Впечатления от конкурса фантастики А. Титова
Конкурс фантастики "Великое Кольцо"
Здесь личные впечатления и мнения члена жюри, координатора "Века искусства" Александра Титова.
Сначала похвальное слово победителям.
В номинации «Фантастический рассказ» победил Михаил Шуваев. Рассказ хорош по содержанию. Сам реставрирую роботов. Хорош соблюдением традиций приличной фантастики, напоминает соответствующие рассказы Азимова. Недостаток: некоторая тяжеловесность речи.
В номинации «Фантастика в поэтическом выражении» победил Сергей Кургуз. В его поэзию "входишь" не сразу. При виде "Титаника" я остановился, прислушался, перечитал. Посмотрел, что ещё этот автор пишет. Например, отличные культурологические эссе и исследования. Становится ясно, что надоевшая как бы фэнтезийная атрибутика на самом деле вот именно у него поставлена в стих осмысленно. Стих сделан формально прочно. Красиво.
В номинации «Разные жанры (фэнтези, сказка)" победил Виктор Хорошулин. Проза сконструирована так, что читать интересно и приятно, несмотря на сентиментальность и сладкость. Есть и традиционно-фантастический рассказ. Читая всю прозу В. Хорошулина, видишь, что сделана она мастером, да не профессиональным ли писателем.
Итак, победили тексты, посвященные приличному отношению к животным (к жизни) и истории. Это очень хорошо.
Также приятно, что победители владеют формальной стороной писательского ремесла.
Интересных по содержанию рассказов прислано мало. Да это и не удивительно. Игра формой и даже стилем проще, чем изготовление текста, интересного по содержанию. Правда, здесь могут помочь писатели из прошлого.
Принёс на урок и положил на столе купленную на толкучке книжку про Ш. Холмса. Дети собрались вокруг и стали спрашивать, что за книга. - Шерлок Холмс. - ???? А что это????
- Это не социальная фантастика, а истинный случай из жизни, вот примерно как отмеченный мной рассказ Андрея Офицерова.
-- рассказы ищите по ссылкам на этих страничках. Также Вы можете заказать в редакции итоговый том конкурса. В него войдут тексты победителей и работы, специально отмеченные членами жюри.
Николай Сокиркин, чьи работы отмечены Дианой Дорониной, тексты фантастов-классиков читал. И вот мы видим, что это очень помогает в работе.
Большинство же присланных текстов трудно отнести к фантастике. Здесь есть формальная сторона и не формальная. С формальной точки зрения что может быть критерием, принадлежит ли данный текст к фантастике? Самым удачным критерием мне кажется тот, который предложил знаменитый компьютерщик 70-х - 80-х годов Л.Г. Бунич. Он писал, что в литературе есть движение в направлении освобождения от физических ограничений. Например, в античной драме было обязательным единство места и времени. Можно снять это требование; пусть действие происходит в разные времена. Пусть время течёт назад. Пусть не выполняются какие-нибудь другие физические законы. Пусть выполняются законы не физики обыденного мира, а законы волшебного мира. Итак, фантастика рассказывает о мире, где не выполняются законы нашей физики.
Заметим, что термин "фантастика" определённо местного советского происхождения. В англоязычном мире термин "fiction" означает вообще любую выдумку, в отличие от мемуаров или научной литературы.
Получается, что фантастика - вид литературы гораздо более почётный и древний, чем реализм. (Сами-то герои так жёстко обусловленной античной драмы не принадлежали к нашей физике). В самом деле, довольно странно, как могла (на время?) появиться литература, копирующая не-словесное словами. (Как возможно словами сделать новое не-словесное?)
Теперь о неформальной стороне. Для нас слово "фантастика" означало что-то очень яркое, цветное, сильное, умное и забавное, дающее отдых от серой советской действительности, в частности, от школьной литературы, от уродской школьной науки, а теперь от третьесортных фэнтезей с лотков. Фантастика для моего поколения стоит перпендикулярно или в оппозиции остальной "добропорядочной литературе" - прежде всего другим качеством, которое нельзя не увидеть сразу. Стразу видно, что это не литература, это Фантастика! Как окно в цветной мир из чёрно-белого (да оно и было так, фантастика была в основном заграничной). Именно в этом смысле большинство присланных работ трудно отнести к фантастике.
Свидетельство о публикации №112101108508