Элегические неравностопные ямбы в русской поэзии

В русской поэзии многие элегии писались - и пишутся в наши дни - ямбом с различным количеством стоп в строке. Иногда это было упорядоченное чередование, но очень часто - нет.

Среди последних, т.н. вольных, есть стихи с графической разбивкой - при помощи пробела - на КАТРЕНЫ (четверостишия).

ЛЕРМОНТОВ
КИНЖАЛ

Люблю тебя, булатный мой кинжал, (5 стоп)
Товарищ светлый и холодный. (4 стопы)
Задумчивый грузин на месть тебя ковал, (6 стоп)
На грозный бой точил черкес свободный. (5)

Лилейная рука тебя мне поднесла (6 стоп)
В знак памяти, в минуту расставанья, (5 стоп)
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла, (6 стоп)
Но светлая слеза - жемчужина страданья. (6 стоп)

И черные глаза, остановясь на мне, (6 стоп)
Исполнены таинственной печали, (5 стоп)
Как сталь твоя при трепетном огне, (5 стоп)
То вдруг тускнели, то сверкали. (4 стопы)

Ты дан мне в спутники, любви залог немой, (6 стоп)
И страннику в тебе пример не бесполезный: (5 стоп)
Да, я не изменюсь и буду тверд душой, (6 стоп)
Как ты, как ты, мой друг железный. (4 стопы)

(1838)

Чередование стоп (от 4 до 6) здесь свободно.

Похожая картина - в последней строфе стихотворения Мандельштама:

Вооруженный зреньем узких ос, (5 стоп)
Сосущих ось земную, ось земную, (5 стоп)
Я чую все, с чем свидеться пришлось, (5 стоп)
И вспоминаю наизусть и всуе… (5 стоп)

И не рисую я, и не пою, (5 стоп)
И не вожу смычком черноголосым: (5 стоп)
Я только в жизнь впиваюсь и люблю (5 стоп)
Завидовать могучим, хитрым осам. (5 стоп)

О, если б и меня когда-нибудь могло (6 стоп)
Заставить, сон и смерть минуя, (4 стоп)
Стрекало воздуха и летнее тепло (6 стоп)
Услышать ось земную, ось земную... (5 стоп)

Ср. также: "В том лесу белесоватые стволы" и "Людям будущего" Гумилева. (Аналогичный пример в хорее: "Не бродить, не мять в кустах багряных..." Есенина.)

Есть стихи с "варьируемым" метром в строке и БЕЗ ПРОБЕЛА после катренов. Четверостишия в них могут объединяться в более объемные группы строф ненормативного объема. Обычно пробел в таких случаях обозначает смысловой, а не структурный "поворот" (вспомним, что "строфа" в греческом обозначает именно "поворот").

Классический пример, тоже ЛЕРМОНТОВ, ДУМА http://ilibrary.ru/text/1013/p.1/index.html

Есть и элегии со свободным чередованием ямбических стоп, в которых нет даже и такого пробела.

Например, опять же ЛЕРМОНТОВ, РОДИНА http://ilibrary.ru/text/997/p.1/index.html

Количество образцов можно множить и множить: Пушкин, Баратынский, Тютчев... К той же традиции примыкают:
Иннокентий Анненский (например, "В аллею черные спустились небеса..."),
Владислав Ходасевич (например, "Петербург" http://www.hodasevich.su/poems/peterburg.html),
Осип Мандельштам ("Когда на площадях и в тишине келейной" http://www.stihi-rus.ru/1/Mandelshtam/45.htm),
Анна Ахматова ("А в книгах я последнюю страницу...")
- и так вплоть до Андрея Вознесенского ("Я умираю от простой хворобы..."),
Давида Самойлова ("В деревне благодарен дому...", "И начинает уставать вода...", "Простите, милые, ведь вас я скоро брошу...", "О, вы ее не знаете! В ней есть...", "Устал. Но все равно свербишь..."),
Иосифа Бродского ("В твоих часах не только ход, но тишь...", "На ужин вновь была лапша...", ),
Александра Кушнера ("В палатке я лежал военной...")
и новейших авторов.

Встречаются и неравностопные белые ямбы. На них специально останавливается Светлана Яковлевна Матяш в докторской диссертации "Вольный ямб русской поэзии XVIII-XIX вв.: жанр, стиль, стих" (Л., 1986), см. http://goo.gl/KS2zCp

Это, например,
"Дева за арфою" Державина (1805),
"Испанцы" Лермонтова (1830),
"Путешественник и поселянка" Жуковского (1818), "Кораблекрушение" Тютчева (1827),
"Юность Ломоносова" Некрасова (1840),
"Магомет перед омовением" Я.П.Полонского (1840-1845),
ранние стихотворения Кольцова,
в XX в. - стихотворения Вагинова, Саши Черного, Мариенгофа - в т.ч. "Шут Балакирев" (1940) и др.

Об элегической и басенной традициях вольного ямба в русской поэзии см. также в книге О.И. Федотова "Основы русского стихосложения". М., 1997. С.230–231 (второе издание: "Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха". Том 1. М.: Флинта, 2002, раздел 5.2.5. "Равно- и неравностопность (вольный стих)", с. 239-244.)

Белые неравносложные ямбы рассмотрены и в статье Артёма Скворцова "Арифметика гармонии: Из наблюдений над художественной стратегией Сергея Гандлевского"
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=1831

Скворцов пишет:
"В книге «Путём зерна» Ходасевич последовательно скрыто модернизировал классические образцы. Его белые ямбы «(…) как бы заведомо ориентированы на белые пятистопные ямбы Пушкина («Вновь я посетил…») и более поздние Жуковского. Об этом напоминает и начало с полуслова (…), и многочисленные переносы, и интонация, воссоздающая непринужденность разговорной речи. Но вместе с тем есть и очень значительные отличия, которые тоже не слишком заметны, но реально существуют: (…) это постоянное вкрапление в пятистопные ямбы шестистопников (…)» (Богомолов 1989:26).
Подобные расшатывания белого пятистопного ямба осуществляли уже Н.Гоголь в поэме «Ганц Кюхельгартен» (белый Я5, 1827), где встречаются шестистопные стихи, и М.Лермонтов в ранних подражаниях Байрону «Ночь. I» и «Ночь. II» (вольный Я4, 1830), где наряду с шестистопными попадаются и четырёхстопные строки. ... нарушения монометрических размеров встречались и ранее. Так, объемная поэма С.Боброва «Херсонида, или Картина лучшего летнего дня в Херсонесе Таврическом» (около 9000 стихов), написанная сплошь белым 4-стопным ямбом, содержит более десятка 5-стопных и 3-стопных строк.
Из авторов, более близких к Гандлевскому по хронологии, на него мог повлиять Н.Заболоцкий, в своём позднем творчестве неоднократно смешивавший пяти- и шестистопники. В частности, хрестоматийный текст «Некрасивой девочки» демонстрирует именно такой эффект".
 
--------------------

Неравностопными бывают и трехсложники. Урегулированный тип:

"Я надену кольцо из железа, (3 стопы)
Подтяну поясок и пойду на восток. (4 стопы)
Бей, таежник, меня из обреза, (3 стопы)
Жахни в сердце, браток, положи под кусток. (4 стопы)

Схорони меня, друг, под осиной (3 стопы)
И лицо мне прикрой придорожной парчой. (4 стопы)
Чтобы пахло мне душной овчиной, (3 стопы)
Восковою свечой и медвежьей мочой. (4 стопы)

Сам себя потерял я в России."  (3 стопы)
(Арсений Тарковский)

Неурегулированный (вольный):

Круглый двор
с кринолинами клумб.
Неожиданный клуб
страстей и гостей,
приезжающих цугом.
И откуда-то с полуиспугом -
Наташа,
      она,
каблучками стуча,
выбегает, выпархивает -
к Анатолю, к Андрею -
бог знает к кому!-
на асфальт, на проезд,
под фасетные буркалы автомобилей,
вылетает, выпархивает без усилий
всеми крыльями
девятнадцати лет -
как цветок на паркет,
как букет на подмостки,-
в лоск асфальта
из барского особняка,
чуть испуганная,
словно птица на волю -
не к Андрею,
бог знает к кому -
к Анатолю?..
Дождь стучит в целлофан
пистолетным свинцом...
А она, не предвидя всего,
что ей выпадет вскоре на долю,
выбегает
с уже обреченным лицом.

(Давид Самойлов, "Наташа")
Также вольный трехсложник: "Элегия" ("Дни становятся все сероватей...") Давида Самойлова.

........................

(По следам дискуссии о ритме в стихотворении С. Грохотова "Рахманинов" http://www.stihi.ru/2012/09/01/977 )


Рецензии
Позвольте поблагодарить за тему и приведенные примеры. Тот случай, когда хочется сказать словами одного критика : "единственный недостаток: мало написал". Здесь хочется развернутой статьи, сносок, комментариев... )
Право, стОит.

Акчурина Анна   15.10.2012 23:44     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове, Анна!
Этот текст - только реплика в дискуссии... Не очень правильно, когда от вольных элегий требуют строгости баллад :).

Арабский Алфавит   16.10.2012 00:12   Заявить о нарушении
о нет, то не требование, и не ожидание строгого трактата, - хочется просто дополнения, продолжения беседы. Тема мне не безразлична.
И не участия в ней, нет. Просто возможности услышать еще по теме. Но и это - лишь вздох сожаления, лишь высказанное желание, никак не критика, и не регламент, нет.

Акчурина Анна   16.10.2012 01:46   Заявить о нарушении
Дорогая Анна, перечитал "годы спустя" Вашу последнюю реплику: оказывается, Вы меня неправильно поняли. "Требуют" - это я про тех, кто осуждает поэтов, пишущих неравностопными (т.е. вольными) ямбами, а вовсе не про Вас. Не знаю, почему, я не ответил Вам тогда же и не объяснил этого недоразумения.)) Может, просто времени не хватило.

Арабский Алфавит   02.03.2021 20:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.