Россия, Русь! Храни себя, храни!

 
(заметки о работе преподавателей системы дополнительного образования села Сростки)

                Снегопад длился почти двое суток,  постепенно успокоился и утих. Взошло по-весеннему яркое, весёлое солнце.
Мы, директор педагогического коллектива центра Бийского района по внешкольной работе  Раиса Исаковна Кучина, фотограф районной газеты "Моя земля" А. Свирин и я въезжали в село Сростки, которое утопало в пушистых, белых сугробах, переливающихся всеми цветами радуги.
Нас ждали...
                Первый открытый урок должна провести Инга Михайловна Зяблова.  Я увидела стройную белокурую молодую женщину с глазами, полными ясного света, весёлыми и озорными, словно огоньки на сверкающих под солнцем сугробах. Несмотря на всю свою солнечность, Инга Михайловна заметно волновалась.
И вот зал наполнился малышами. Зазвучал "Антракт" из оперы Жоржа Бизе "Кармен". Мальчики и девочки старательно "держат" ножку, вытягиваются в струнку, кланяются и делают реверанс, танцуют "Полечку". Все они сосредоточены и внимательно слушают указания преподавателя. И пусть не у всех чётко и ловко получается, иногда подводит партнёр, иногда спинка не хочет до конца прогибаться, не все решаются покрутиться "колёсиком", но я отчётливо вижу, что урок им нравится и дети стараются всё выполнять. Они же светятся от удовольствия!
Звучит "В траве сидел кузнечик", и вот уже большинство ребятишек весело подпевают, на их мордашках -- улыбки, они задорно хлопают в такт музыке, прыгают, бегают, учась не только прямо держать корпус, но и правильно дышать. Прекрасно исполняются ребятами упражнения на гибкость позвоночника, они с удовольствием делают "берёзку", "ласточку", "аиста", "лягушку", ползают по-пластунски, укрепляя мышцы живота. И я себя ловлю на мысли -- это же уроки не только пластики, грации и приобщения у культуре, прежде всего -- это уроки здоровья! В наш век, полный тяжёлых психологических нагрузок  и обеспечивающий всем нам механизацию, автоматизацию, телевидение и малоподвижный образ жизни, забота о сохранении здоровья детей с помощью постоянных, посильных физических нагрузок становится задачей номер один.  И Инга Михайловна учит этих малышей с раннего возраста помогать своему организму быть ловким, красивым, здоровым.
                Ещё большее впечатление произвёл на меня второй открытый урок Зябловой -- урок аэродинамики с девушками 14 - 16 лет.  Юные, стройные, грациозные, поначалу они были несколько смущены, робки, затем обрели уверенность и полное слияние с музыкой. Виртуозно исполнялись упражнения, в таком быстром темпе, что казалось немыслимым всё это не только исполнить, а просто запомнить последовательность движений. Всё было отработано до автоматизма, до какой-то немыслимой чёткости и синхронности. Лица девушек разрумянились, в глазах зажглись задорные искорки, тела их были пластичны и послушны. Невозможно было оторвать взгляда от этого парада красоты юных, гибких созданий, прекрасно сложенных, со стройными ногами, выразительными руками и тонкими талиями.  Их умению владеть своим телом могли бы позавидовать многие девушки, бездумно транжирящие свои лучшие годы на ленивое времяпрепровождение перед экраном телевизоров, бессмысленные многочасовые гульбища с парнями в подъездах или подвалах с бутылками пива и папиросами, или, что ещё хуже, со шприцем и иглой. Нет, воспитанники И.М. Зябловой, вкусившие сладость победы над ленью, физическим несовершенством своего организма, уже никогда не опустятся до скотского состояния, не позволять себе оплывать, дряхлеть, преждевременно стариться.
Захотелось включиться в этот праздник, стать его составной частью, почувствовать себя молодой и гибкой, как эти замечательные девушки, как сама Инга Михайловна. Единственное обстоятельство вызывало досаду: старенький магнитофон выплёскивал звуки с хрипом и скрипом, а душа просила звука чистого и сочного.

                Потом мы вновь шли по ослепительно белым снегам и вскоре очутились в крошечном, не очень уютном, узком и тесном  помещении с белёными стенами. Нас встретил седой мужчина в очках с удивительно тёплыми карими глазами, скромно, но аккуратно одетый. Здесь же сидело десятка полтора мальчиков в возрасте от 5 до 13 лет, опрятных и торжественных. Перед каждым --- пюпитр с нотами. И начался урок.
Позднее я узнала, что Михаил Михайлович Никитин, так звали учителя, -- вынужденный переселенец из Казахстана, по профессии строитель. А музыка для него -- "любовница", как литература для А.П. Чехова.
Приехав на Алтай, он выбрал село Сростки, осмотрелся и вскоре организовал детский духовой оркестр. Детей подбирал "самых отъявленных" -- хотел отвлечь от худых дел, а потом завлёк по-настоящему.
Удивительно, необычно ведёт свой урок Михаил Михайлович. Когда, где, в каких классах учитель говорит ученикам о Космосе, о том, что каждый человек, пришедший в этот мир, наделён талантом и только надо почувствовать его присутствие в себе и выпестовать, а потом взрастить, не жалея времени и сил. И тогда человек, обретя себя по-настоящему, сумеет раскрыть все богатства своей души и подарить их людям, осветить своим талантом не только свой, но и их жизненный путь. А ещё М.М. Никитин отыскал связь между числом нотных знаков и числом цветов радуги, дней в неделе, числом месяцев в году и поведал о ней ребятам. И что музыка -- это дар Космоса, это прекрасная и таинственная часть пространства, в котором мы обитаем, что в этом мире нет ничего случайного, всё взаимосвязано, и одно без другого не живёт.
И вот уже ребята (говорят, недавние двоечники и хулиганчики, почти все в прошлом курящие, а теперь сумевшие освободиться от дурной привычки -- ведь, чтобы выдувать чистые звуки, нужны чистые лёгкие!) говорят об октаве, диапазоне, разбираются в нотной грамоте. Ученики понимают своего Маэстро!  А он загорается горячим светом любви к ним, начинающим входить в волшебный мир звуков и их союзов. Голос седого человека звучит звонко, молодо: Ваня..., Максим..., Толя... Я не услышала ни одной фамилии, только имена, как в дружной, доброй семье.
Затем этот детский духовой оркестр исполнил "Неаполитанскую песню", "Весенний вальс", несколько маршей, краковяк, всего 8 произведений.  Михаил Михайлович и сам играл вместе с детьми. А я, глядя  на ребят и их наставника и духовника, думала: чудо какое --- в таком невзрачном помещении --- божественное присутствие Доброты, Красоты и Любви! Этот человек, влюблённый в жизнь, в музыку, за какие-то шесть месяцев сумел сотворить из этих ребятишек личности, не дать оступиться и покатиться в пропасть. Спасибо ему за этот великий труд души и сердца! Оказалось, М.М. Никитин сочиняет стихи, пишет к ним музыку и неплохо поёт свои песни. Уже написана задушевная песня о Сростках. Мы тут же попросили её исполнить. Дети радостно аплодировали, глядя на автора с обожанием.

                А меня ждало ещё одно удивительное открытие!
После обеда театральная студия, которой руководит Галина Викторовна Овчарова, знакомила нас с небольшой частью своего репертуара. Зазвучали прекрасные стихотворения Марины Ивановны Цветаевой, Анны Андреевны Ахматовой, Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник о трудной и счастливой любви, о горечи разочарований и обид... Словно метались души давно ушедших из жизни поэтов, продолжая взывать к нежности, милосердию и терпению!..
А когда тоненькая черноглазая девочка-подросток звонким, ещё ломающимся голосом вдруг начала читать "Взбегу на холм и упаду в траву..." Николая Рубцова, я почувствовала, как по телу побежали мурашки и душа моя замерла от волнения и восторга.
"Россия, Русь! Храни себя, храни!" -- маленькая чародейка бросала в пространство отчаянный призыв нашего удивительного поэта, пронизанный любовью к России и болью за её трагическую судьбу. Пронзительнейшее, потрясающее стихотворение! Голосом этой девочки наполнилось всё вокруг, заставляя сердце учащённо биться. Кто научил её ТАК чувствовать Слово?! Конечно же, Г.В. Овчарова.
Затем эта же девочка читала Тургеневскую "Каплю жизни" и вновь была награждена восторженными аплодисментами.
Ребята из театральной студии показали несколько небольших шуточных сценок, отрывки из сказки "Двенадцать месяцев" (хотелось смотреть дальше!), сценку из сказки Леонида Филатова "Про Федота-стрельца, удалого молодца". Игра детей вызывала восторг все присутствующих. Но особенно хорош был дядя Ермолай по одноимённому рассказу В.М. Шукшина. Казалось, паренёк прожил жизнь дяди Ермолая, до того он был убедителен и интересен. А вот с "Тараканищем" Корнея Чуковского воспитанники Г.В. Овчаровой могли бы с успехом выступать на любой сценической площадке, перед любой аудиторией. Представляю, с каким восторгом смотрели бы на них малыши детских садов, учащиеся младших классов городских школ. Дуэт был превосходен!

                В наши дни прилавки книжных магазинов завалены низкопробной западной литературой, в которой царят бездуховность, насилие, низменные и ничтожные страсти. На экранах телевизоров почти нет наших российских фильмов для детей, которые бы несли свет и учили честности, благородству, патриотизму, в которых бы звучал наш богатый и прекрасный русский язык. Грустно и страшно, ведь язык и является носителем нашей истории, культуры, духовности. И я была бесконечно рада и счастлива, что в Сросткинской школе услышала из уст детей такой мощный, звучный и благородный русский язык, о котором мы уже стали забывать, так захламили его в последние годы иностранными терминами да похабщиной. И душа ринулась навстречу этому живому роднику -- удивительной красоты и силы настоящему русскому языку! Спасибо вам, дорогие хранители нашего сказочного богатства. Спасибо Галине Викторовне, которая учит детей чувствовать эту красоту, напевность и мощь русского слова, каждое звучание его.
Оказалось, театральная студия работает всего 2-й год.
- Как вы отбираете детей? -- спросила я Галину Викторовну.
- Я считаю, что все дети талантливы. Кто полюбит театр, останется. А кого он оставит равнодушным, тот займётся другим делом...
Детей в студию приходит поначалу много. И никого руководитель не отталкивает, принимает всех, учит, отдавая каждому частицу своей души, знаний и таланта. Красивая, стройная, талантливая женщина -- мощный магнит для детских сердец. Живой, горячий, бережный и щедрый... Конечно, не все воспитанники её станут актёрами. Но, уверена, трепетное отношение к театру они пронесут через всю жизнь, потому что им будут долго сиять, согревая, глаза, улыбка, незабываемый тембр голоса Галины Викторовны.

                Дети -- будущее любого государства. Это истина. Сколько вкладывается средств и сил в их духовное, физическое и профессиональное развитие, в соответствии с этим и будет Будущее государства.  Сегодня страшно взглянуть в будущее России. Государственной машине не нужны дети: закрыто большинство детских садов, спортивных учреждений, а если они где-то сохранены, велика плата за пользование ими, уменьшилась рождаемость детей, до смешного и унизительного малы пособия для воспитания детей, низка оплата учительского и тренерского труда. Да, дети государству не нужны!..
А здесь, в Сростках, живут люди, заботящиеся о Будущем. Их не много, но они есть. И их зарплаты ничтожно малы. Но они не могут оставаться равнодушными, они действуют.

                И вновь Чуйский тракт... А в памяти звучит чистый, чуть прерывистый от волнения, пока ещё относительно слабый и ломкий, детский голос: "Россия, Русь ! Храни себя, храни!.." И хочется плакать от радости, боли и волнения. Может быть, эти дети села Сростки, родины нашего знаменитого земляка -- писателя, актёра и режиссёра -- Василия Макаровича Шукшина, и станут опорой будущей России. Хочется в это верить. Эта земля особенная, и люди, живущие на ней, талантливы и щедры на добрые дела.

( Материал готовился к конкурсу "Педагог-внешкольник -- 97" Бийского района, Алтайского края. В газету "Моя земля" от 18 марта 1997 г. вошли крошечные его фрагменты.)


Рецензии
пока нас ГРАБЯТ социальные ПАРАЗИТЫ - хорошего не жди!

Аббат Бурэ   29.11.2012 20:09     Заявить о нарушении
Вы правы. Их духовное растление и жажда наживы достигли ужасающих размеров. И не видно настоящей преграды этому злу. Верхушка вся прогнила. А, как известно, рыба гниёт с головы.
Спасибо за визит и мощную рецензию. С уважением В.Т.

Валентина Тимофеева   30.11.2012 09:38   Заявить о нарушении
рекомендую послушать умного человека:
http://www.youtube.com/watch?v=yAXHNfandbw

Аббат Бурэ   30.11.2012 14:25   Заявить о нарушении
К сожалению, пока услышать не удалось. Надеюсь, получится.

Валентина Тимофеева   03.12.2012 09:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →