Общим планом
Если оставить в стороне сентиментальные титры в финале последнего фильма Никиты Михалкова и сразу договориться, что мы не будем даже касаться проблемы художественной формы, а просто вежливо согласимся с режиссером,
что длинный общий план - это эстетический оптимум, то все
остальное -собственно события и их оценка, а точнее,вневременной смысл изображенного предстанет как очень хорошо знакомое и не менее хорошо забытое старое.
А чем, по сути дела, отличается пафос "Утомленных солнцем" от, скажем,"Капитанской дочки" Пушкина? И тут и там - благородный мужик и подлец аристократ. И тут и там -любовная коллизия, движущая развитие сюжета.И тут и там - утверждение общечеловеческих ценностей в противовес навязываемым нам cоциально-нравственным ориентирам. Одинаково эмблематичен образ власти в финале.
Вспомним, что дата написания "Капитанской дочки" -
1836 год. И дело не в столетии, отделяющем события фильма
от пушкинского шедевра, а в том, что этот шедевр - пос-
леднее крупное произведение Пушкина, более того - созда-
но в период смертельной усталости от дамоклова меча власти,
под которым последние годы жил поэт - если можно назвать
жизнью существование почти без воздуха свободы.
Мы все безумно устали от состояния насильственного
отторжения от самих себя, от этого "солнца" власти, не-
щадно палящего, не оставляющего даже крохотной тени,в ко-
торой можно было бы укрыться от всевидящего ока, взираю-
щего на нас свысока. Это совершенное уничтожение частной
жизни - между прочим, фильм Никиты Михалкова также не
свободен от него,уже с молоком матери впитанного, уже
ставшего кровным пренебрежения к личному, частному. И
единственным существенным отличием от пушкинской схемы
является то, что если у Пушкина история разворачивается
как непрерывный выбор в пределах отдельной человеческой
судьбы : все мы видим глазами ОЧЕВИДЦА -Гринева, то Ми-
халков с чисто отечественной авторитарностью и совершен-
но не в ладу с самим собой преподносит нам готовое реше-
ние, голую схему, у него отсутствует третье лицо, совер-
шающее нравственный выбор. Фигурально говоря, фильму ос-
тро не хватает крупного плана. Хотя интуиция подсказала
режиссеру - р е б е н о к. Наденька Котова. Кстати, у
Гайдара, которого открыто цитирует Н.Михалков, почти
всегда организующей повествование является точка зрения
ребенка.
Но этот невнятный шепот не был расслышан вполне.
Жаль. Эта картина могла бы стать событием. А стала - бе-
нефисом режиссера.
P.S. Зато родной брат Никиты Сергеевича в своем
"Ближнем круге", снятом всего тремя годами раньше, дости-
гает вершин выразительности и глубины в исследовании, по
сути дела, той же самой темы: человек - и история. Его Ка-
тенька в исполнении молодой американки - вот где кош-
мар-то. Девочка из еврейской семьи, дочь репрессированных
родителей, "врагов народа", как она сама о них говорит,
истерически рыдающая в обезумевшей толпе на похоронах Ста-
лина, - вот она, социальная трагедия. И финальные субтит-
ры в фильме Андрона Кончаловского почему-то не вызывают
раздражения, хотя сформулированы они, на первый взгляд,
как-то надуманно-риторически. Странно. Неужели издалека -
из Америки и вправду виднее? И страшно немного: неужели
мы, здесь, не в состоянии осмыслить собственный со-
циально-исторический опыт, глядя правде в глаза и не те-
ряя при этом того сострадания к человеку, которое завеща-
но нам всей нашей классикой? Или все дело в том, каким
планом снят фильм - крупным или общим?
Свидетельство о публикации №112101210626
Личное всегда остается личным, и власти до него не достать. Но нынче она собирается попробовать, внедрив ювеналку.
А вообще фильм "Утомленные" лживый. И психология выдумана, и обстоятельства и детали. 30-е годы - это не 20-е. А продолжение вообще смотреть невозможно.
я Слышу 12.10.2012 22:30 Заявить о нарушении
Алёна Агатова 12.10.2012 22:48 Заявить о нарушении