Светлица. Программа. Традиционная народная игрушка

Образовательная программа дополнительного образования детей (адаптированная)
Направленность: художественно- эстетическая.
Вид деятельности: «Умелые руки».
Педагог дополнительного образования: Литвинова Татьяна Анатольевна.

Срок реализации программы: 3 года.
Возраст обучающихся: 7-12 лет.
Город Москва. 2012 год.
 
Пояснительная записка

Программа «Светлица» имеет художественно-эстетическую направленность. Через знакомство детей с ценностями Русской Народной культуры, воспроизводство исконных  народных промыслов, главным источником которых являются семейные традиции, восстанавливается связь между поколениями, благодаря чему происходит передача духовного опыта предков современным детям, активизируется и реализуется их потребность в творчестве, побуждая беречь и продолжать традиции своей Родины.
Новизна программа в том, что она основана на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, во главу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов народно-прикладного искусства, ведь именно народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления детей о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного.
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимова, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, Народное искусство - этот незамутненный источник того прекрасного, что оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Актуальность программы становится очевидной, когда задумываешься о том каким образом в наш век научно-технического прогресса, стандартизации, наводнения рынка предметами и игрушками, отвечающими требованиям американской и европейской культуры,  качества и эстетики, ситуация привела к тому, что стоит ребенку захотеть иметь какую-либо вещь или игрушку, он получает желаемое, не прилагая собственных усилий (часто ребенок получает эти вещи еще до того, как осознает в них потребность), что подавляет его природную тягу к собственному творчеству. Более того, попытка ребенка попытаться изменить что-либо в готовом изделии, реализовать творческую идею, внести что-то свое, встречает осуждение со стороны взрослых. Дефицит же свободного времени, которое взрослые могут уделить ребенку и справедливое беспокойство за его безопасность, приводит к тому что, детям запрещают пользоваться инструментами и материалами для реализации любого собственного творческого замысла. И даже, тем детям, которым посчастливилось создать что-либо своими руками, приходится выслушивать о ней низкую оценку окружающих, ровняющихся на фирменную продукцию, приобретённую в магазине и отвечающую высокому уровню  стандартов европейского качества. Более того, уже в начальной школе ребенок сам в состоянии увидеть огромную разницу в качестве между  изделием, сделанным своими руками и купленным в магазине. И только чуткая поддержка взрослых: родителей, близких, педагогов поможет ребенку сделать выбор в пользу собственного Творения. Программа «Светлица» способствует творческому, духовному,  эстетическому и интеллектуальному развитию детей и направлена на приобщение к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, а так же знакомит с историей русского народа, представленной традиционной народной обрядовой куклой, игрушкой, которая пропитана символикой, имеющей глубокие этнические корни.

Педагогическая целесообразность программы «Светлица» в том что именно в младшей школе ребенок, стремящейся приобрести знания  и умения, но еще не отягощенный  проблемой выбора будущей профессии (являющейся основой его бедующего материального благополучия, и уверенностью в завтрашнем дне и приводящей к сознательному ограничению круга интересов), может позволить себе заниматься творчеством, побуждающим приобретать знания и умения, необходимые для работы с различными инструментами, материалами, применять и изобретать разнообразные технологии для достижения поставленной цели. При создании изделий народных промыслов, обрядовых, ритуальных игрушек включается не только возрастная и природная тяга детей к творчеству, но и генетическая память, переходящая из поколения к пополнению, которая может стать дополнительным импульсом к раскрытию творческого потенциала, оказывающего благотворительное влияние на всестороннее развитие личности.
Каждое занятие - встреча с народной игрушкой, это творческое дело, которое подчинено единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка, помочь ему научиться творить самому. Велико значение знакомства с искусством народных мастеров, самостоятельного опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть их внутреннюю красоту и гармонию, развивает трудолюбие, ответственность, приобщает к совместному коллективному творчеству, где создавая совместную работу, каждый может проявить свою индивидуальность.
Целью данной программы является развитие творческих способностей детей, приобщение их к Русской народной культуре, воспитание веры в чудесное, укрепление желания создавать это чудесное самому, благодаря приобретенным навыкам, позволяющим успешно работать с любым природным и подручным материалом и различными инструментами.
Задачи программы включают в себя воспитательные, развивающие, обучающие.
Воспитательные:
- способствовать формированию духовных качеств, эстетического вкуса у детей, этического отношения к изделиям - игрушке (кукле), как результату человеческого труда;
Развивающие:   
- Пробудить познавательный интерес к истории и культуре своего народа;
- Побуждать к самостоятельному созданию детьми собственных кукол, игрушек, декоративных изделий, и композиций из них.
- Развивать фантазию, художественно-творческие способности у детей, привычку вносить собственные элементы прекрасного в свои изделия;
- Побуждать к разыгрыванию сюжетов из известных или придуманных самими детьми сказок, историй о своих куклах, игрушках;
Обучающие:
- Знакомить детей с народными традициями, промыслами, ремеслами, изделиями декоративно-прикладное искусства, народной, обрядовой куклой, игрушкой;
o 1 год обучения: Игрушка, кукла из платочка, из ниток, игрушки с использованием веточек, деревянных чурочек, куклы закрутки.
o 2 год обучения: Традиционные куклы из лоскутов, куклы с использованием деревянных чурочек, веточек, игрушки, куклы из соломы, лыка.
o 3 год обучения: Обрядовые куклы из лоскутов, куклы с использованием наполнителя, обрядовые игрушки, куклы из соломы, лыка
- Познакомить с символикой народного декоративного искусства и её значением;
o 1 год обучения: символическое значение цвета, линий и геометрических фигур, используемых для украшения изделий;
o 2 год обучения: атрибуты, элементы костюмов, используемые в обрядах: свадебном, посвящения, и календарных:
o 3 год обучения: смысловое значение материала и наполнителей, используемых для изготовления кукол, обрядовые действия с ними.
- Познакомить со свойствами различных материалов, используемых при создании куклы (игрушки), экспериментировать с ними;
o 1 год обучения: платки, нитки, лоскуты из ткани ;
o 2, 3 год обучения: солома, лыко, веточки, деревянные чурочки;
- Развивать мелкую моторику рук детей, учитывая индивидуальные особенности детей, научить различным способам, приемам, необходимым для изготовления куклы, игрушки:
o 1 год обучения: складывание, оплетение, завязывание узлов, выполнение простых швов «вперед иголку», «роспись»
o 2 год обучения: завязывание узлов различными способами, плетение, сшивание, вышивка «крестом»;
o 3 год обучения: плетение, вышивка «мережка», вязание спицами, крючком, украшение бисером;
- Создание собственного альбома по народной обрядовой кукле, декоративно-прикладному искусству, выставки кукол.
Отличительные особенности
Большинство существующих программ дополнительного образования по ознакомлению и приобщению детей к народной культуре, творчеству предполагают ознакомление с народными промыслами (Дымка, Хохлома, гжель и др.), подразумевающие  занятия по изобразительной деятельности, лепке из глины. Программа «Светлица» расширяет этот круг, включая в него народную обрядовую куклу (игрушку), увеличивается список материалов (природные материалы, ткань, пряжа, волокна и др.) и инструментов, используемых в работе, что позволяет детям не только овладеть способами работы с ними, но и научиться творческому и бережному отношению к окружающему миру, старым вещам, которые вместо выбрасывания, после того как отслужили человеку, могут быть использованы для создания нового изделия.
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Светлица» соответствует младшему школьному возрасту, то есть это дети от 7 до 14 лет и рассчитана на 3 года обучения, что позволяет учитывать индивидуальные, возрастные особенности детей, уровень имеющихся у них навыков и благоприятствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков.
Формы и режим занятий:  занятия проводятся один раз в неделю. Количество детей в группе не более 12 человек. Продолжительность занятия составляет полтора часа – 1час 30 мин., включает в себя занятие по теме 60 мин. и здоровьесберегающие технологии: организационный момент, динамические паузы, физкультминутки, проветривание
Структура занятия:
5 мин. – организационный момент;
20 мин – занятие;
5 мин – динамическая пауза;
20 мин. занятие;
10 мин – динамическая пауза, физкультминутка;
20 мин. – занятие;
10 мин – организационный момент, проветривание.

 
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
- Дети умеют различать изделия разных народных промыслов, знают особенности и значение традиционной игрушки, могут самостоятельно ее смастерить, украсить в соответствии со своими вкусами и предпочтениями  в народном стиле;
o 1 год обучения: Игрушка, кукла из платочка, Зайка, Бессонница.
Игрушка из ниток: Поясок, Мартинички.
Игрушка с использованием веточек, деревянных чурочек: Крестец, Ярило, Мировое дерево, Маслена,
Куклы закрутки: Кувадка, Пеленашка, Ангел хранитель, Кукушка.
o 2 год обучения: Традиционные куклы из лоскутов: Неразлучка, Лихоманка, Матанка.
Кукла с использованием деревянных чурочек, веточек: Ночница, Орловская кукла, Свадебная кукла.
Игрушки, куклы из соломы, лыко: Ярило, Маслена домашняя, Солнечный конь.
o 3 год обучения: Обрядовые куклы из лоскутов: Спиридон-солнцеворот, Десятиручка, Славница, кукла на выхвалку.
Кукла с использованием наполнителя: Зольная кукла, Травница, Крупеничка.
Обрядовые игрушки, куклы из соломы, лыка: Коляда, Кукушечка, Кострома.

- Дети могут разыграть элемент традиционного обряда, используя старинные заговоры, или сюжеты из известных или придуманных ими самими сказок, историй о своих куклах, игрушках. Могут рассказать о ее традиционном, обрядовом, чудесном значении, о своих чувствах по отношению к ней, значении цвета, орнамента, особых деталей, использованных при создании изделия;
o 1 год обучения: заговор от бессонницы, крещенские, масленичные, пасхальные  традиции, обряд, посвященный кукушке;
o 2 год обучения: традиции защищающие дом, семью от болезней и бед, забота девушек о приданном, обереги для парней;
o 3 год обучения: кукла как показатель уровня мастерства ее хозяйки, умения заботиться о благополучии своей семьи и своих односельчан.

- Дети знают, какой материал нужно использовать для создания изделия, в зависимости от его свойств;
o 1 год обучения: платки, нитки, лоскуты из ткани;
o 2, 3 год обучения: солома, лыко, веточки, деревянные чурочки;

- Дети владеют различным способам, приемам, необходимым для изготовления и украшения куклы, игрушки:
o 1 год обучения: складывание, оплетение, завязывание узлов, выполнение простых швов «вперед иголку», «роспись»
o 2 год обучения: завязывание узлов различными способами, плетение, сшивание, вышивка «крестом»;
o 3 год обучения: плетение, вышивка «мережка», вязание спицами, крючком, украшение бисером;

- Дети оформляют альбом по народной обрядовой кукле, декоративно-прикладному искусству, участвуют в выставках, умеют работать в малых группах, создавая общую игрушку, композицию.

Формы подведения итогов

         Как и в старину, кукла (игрушка) предназначалась не только для игр, но и демонстрировала умения ее хозяина (хозяйки), знание ремесел, костюма, рукоделий. Она была тем экзаменом, что отделял детство от юности. Так и на занятиях по программе «Светлица» дети будут приобретать знания и умения в работе с природным материалом, тканью, пряжей, совершенствуя их из года в год. 
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в школе;
создание альбома «Народная обрядовая игрушка, декоративно-прикладное искусство»;
 кукольный театр, показы сказок, элементов обрядов с куклами, игрушками, созданными детьми;
участие в конкурсах, но самое важное то, что дети, веря в чудесное, пользуются своими собственными изделиями в повседневной жизни.
 
Учебно-тематический план 1 года обучения:

Вводное занятие. История куклы, игрушки.
1 Кукла помощница. Игрушка, кукла из платочка
1.1 Зайка
1.2 Бессонница
2 Игрушка из ниток
2.1 Поясок
2.2 Мартинички
3 Игрушка с использованием веточек, деревянных чурочек
3.1 Крестец
3.2 Ярило
3.3 Мировое дерево
3.4 Маслена
4 Куклы закрутки
4.1 Кувадка
4.2 Пеленашка
4.3 Ангел хранитель
4.4 Кукушка
5 Выставка творческих работ
5.1 Подготовка экспозиции, оформление выставки
5.2 Проведение выставки
6 Инсценировка, театрализация
6.1 Постановочная работа
6.2 Репетиционная работа
6.3 Показы инсценировок
6.4 Заключение. Подведение итогов.

 
Учебно-тематический план 2 года обучения:

Вводное занятие. Кукла хранительница семейных традиций.
1 Традиционные куклы из лоскутов
1.1 Неразлучка
1.2 Лихоманка
1.3 Матанка
2 Кукла с использованием деревянных чурочек, веточек
2.1 Ночница
2.2 Орловская кукла
2.3 Свадебная кукла
3 Игрушки, куклы из соломы, лыко
3.1 Ярило
3.2 Маслена домашняя
3.3 Солнечный конь
4 Выставка творческих работ
4.1 Подготовка экспозиции, оформление выставки
4.2 Проведение выставки
5 Инсценировка, театрализация
5.1 Постановочная работа
5.2 Репетиционная работа
5.3 Показы инсценировок
5.4 Заключение. Подведение итогов.

 
Учебно-тематический план 3 года обучения:

Вводное занятие. История куклы, игрушки. Кукла хранительница обрядов.
1 Обрядовые куклы из лоскутов
1.1 Спиридон солнцеворот
1.2 Десятиручка
1.3 Славница, кукла на выхвалку.
2 Кукла с использованием наполнителя
2.1 Зольная
2.2 Травница
2.3 Крупеничка
3 Обрядовые игрушки, куклы из соломы, лыка
3.1 Коляда
3.2 Кукушечка
3.3 Кострома
4 Выставка творческих работ
4.1 Подготовка экспозиции, оформление выставки
4.2 Проведение выставки
5 Инсценировка, театрализация
5.1 Постановочная работа
5.2 Репетиционная работа
5.3 Показы инсценировок
5.4 Заключение. Подведение итогов.


 
Содержание программы

1 год обучения:

 «Всё гениальное – просто!» - вот основная идея на занятиях с детьми первого года обучения. Знакомство с традиционной игрушкой начинается с самых простых изделий из обычного носового платка – это «Зайка» и «Бессонница». Основная цель не отпугнуть детей, которые, как правило, не владеют даже такими простыми операциями как завязывание узлов, а как можно скорее, дать возможность увидеть свое творение и прочувствовать ее чудесные свойства. (Игрушка или кукла, как правило, внешне очень похожа на своего создателя.) Следующее изделие - это игрушка из ниток, такие как пояса и «Мартинички», позволяет закрепить навыки в  завязывании узлов, научиться простейшим приемам плетения и оплетания.  Игрушка с использованием веточек, деревянных чурочек – это уже следующая ступень, когда происходит закрепление полученных раннее навыков («Крестец», «Ярило»), и усложняется тем, что работать приходится, самостоятельно выбирая цветовую гамму для изделия, исходя из собственных предпочтений и народных традиций. При изготовлении  таких изделий, как «Мировое дерево» и «Маслёна» и др. суммируются все полученные детьми ранее навыки.  По-прежнему приветствуется помощь детей друг другу в работе над игрушкой, а так же помощь педагога при подготовке к выставке, или инсценировке с их участием.

2 год обучения:

Традиционные куклы из лоскутов – «Неразлучка», «Лихоманка», «Матанка»,  и за тем куклы с использованием деревянных чурочек, веточек - «Ночница», «Орловская кукла», «Свадебная кукла», создаются детьми, благодаря полученным ранее навыкам. Кроме того, дети обучаются различать свойства тканей, сочетание  цветовой гаммы используемых в изделии лоскутов, учатся приемам, позволяющим изделию выглядеть аккуратно и красиво, для чего им приходится обучаться простейшим приемам шитья, вышивки. Игрушки, куклы из соломы, лыка - «Ярило», «Маслёна домашняя», «Солнечный конь» требуют большой аккуратности, внимания и физической силы. При их создании по-прежнему необходима и приветствуется помощь товарищей или педагога. Как и на первом году обучения, подготовка к выставке или постановочная работа осуществляется в результате коллективного творчества.

3 год обучения:

Куклы из лоскутов - хранители обрядов - «Спиридон солнцеворот», «Десятиручка», «Славница», «Кукла на выхвалку» требуют от детей гораздо большего терпения в работе, внимания для их создания, сочетания всех навыков, полученных ранее, при этом бесконечно расширяя границы творчества и фантазии своих создателей. Как и в предыдущие годы обучения, педагог не  только передаёт детям секреты создания игрушки, но знакомит с народными, семейными традициями, в которых эти игрушки  выполняют главную роль. То же относится и к  куклам с использованием наполнителя - «Зольная», « Травница»,  «Крупеничка» и обрядовым игрушкам -  куклам из соломы, лыка:  «Коляда»,  «Кукушечка»,  «Кострома».

Методическое обеспечение программы и условия реализации

Форма проведения занятий – фронтальная. Методы обучения информативно - рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический; метод проблемного проектирования. В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание образца. Словесный метод включает в себя: беседу; художественное слово. Репродуктивный метод – это метод, направленный на обучение и закрепление знаний, умений и навыков детей, необходимых для работа над изделием. Эвристический и исследовательский метод направлен на проявление самостоятельности, фантазии и творчества в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно. Метод проблемного проектирования  предполагает постановку педагогом проблемы перед детьми и за тем - самостоятельную работу детей, начиная от выбора материала, способов изготовления, украшения изделия, и в итоге - сравнение изделий детей с существующим аналогом.
Все этапы работы над изделием происходят в процессе диалога – педагог не только делится с детьми информацией, знаниями и умениями, но и интересуется знаниями детей, полученными в семейном кругу, переданными от родителей, бабушек, дедушек, знакомых, сохранивших семейные традиции, знаниями, полученными из литературы, средств массовой информации, а также, предположениями, строящимися из личного опыта детей.
В работе по программе «Светлица» необходимо придерживаться следующих дидактических принципов:
• Принцип активности и самостоятельности - это активное сотворчество и педагога и воспитанника;
• Принцип наглядности - используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата;
• Принцип поэтапности - содержание занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части, позволяет последовательно усложнять задания, учитывая полученные навыки и умения;
• Принцип индивидуально - личностной ориентации – учет индивидуальных особенностей детей;
• Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления;
• Принцип успешности - воспитанники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступные по форме и содержанию;
• Принцип коммуникативности – на занятиях удовлетворяется потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация.
Техническое оснащение. Занятия должны проводиться в хорошо освещенном, проветриваемом помещении за общим круглым столом. Перед занятием проводится инструктаж по технике безопасности в работе с новыми материалами и инструментами и вспоминаются правила работы и правила безопасности с уже знакомыми. Работа по новой теме может начинаться с рассказа сказки, легенды с участием игрушки (куклы), знакомства с готовым изделием, рассматривания иллюстраций, с обследования материала, из которого предстоит изготовить игрушку, с постановки поисковой, проблемно-мотивационной ситуации, стимулирующей развитие детской эвристической находчивости, опирающейся на имеющийся личный опыт.
Работа над сложными изделиями осуществляется в несколько этапов. После объяснения каждого этапа, дети выполняют работу самостоятельно, в парах, коллективно или по принципу «подмастерья» - т.е. сотворчество детей и. В процессе работы дети могут перемещаться, не мешая товарищам, подходя за недостающими материалами, инструментами, обращаться за помощью к детям, педагогу. Педагог на протяжении занятия обращает внимание детей на чувства, ощущения, с которыми они делают своих кукол, обращается к ним от лица самой куклы, игрушки, поощряет детей на совместные игровые действия с готовыми куклами, игрушками, проигрывает элементы традиционных или обрядовых действий, взятых из фольклора. В конце занятия дети наводят порядок, недоделанные изделия, материалы и инструменты убирают в личные коробки, узелки. Общие материалы и инструменты аккуратно складывают, ставят на место. Особое внимание уделяется безопасному обращению с режущими и колющими инструментами (передача, сбор, хранение).

 
Список литературы для детей
1. Бахтин В. С.
a. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре/ Рис. С.Острова.—М.: Дет. лит., 1982.—191 с, ил.
2. Н.М. Войдинова. Куклы в доме. — М.: Профиздат, 2000. — 136 с. + вкл.
3. Гуси-лебеди. Фольклор от колыбели до былин. / сост. И вступ. ст. и коммент. В.И.Калугина; Ил. А.А. Шпакова. – М.: Правда, 1990.- 608 с., ил.
4. Зацепина М.Б., Антонова Т.В., Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговор¬ки. Популярное пособие для родителей и педа¬гогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 224 с, ил.
5. Иванцова Л.В. Народные и обрядовые праздники: сценарии, действо, поси¬делки, кукольный спектакль. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2009. - 272 с.
6. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. Очерки. / Рис А. Бисти. - М.: Дет. лит., 1982.-96 с, ил.
7. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2010. – 240с.: ил. + вкл.
8. Народные русские  сказки: Из сборника А. Н. Афанасьева. Вступит, статья и словарь малоупотреб. и обл. слов В. П. Аникина. Худ. Т. Маврина — М.: Худож. лит., 1979—348 с.
9. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы присловья о временах года и о погоде /Сост. и авт. вводи текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Розова; Оформ. Т. М. Чирковой.- М.: Современник, 1991. - 127 с

Список литературы для родителей

1. Играю - значит интересно живу: учебно-методическое пособие. / И.В. Ткаченко, Н.А. Богачкина, Е.Е. Молодцова и др. - М.: Дрофа, 2008. - 302, с. :ил.
2. Икобаева  Е.И. Психология детского творчества. 2е изд. Спб: Питер. 2010. - 240 с., ил.
3. Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение. Учебное пособие. М.: Издательство Московского государственного университета культуры. 2002. - 144 с.
4. Николаева Е.И. Психология детского творчества. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. — 240 с: ил.
5. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре Вып 2 Детство: Отрочество / Сост., подгот. текстов, Статья и коммент. В. Аникина; Подбор ил. В. Жигулевой; Фотограф А. Рязанцев. — М.: Худож. лит., 1994. 525 с, ил., (Мудрость народная).
6. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. Печатный двор. Ленинград. 1990. - 607 с.
7. Энциклопедия российских праздников. СПб.: Респекс. 1997.- 448 с.

Список использованной литературы при составлении программы

1. Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. — М.: ВАКО, 2006. - 368 с. Артёмова, Л.В.
2. Бакушинский А.В., Художественное творчество и воспитание, 2009.
3. Бахтин В. С.
a. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре/ Рис. С.Острова.—М.: Дет. лит., 1982.—191 с, ил.
4. Берегова Ольга
a. Символы славян. — СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2008. —432с.
5. Бехтерев В. М., Щелованов Н. М. К обоснованию генетической рефлексологии // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. Л.; М., 1926.
6. Блонский П.П.  «Память и мышление» .
7. Букатов В.М, Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002. -224 с: ил.
8. Войдинова Н.М.
9. Куклы в доме. — М.: Профиздат, 2000. — 136 с. + вкл.
10. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте  3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 90 с.
12. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1968. – 576 с.
13. Гуси-лебеди. Фольклор от колыбели до былин. / сост. И вступ. ст. и коммент.в.И.Калугина; Ил. А.А. Шпакова. – М.: Правда, 1990.- 608 с., ил.
14. Зуева Т. В.
a. Русский фольклор : Слов. справ. : Кн. для учителя.— М. : Просве¬щение, 2002,— 334 с
15. Ершова А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя : пособие для учителя / А.П. Ершова, В.М. Букатов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. - 344 с : ил.
16. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. Очерки. / Рис А. Бисти. - М.: Дет. лит., 1982.-96 с, ил.
17. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2010. – 240с.: ил. + вкл.
18. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учеб¬но-методическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Детство-Пресс, 2010. — 304 с: ил.
19. Ю.В. Максимова. Русское народно-прикладное искусство.
20. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. / под ред. Т. А. Марковой. - М., 1982. - 128 с.
21. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
22. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре Вып 2 Детство: Отрочество / Сост., подгот. текстов, Статья и коммент. В. Аникина; Подбор ил. В. Жигулевой; Фотограф А. Рязанцев. — М.: Худож. лит., 1994. 525 с, ил., (Мудрость народная).
23. Народные русские  сказки: Из сборника А. Н. Афанасьева. Вступит, статья и словарь малоупотреб. и обл. слов В. П. Аникина. Худ. Т. Маврина — М.: Худож. лит., 1979—348 с.
24. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы присловья о временах года и о погоде /Сост. и авт. вводи текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Розова; Оформ. Т. М. Чирковой.- М.: Современник, 1991. - 127 с
25. Начина О.В., Коробова Н.Ф.
26. Пальчиковая гимнастика с предметами. Практическое пособие для педагогов и родителей — 9р испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 88 с.
27. Пашнина, В.М. А у нас — перепляс! Фольклорные праздники для 1—4 классов. / В. М. Пашнина; худож. А. А. Селиванов — Ярославль: Академия развития, 2005. — 160 с: ил.
28. Т.А.Пигилова. «Народная культура». - М.: Русский дом, 1993.
29. Приметы на каждый день. Сборник / Составитель - Торпокова О. М.: «Агенство «ФАИР», 1996. 220 с.
30. Ражников В. Детская психология искусства: Музыка. Поэзия. - М.: ВЦХТ («Вхожу в мир искусств»), 2008, - 160 с.
31. Савостьянов А.И. Общая и театральная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - СПб.: КАРО, 2007. - 256 с.
32. Сакулина Н.П. Развитие активности и творчества в процессе обучения изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1969.
33. Смирнова Р.Н. Ознакомление детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством народностей Приамурья как фактор воспитания их личности // Вопросы дошкольной педагогики и психологии: Сборник статей.
34. Рибо Т. Закон развития воображения. Творческое воображение. М.: СПб., 1901. - 140 с.
35. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. Автор: Издательство: ИНТОР. Год издания: 1997. – 206 с.
36. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 288 с: ил.
37. Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Програм. - метод. пособие. / Под ред. С.И.Мерзляковой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. - 216 с.: ил.
38. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО Издательство «ДОМ. ХХI век, 2007. – 186 с.
39. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. - 160 с.: ил.
40. Шевченко Ю.С, Добридень В.П. Радостное взросление: развитие личности ребенка (Ме¬тодика ИНТЭКС). - СПб.: Речь, 2004. - 202 с.

Адреса сайтов в Интернете
1. http://club.osinka.ru
2. http://www.rukukla.ru


Рецензии