переводчиком. У них (переводчиков) есть сопернический азарт перевести лучше. Если принимать (условно) оригинал за некое совершенство, то перевод – стремление к этому совершенству. В этом смысле жизнь есть перевод нами с божественного языка, который для нас иностранный, на язык нашего понимания.
Ответ есть шахматный ход. Чем лучше противник, тем дольше думаешь (над ответным ходом). Есть ответы, на которые профессионал (человек знающий, человек умелый) отвечает сходу. Это могут быть тривиальные ответы, которые у всех на слуху, или ответы, которые требуют специальной подготовки, изученные и исследованные в книгах и университетах. Так называемые стандарты шахматных партий. Но как и стандарты в джазе – эти готовые партии гениев-предшественников можно импровизировать по-своему. Гений всегда находит абсолютно новый подход к кажущейся тривиальной задаче. Ходу противника «е2» на «е4» гений ответит гениально, а не 2х2=4. Оригинальное решение элементарной задачи может привести к абсолютно новой, иногда молниеносной партии, или даже к созданию новой теории, опровергающей классическую.
Не нужно стыдиться преемственности мысли, так как невозможно плагиата мысли. Осознав «нечто», человек становится обладателем этого «нечто». Он даже может не знать, что эта мысль уже кем-то сформулирована. Истинный философ «сорадуется истине», пусть даже перед этим повторенной сотнями собратьев-«любителей мудрости». Откройте гугл, и введите фразу «довольствоваться малым», и найдёте дословно повторенное выражение и у Диогена, и у Эпикура, и у Верлигия, и у Сенеки, и у Иисуса Христа, и у пророка Магомета. Будем ли мы сверять даты рождения этих «софинианцев», этих любителей Софии, Премудрости Божией, чтобы установить первенство и первородство данной идеи? Не думаю. Ведь первородство, в любом случае, принадлежит не нам. И, одновременно, каждый из нас вынашивает в муках «Идею». Историки спорят, существовал ли Сократ на самом деле, или был «всего лишь» персонажем Платоновских Диалогов. Почему Платон с лёгкостью отдал «свои» идеи своему вымышленному или даже реальному, настолько реальному, что в него поверили, герою? По сути Сократ – Иисус и Гаутама своего времени. Не даром Платон наделяет верховного бога любви Эроса чертами Сократа – это некрасивый, стремящийся к красоте; это пустой, стремящийся к полноте; это думающий, стремящийся к знанию; это нищий (духом), стремящийся к богатству (духом). Не прав ли математик, что всё существует одновременно и сейчас, времени нет, нет истории. Есть только многомерное статичное пространство. И человеку вовсе не сложно научиться существовать во всех пространствах одновременно. Ведь ребёнок – «табула раса», чистая доска. Онтогенез (индивидуальное эмбриональное развитие) есть повторение филогенеза (эволюционной истории образования вида). Но это же самое происходит с человеком после его рождения. Онтогенез (становление человека в психическом и физическом плане) есть повторение филогенеза (эволюции мысли, человеческой истории), и я не побоюсь – эволюции Земли в целом (от кварка до человека мыслящего). Но в последнем случае, как раз, чтобы стать человеком мыслящим, необходимо вернуться к первоистокам, к «началу», «началу начал», к ничто.
И заново стать цианобактериейи наполнить этот мир кислородом, и чтобы не умереть цианобактерии в «фекалиях кислорода» (Назаретян) позволить появиться первому хищнику или паразиту –аэробным организмам, питающимся кислородом. И цианобактерия вдохнёт свободно и не умрёт от перепроизводства и задышат жабры, и запузырятся «пузыри земли» - альвеолы.
О порядке из хаоса
Попробуй сложить спальник «как попало» скомкав, и увидишь, как быстро ты это сделаешь, и при этом, как много места еще останется. Кстати спальники прослужат дольше и дольше сохранят свойства своих материалов. А попробуй сделать то же самое аккуратно по линиям, пытаясь удержать эту разваливающуюся конструкцию…Ты измучишься «совать» «это» в мешок. Места будет не хватать, мешок будет раздутым. Ты попросту не сможешь сделать это сам. Тебе понадобиться помощник.
Я верю, что есть универсальный закон, описывающий все явления и аналогии. Возможно: «порядок из хаоса»? Попробуй изучить предмет с конца, с целого, а не азов, аксиом, правил, алфавита, грамматик. Дети действительно «из-за черты» (Ольга Забирова). Они прекрасно выполняют эту задачу своими «читыми досками» и незамутнёнными «чистыми разумами». Они идут от целого к частному. Они идут из любви к миру. Из любопытства. Из желания познания. Из желания стать ходоками. Из желания общения с мамой, папой, сестрой, братом, другом, любимым.
Точно также дети играют. Творят целые цивилизации из камушков, выигрываю сражения веточками, строят флотилии листиками, открывают океаны в соседней луже. Дети хаотичны и беспорядочны, дети творят беспредел, дети беспредельны. Степень свободы их сравнима лишь со степенью свободы их позвоночника и суставов. Эти маленькие гуттаперчевые существа, о гибкости которых может мечтать любой контортионист.
Гении – плохие дети хороших родителей, мечтающие об усыновлении их Господом. (мечтающие сбежать в детдом под патронатом Господа Бога)
Аксиома аналогий
Плохих аналогий нет.
30 сентября 2012
Ссылки
Акоп Назаретян. Антропология насилия и культура самоорганизации.
Ольга Забирова.Дети только недавно оттуда http://www.stihi.ru/2012/08/16/4680
Свидетельство о публикации №112101206060
Татьяна 12.10.2012 22:38 Заявить о нарушении