О страстях и разуме
Разум является проводником сознания. Именно из сознания через разум проистекает понимание добра-зла, правильного-неправильного, благоприятного-неблагоприятного. И разум, руководствуясь состоянием сознания, избирает для себя правильный, как ему представляется, способ жизни.
Однако, если в этот процесс вмешивается страсть, то как правило, разум, сметенный ей с собственной позиции, начинает искать способ удовлетворения данной страсти. Таким образом, разум находится в затмении, и именно через пленение разума, страсть пленяет всего человека.
Страсть по отношению к человеку и его сознанию – вещь внешняя, наведенная судьбой. Сознание же – вещь врожденная, постоянная, неизменная. С течением жизни оно просто раскрывается, используя в качестве пищи для своего раскрытия предметы материального и нематериального мира.
Все мы знаем, что, не смотря на то, что нас окружает одинаковая действительность, мы выбираем для себя разные понимания того, что является правильным или неправильным. Изначальная структура сознания, подобно кристаллу, опущенному в раствор, будет обрастать только теми элементами, которые ему подходят, и отвергать те, которые не подходят. Мы это видим на примере принадлежности к различным религиям, идеологиям, группировкам, политическим и прочим воззрениям.
Сумма информации, которой обладает и которой оперирует разум, полезна только в том случае, если страсть слабо выражена и не может возобладать над ним. Поэтому образование не дает никому гарантии «жить правильно».
Действие страсти и проявление разума в формировании судьбы подобны кнуту и прянику. Когда отнимается внешнее воздействие страсти (кнута), действует разум (пряник). И человек при помощи этих «вожжей» движется в направлении, заданном судьбой.
Таким образом, человек в обоих случая пленен или действием страсти, или проявлением собственного структурированного сознания.
Ни один из способов жизни, по страсти или по уму не избавляет от страданий и не дает свободы бытия. Человек не может перестать быть тем, кто он есть, даже при всем желании выйти за собственные рамки.
Свобода – это ощущение внутри, а вовсе не возможность «делать что хочу». Она приобретается единственным способом - исследованием себя и принятием себя таковым, каким создан. Акт принятия себя фактически является актом смирения. Хочется написать это слово с заглавной буквы, потому что принимая себя во всей полноте, без изъятия, человек одномоментно принимает и все бытие против которого так упорно сражался, либо хотел изменить. Это акт – величайшее таинство и величайшее событие в человеке, делающего его воистину свободным.
Свидетельство о публикации №112100704248