Ещё из Мифов Нашего детства
По Миссисипи плывёт пирога,
В пироге хиппи – не мыты ноги…
(фольклор)
Мы не видели Easy Rider, но знали твёрдо:
Где-то там, в далёкой жаркой Калифорнии
Между звёзд кино и героев спорта
Проживают хиппи длинноволосые. Они такие:
Не идут служить во Вьетнам и плюют на общественные морали,
Курят план (по-ихнему cannabis) и бренчат на гитарах…
Мы в холодной России старались скопировать их трали-вали,
Но менты и гэбэшники не дремали, совали нас в автозаки. Эти удары
Только нас укрепляли в анархической наглой вере
В то, что свобода внутри, а не в организации пионеров
И комсомольцев. Мы бродяжили по стране автостопом
(т.е. хич-хайком), аскали мелочь на сигареты,
Ночевали на тёплых трубах и считали всё это
Свободным стилем жизни… А всех остальных посылали в жопу.
P.S. Не люблю ходить на ветеранов Системы встречи,
Поскольку иных уж нет, а те, кто дорог – далече…
10.09.2012
ФАНТОМАС
«Мне нужен труп. Я выбрал Вас.
До скорой встречи! Фантомас.» -
Твердили в детстве мы как заклинанье.
Гондон зелёный с прорезями глаз,
Он устрашал всерьёз наивных нас,
Тем паче «Детям до 16-ти» рядом с названьем.
Он – воплощенье мирового Зла:
Безликий, дерзкий, наглый, неполиткорректный.
Фантазия у отроков смогла
Продолжить сериал туда-обратно.
Приквел «Труп в зелёном чемодане»,
Где говорилось, что Фандор и Фантомас были близнецы.
Сиквел «Фантомас снимает маску»-
Весёленький финал той глуповатой сказки.
15.08.2012
«СТАВКА БОЛЬШЕ ЧЕМ ЖИЗНЬ»
Станислав Микульский, он же Ганс Клосс,
Наш человек под личиной нациста.
Заслан под видом капитана военной разведки
В тыл противника. Задумчиво потирает нос,
Но принимает решения быстро-быстро.
И вот расстреляли гестаповский патруль,
а начальник гестапо повешен на ветке
осины. Каждому своё, Богу – Богово,
Цезарю – цезарево. Советскому телезрителю – эта гремучая помесь
Штирлица с Джеймсом Бондом. Мы верим, что Клосс заберётся в логово
бесноватого фюрера, и завершится повесть
о лучшем советском шпионе хэппи-эндом и поцелуем в диафрагму,
тем паче, что помним 9 мая 45-го года.
Поляки его отмечают тоже, то есть природа
Великой Победы – психическая травма,
нанесённая маленькой, но гордой нации
двумя сверхдержавами в виде военной провокации…
16.08.2012
«АДЪЮТАНТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА»
Наш ответ ихним Флемингам и Ле Карре.
Сериал, нестареющий, словно коньяк с годами.
Каждый раз пустело у нас во дворе,
когда «Адьютанта» крутили по телеку. В этой шпионской драме
был такой будоражащий нервный драйв,
что народ отрывался по полной у телеэкрана
(у митьков спросите!) Дорога в Рай
остановку имеет на этой ранней,
но самодостаточной станции жанрового кино.
В жанре шпионской драмы у нас не так уж и мно-
го шедевров: «Адьютант», да «Мёртвый сезон»,
да «17 мгновений весны» и ещё сериал «Резидент», пожалуй, впридачу.
Всего-ничего, но мы не плачем, мы никогда не плачем.
Просто считаем, что ремэйкам и сиквелам пока не резон.
16.08.2012
«17 МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ»
Архетип «свой среди чужих» доведённый до абсолюта.
Шпион, проведший на холоде три четверти жизни,
Под бомбёжкой в Берлине конфликтует люто
с шефом гестапо Мюллером и мечтает вернуться в Отчизну.
То, что дома его ожидает Лубянка, в кадре не говорится.
В кадре, вообще, мелькают только симпатичные лица,
но в мундирах нацистов: Броневой, Табаков и Визбор
светят с экранов в квартирах и избах,
и прекращаются на полтора часа по всей стране
убийства, разбои и мелкие хулиганства,
становится даже как-то совсем не до пьянства…
…и замирает страна пред экранами в трепещущей тишине.
16.08.2012
«17 МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ» - 2
Пускай эту песню Пиаф пропела только через годы после Победы,
пускай пистолет Макарова у Штирлица в рукаве
оказаться не мог по причине недоизобретенья. Но в голове
остаются не эти мелочи, но труд шпиона до и после обеда
(то есть, и нашим, и вашим) с шифрами, рацией и беременной
радисткой, против Папы-Мюллера из гестапо (артист Броневой).
Штирлиц (В. Тихонов) знает, что всё это только временно,
навеки останется только Победа. Своей головой
размышляя (под голос за кадром Е. Копеляна)
о том, кто будет готов поздно или рано
сдать III Рейх союзникам и остаться в живых,
приходишь к тому же выводу – Борман
Нос Оторван (Ю. Визбор) и далее только форма
хромает, но суть как кусок травы
выползает из снега, и подснежник так нежно
расцветает, что делает неизбежным
крах нацистской империи (как и прочих, увы!).
16.08.2012
«О’СЧАСТЛИВЧИК!»
Первый фильм на наших экранах,
где рок’н'ролл, как ни странно,
играл едва ли не главную роль.
Алан Прайс из Animals за роялем,
субтитры к песням на русском и едва ли
не полчаса редакторской правки. Тем не менее – это пароль
для нашего поколения восьмидесятых,
задохнувшихся здесь, и там на крестах распятых,
потерявшихся, спившихся, вымерших молодыми.
Майкл Трэвис (Макдауэлл) – простак,
Кандид вольтеровский, получивший за просто так
уроки взрослости, ставшие золотыми
кадрами для британского кино о 70-х.
И для нас, сбегавших с уроков ради решенья вопросов проклятых.
16.08.2012
БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА
Чек Пойнт «Чарли» – истинный полюс холода не планете,
где всё разделено на Восток и Запад.
Зде5сь меняли агентов спалившихся, и на этом свете
не было места иного, где так ощущался бы запах
опасности (адреналин) и запах отчаяния (моча).
Агенты шли навстречу друг другу, как на Голгофу.
Овчарки лаял, дождь моросил и в этих промозглых ночах
Была атмосфера классических триллеров Ле Карре:
Одиночество парии, преданного своими
кукловодами под прицелами пограничных АКМ.
Здесь кончалась литература, но на дворе
Перестройка гремела, и Горби решил во имя
дружбы с Западом разрушить Стену совсем.
Теперь здесь торгуют турки кусками бетона,
якобы из Стены, а не с ближайшей стройки домиков гипсокартонных.
Вам нужен подобный фетиш? Не волнуйтесь, хватит всем.
17.08.2012
НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ ХРУЩЁВ – 2
Волюнтарист и «кукурузник»,
стучавший в ООН по трибуне ботинком,
пугавший Запад «Кузькиной матерью»,
он боялся Сталина так, что намочив подгузник,
вынес из Мавзолея (вот это была картинка!)
и залил могилу бетоном (чтоб не вылез вдруг)… Если внимательно
прочитать Отчётный доклад ХХ съезду,
вряд ли найдёшь там конкретные числа.
Поскольку у самого Никиты руки по локоть в крови.
Но важен сам прецедент поруганья вчерашних святынь и, между
прочим, за этот глоток свободы, «оттепель» вольной мысли,
он уже достоин искренней всенародной любви.
На Новодевичьем – памятник работы Э. Неизвестного –
чёрный и белый мрамор преображенья чудесного…
17.08.2012
ДИССИДЕНТЫ
На кухнях панельно-блочных,
в чаду «Беломор-канала»
они рассуждали ночью
о том, как всех достала
родная Советская Власть.
Они возмущались бурно
и чаще – не литературно
ГУЛАГ’ом и Прагой, но что за напасть:
Каждый, простите, пятый (ну, шестой) –
Пациент психдиспансера (Боже!)
И *** прибил гвоздями к Стене,
протестуя против вторженья в Афганистан. Такой крутой
экстремист в борьбе против режима. С рожей,
перекошенной и перемазанной в собственном говне.
17.08.2012
ГОЙКО МИТИЧ
Всенародно любимый индеец –
Оцеола, Текумзе и Чингачгук-
Культурист югославский по фамилии Митич,
Был обречён на экранную смерть, как молодогвардеец
обречён на смерть от нацистской пули. Но не пачкая рук
не сварганишь пивного вестерна, уж извините.
Он сегодня почётный пенсионер
Сербии и объединённой Германии,
с него детишки берут пример
и закрепляется в подсознании
политкорректная формулировка:
коренной обитатель Америки.
А могучий старик тренирует (с винтовкой
в руках) молодёжь спокойно и без истерики.
17.08.2012
АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ
Из придворных поэтов редко уходят в ночь
диссидентских кухонь, где в чаду папирос
все пытаются ответить на вечный вопрос:
«Кто виноват? И «Что делать?», и никто не знает как помочь
многострадальной Отчизне осознать
ложь и коварство новых властей.
Словно лагерный номер, Луна не даёт в кровать
улечься и забыться праведным сном. Детей
уберечь от этой напасти Лжи,
научить разбираться, где миражи,
а где Истины свет трясётся припадочно,
слушая песни А. Галича контрабандою из Европы…
Но «Эрика» берёт четыре копии,
вот и всё, и этого достаточно.
17.08.2012
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
В духоте застоя он был обречён
рвать струну так, что сердце скакало в груди,
так, что волосы дыбом, и хриплый его баритон
освещали дорогу нам всем впереди.
Всенародный Володя, алкоголик и бард,
Гамлет громокипящий и водила лихой,
наркоман и задира, залетающий в бар,
чтобы выпить стакан и расстаться с тоской.
Всенародный Володя столько раз умирал
на экране и сцене, что нам показалось – игра,
новый образ, могучий как будто секвойя.
Оказалось – всерьёз, и его унесли
привередливые кони за пределы Земли.
Вроде всё как всегда, только он не вернулся из боя…
17.08.2012
БУЛАТ ОКУДЖАВА
Ах, Булат Шалвович, Булат Шалвович, здравствуйте!
Вот перед Вами стоит, опустив глаза,
скромный Ваш ученик, ради Бога не зверствуйте,
критикуя его, хоть я знаю: Вам есть, что сказать.
Ах, Булат Шалвович, Булат Шалвович, в Вашей хрупкой Вселенной
проживают солдаты бумажные и Лёнька Королёв,
чуть прикоснётесь волшебной кистью, и станет нетленной
любая тленная штука в оправе из Ваших слов.
Ах, Булат Шалвович, Булат Шалвович, не обессудьте,
что Вас касается едкий век – постмодернист.
Не мы выбираем судей, но наши судьи
судят нас строго: чуть в сторону, и палец – вниз..
Ах, Булат Шалвович, в рыжем Париже
я помолюсь за Вас искренне и бесстыже.
17.08.2012
«ГЕНЕРАЛЫ ПЕСЧАННЫХ КАРЬЕРОВ»
«Я начал жизнь в трущобах городских…» -
сколько раз эта песня звучала у пионерских костров?
Сколько раз мы рыдали в финале слезоточивой
мелодрамы? Наверное, только законченный псих
не помнил её покадрово, не знал её слов
и не испытал катарсиса (словно веткой оливы
увенчали твой мокрый от размазанных слёз лоб),
выходя из зала после двадцать восьмого сеанса…
Нас манил горячий попутный ветер странствий.
Нам хотелось в Рио, но не ради белых штанов,
а ради желания быть с «генералами» рядом.
И индийский накал страстей нас манил страшным ядом…
И искренне верилось во внеземную любовь…
И не хотелось, чтоб проливалась более кровь…
17.08.2012
«ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН»
Этот фильм запрещали столь строго,
что он стал достоянием масс,
превратившись в устный рассказ
тех немногих, кто стоял у порога
во время закрытого показа в Доме Кино
(там вообще крутили то, что запрещено
с неизбежным для нас, рядовых, цинизмом).
Пересказ был похож на большую клизму
для прочистки разума от стереотипов
соцреализма, для взрыва сознания
и преодоления умственного отставания.
Но испорченный телефон, начинавшийся с VIP’ов
и завершающийся на диссидентских кухнях
добавил фильму пикантных деталей и… советский социум рухнул.
17.08.2012
«ПЕПЕЛ И АЛМАЗ»
(Збышек Цыбульский)
Он вышел из леса с немецким автоматом в руках,
но в кожаной куртке и тёмных очках –
униформе интеллектуалов 50-тых.
Он стрелял в коммуниста в храме, среди распятых.
Он погиб на свалке, приравненный режиссёром
к мусору, сам захлебнулся в котором.
Збышек, Збышек – трагический символ эпохи
Возрождения Польши после Апокалипсиса
Второй Мировой. И с тобой, и без тебя все дела очень плохи.
Но с тобой остаётся надежда, что некая пани Валенса
Родит сына Лешека, который станет потом президентом
Независимой Польши и резидентом
(называйте, как хотите, хоть продажным агентом)
Свободы и Права в одной европейской державе.
18.08.2012
КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА:
«ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЁРКА»
На улице К. Маркса в родной Уфе
Был так называемый «Кинотеатр повторного фильма»
(в эпоху Перестройки превращённый в кафе),
И там крутили ленты – легенды. Мы не сильно
о неудах за поведенье жалели
за то, что сбегали с уроков труда и прямо – туда.
Зато за 10 копеек мы посмотрели
такое, что не увидим уже никогда.
Пример номер раз: «Великолепная семёрка»
(что это ремэйк Куросавы, нам было невдомёк).
Мы любовались лысым Бриннером Юлом
И всеми остальными, как на подбор, как
На выданье! Наш горизонт культурный становился широк,
и мы навсегда срастились здесь со стулом.
18.08.2012
КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА:
ХЭМФРИ БОГАРТ
Кино по ленд-лизу в народе звали «трофейным.
Так Голливуд просочился на советский экран.
Страна смотрела «Дилижанс» и аплодировала Джону Уэйну,
всё ещё покрытая корками военных ран.
«Ревущие двадцатые» стали «Судьбою
солдата в Америке», что не отозвалось
на кассовых сборах, а напротив в героев
превратило гангстеров, и что тут началось!..
Люди разговаривали свежими цитатами
из трофейных фильмов и стали подражать
лихим парням чикагским, что надо уметь.
Конечно, Микки Руни был главным по сюжету,
но Богарт был роднее: в его глазах дрожал
тайный знак Судьбы, он вместе с нашими солдатами
ещё при этой жизни пережил Смерть.
18.08.2012
ДЖЕЙМС БОНД
Нас пугали в детстве Бабой Ягой,
нам угрожал таинственный дядя Джеймс Бонд.
Он представлялся в шляпе и тёмных очках,
с сигарою в зубах и хромою ногой.
Такой любого лоха мог взять на чистый понт,
со срезанными отпечатками пальцев на руках.
Он был почти родня Фантомасу – сводный брат.
Он двигал закулисной подковёрной борьбой.
Его в лицо не видя, мы знали – аккурат
сейчас следит за нами с подозрительной трубой.
Мы и представить не могли, что он на деле – полный лох,
мудак и неудачник, алкоголик и трепло,
бездарный шпион, Дж. Бонд был хронически плох,
но в нашем подсознании ему повезло…
18.08.2012
РЕКВИЕМ МИШЕЛЮ ПУАКАРУ
На последнем дыхании, а точнее – совсем бездыханным
мелкий жулик Мишель (Бельмондо) прибегает в Париж.
За спиною – мёртвый ажан, впереди – только пуля в спину,
но Мишель старается жить, как ни странно,
совершенно спонтанно… Американка – лишь
эпизод постельный (и тот – не снимая шляпы). Он нас покинул
цинично и глупо, прошептав: «Какой я мерзавец!..»,
пародируя вайдовский «Пепел и алмаз»,
загребая хромыми ногами асфальт, точно загнанный заяц,
и неведомую тоску вызывая у нас.
Мишель Пуакар – предвестник панк-рока
с его NO FUTURE и отчаяньем бытия.
Спасибо Годару за открытие новой эпохи
и за фильм на все времена, без фальши и вранья!
21.08.2012
«ЗОЛОТАЯ ПУЛЯ» («КТО ЗНАЕТ?»)
Чунчо Барабанщик – пройдоха и вор,
спекулянт оружием, пьяница и плут.
Раз крупнокалиберный пошёл разговор,
то твои солдаты текилой блюют.
Гринго в белой шляпе и белых штанах
с Чунчо сговорился Генерала убрать.
Пуля золотая в кумпол щёлкнет, нах,
и в кармане – доллары, ядрёна мать!
Мексика полна негодяев всех цветов,
нету положительных героев тут.
Почему ж на наш экран советский они бредут?
Режиссёр картины – коммунист, и готов
снять кино про Ленина и Крупскую с Арманд…
В общем, здесь запутался бы даже Э. Кант.
21.08.2012
Свидетельство о публикации №112100801547