Владимир Высоцкий

                (1938 -1980)
 
ШТРИХИ БИОГРАФИИ

     В. С. Высоцкий родился в Москве25 января 1938 года.

     Его отец, военный полковник, уроженец Киева Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий.

     Фамилия поэта, скорее всего, связана с городом Высокое (Брестская область, Камецкий район).
    Дед Владимира –  вышел из семьи стеклодува. Он учился в Люблинском коммерческом училище в свое время, а с 1911 года жил в Киеве: учился в киевском отделении одесского коммерческого института вместе с И. Э. Бабелем, а затем на юридическом факультете Киевского университета. В годы НЭПа у него была кустарная мастерская по производству театрального грима, а также адвокатская контора.

    Мать Владимира, Нина Максимовна (девичья фамилия Серёгина) была переводчиком с немецкого языка. Раннее детство Владимир прошло в московской коммунальной квартире на 1-ой Мещанской улице. Это потом об этом Высоцкий напишет в 1975 году : «…На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…»

     Когда началась Великая Отечественная война, он два года жил в эвакуации вместе с матерью в городе Бузулук, что на Урале. Уже в 1943 году он возвратился в Москву, все на ту же на 1-ю Мещанскую улицу в дом № 126. В первый класс Владимир пошел в 1945 году в 273-ю школу Ростокинского района Москвы.

     С 1947 по 1949 годы он вместе с отцом и его второй женой  жил в Германии в городе Эберсвальде – там он научился играть на фортепиано. Вернувшись в Москву, Володя жил на Большом Каретном переулке в доме № 15. Свой переулок он увековечил в песне «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!».

     1953 году Владимир Высоцкий начинает посещать драматический кружок в Доме учителя, которым руководил артист МХАТа В. Богомолов. Окончив среднюю школу № 186, в 1955 году Высоцкий поступает в Московский инженерно-строительный институт им. В.Куйбышева – по настоянию родственников. Но, проучившись один семестр, он ушел из института. Это решение было принято как раз в новогоднюю ночь. Высоцкий решил встретить новый 1956 год вместе со школьным другом – Игорем Кохановским, причем  своеобразно – они решили всю ночь рисовать чертежи, без которых их бы не допустили к сессии. В два ночи чертежи были готовы. Но Владимир неожиданно взял банку с тушью (а по другой версии это были остатки крепко заваренного кофе) и полил содержимым свой чертеж. На немой вопрос товарища он просто сказал: «Все. Хватит. Теперь полгода буду готовиться и попробую поступить в театральный. А это явно не моё…»

     И он поступил в Школу-студию МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко, где учился в 1956 по 1960 годы на актерском отделении. Высоцкий занимается у Б. И. Вершилова, П. В. Массальского, А. М. Комиссарова.

     Уже на первом курсе он знакомится с Изой Жуковой – своей первой женой. В 1959 году он сыграл  роль в своей  первой театральной постановке – это была роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание». В этом же году он впервые снялся в кино – в эпизодической роли в фильме «Сверстницы».

    А в 1960 году в центральной печати проскакивает первое упоминание о Владимире Высоцком – в статье «Девятнадцать из МХАТ» Л. Сергеева («Советская культура», 28 июня 1960 года).

    С 1960 по 1964 годы, правда, с перерывами Владимир Высоцкий работает в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина. Он сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Аксакова, и еще более десяти эпизодических ролей.

    1961 год – съёмки кинофильма «713-й просит посадку». Здесь он знакомится с Людмилой Абрамовой, которая впоследствии стала его второй женой. В этом же году он начинает писать песни. Самой первой песней считается написанная в Ленинграде «Татуировка». С этого момента песенное творчество становится наряду с актёрством главным делом всей жизни Высоцкого. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве.
Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась".

     1964 год.  Высоцкий создает свои первые песни к кинофильмам, а также поступает на работу в Московский театр драмы и комедии, который находится на Таганке.
Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев,  - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями... Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова.
  В театре на Таганке он проработал до конца своей жизни

 Июль 1967 год – знакомство с Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), французской актрисой.   Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья". Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО - Высоцкий пришел туда после спектакля. "Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты", - так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. "Я жив, двенадцать лет тобой храним..." - успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.

В 1968 году его песни начинают критиковать во всех центральных газетах. Из-за чего Высоцкий пишет письмо в ЦК КПСС. В этом же году выходит его первая авторская грампластинка под названием «Песни из кинофильма «Вертикаль».

Летом 1969 года у Владимира Высоцкого произошла клиническая смерть. Как он потом вспоминал – тогда он выжил только благодаря тому, что Марина Влади в это время находилась в Москве.

Ноябрь 1971 года в театре на Таганке постановка спектакля «Гамлет», где у Высоцкого главная роль. Режиссер спектакля – Ю. Любимов.

15 июня 1972 года в 22:50 по эстонскому телевидению выходит первая передача о Высоцком «Парень с Таганки».

1975 год – Владимир Высоцкий селится в кооперативную квартиру в доме № 28 на ул. Малой Грузинской. В этом же году в первый и в последний раз при жизни Высоцкого публикуется его стихотворение в советском литератур-но-художественном сборнике «День поэзии».

1978 год – пишется на телевидении Чечено-Ингушской АССР.

1979 год – участвует в издании нового альманаха «Метрополь».

Еще в середине 1970-х годов, будучи в Париже знакомится с Алёшей Дмитриевичем, цыганским музыкантом и артистом. Они часто исполняли вместе песни и романсы, а одно время даже хотели записать совместную пластинку, но смерть Высоцкого помешала осуществить этот проект.
     Владимир Высоцкий был автор нескольких киносценариев, в соавторстве с Володарским он написал «Венские каникулы». А вместе с актёрами Театра на Таганке не раз ездил с гастролями, в том числе и за границу – он бывал в Болгарии, Венгрии, Югославии (БИТЕФ), Франции, Германии, Польше. А после того, как получил разрешение выехать к жене во Францию – в виде частного визита, то сумел побывать несколько раз даже в США, Канаде и Таити. В США он даже бывал с концертами в 1979 году. Всего он дал более 1000 концертов, как в  Советском Союзе, так и за рубежом.
     За все это время он также записал около десяти радиоспектаклей, среди них «Богатырь монгольских степей», «Незнакомка», «За Быстрянским лесом», «Каменный гость».
    22 января 1980 года – на центральном телевидении записывается программа «Кинопанорама». Ее фрагменты первый раз зрители увидят в январе 1981 года, ну а целиком передачу, хронометраж которой один час три минуты зрители увидят лишь в 1987 году.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

* Владимир Высоцкий прожил сорок два с половиной года ровно — день в день. Кто-то из его поклонников подсчитал: это составило 15520 дней.

* Ровно за год до смерти, 25 июля 1979 года, Владимир Высоцкий, будучи на гастролях по Средней Азии, пережил клиническую смерть.

* Некоторые гитары Высоцкого имели необычную и длинную историю, а некоторые были сделаны специально для него.

* Владимир Высоцкий любил хорошие автомобили и быструю езду, он был одним из немногих, кто мог позволить себе в 70-ые и 80-ые годы автомобили иностранного производства. Это были не просто автомобили, а лучшие в своих классах Mercedes и BMW.

В честь Высоцкого:

• назван астероид «Владвысоцкий».
• на всей территории бывшего СССР установлены более 20 памятников (и столько же памятных досок), ещё 4 памятника поэту есть за рубежом;

• имя Высоцкого носят более 30 улиц (в том числе в Болгарии и Германии);
• почти 20 скал и пиков, перевалов и речных порогов, каньонов и ледников названы в честь Высоцкого. Его имя присвоено даже горному плато на архипелаге Огненная Земля;
• именем Высоцкого названы театры, корабли, самолёт, кафе, сорта цветов;
• его памяти посвящены несколько спортивных турниров;
• существует, как минимум, 6 музеев Высоцкого (из них наиболее известен «Дом Высоцкого на Таганке»).
Награды писателя
После смерти В. С. Высоцкого ему были присвоены звания и награды:
*1986  присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
*1987 — присуждена Государственная премия СССР, за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ

    14 сентября 1979 года Высоцкий выступал  в г. Пятигорске на телестудии.  «Какой вопрос вы хотели бы задать самому себе?» - спросил его телеведущий. Высоцкий ответил: « Я вам скажу… Может быть, я ошибусь… Сколько мне ещё осталось лет месяцев, недель, дней и часов творчества? Вот такой я бы хотел задать себе вопрос. Вернее, знать на него ответ».
   А  жить ему  оставалось  всего девять месяцев.
   К сожалению, последние пять лет своей жизни  Высоцкий злоупотреблял алкоголем и наркотиками. Как считал сам поэт,  этот уход от жизни был своего рода разрядкой от  той сумасшедшей жизни, которую он вёл последнее время. Но наркотики и алкоголь подтачивали организм поэта и, в конце концов, стали причиной его гибели. Врач Анатолий Федотов, который не раз спасал Высоцкого от смерти, вспоминает:

   - «18 июля 1980 года я с сыном был на «Гамлете» - меня нашёл Валера Янклович.
- Володе очень плохо.
Я – за кулисы. Вызвали скорую. Сделали укол – он еле доиграл. А на следующий день ушёл в такое «пике»! Таким я его никогда не видел. Что-то хотел заглушить? От чего-то уйти? Или ему надоело быть в лекарственной зависимости? Хотели положить его в больницу, уговаривали. Бесполезно! Теперь – то понятно, что надо было силой увезти.
   23 июля при мне приезжала бригада реаниматологов из Склифосовского. Они хотели провести его на искусственном аппаратном  дыхании, чтобы перебить  дипсоманию. Был план, чтобы этот аппарат привезли к нему на дачу. Наверное, около часа ребята были в квартире – решили забрать через день, когда освобождался  отдельный бокс. Я остался с Володей один – он уже спал. Потом меня сменил Валера Янклович.
   24  июля я работал…. Часов в восемь вечера заскочил на Малую Грузинскую к Володе. Ему было очень плохо, он метался по комнатам. Стонал, хватался за сердце. Вот тогда при мне он сказал Нине Максимовне:
   - Мама, я сегодня умру…
   Я уехал по неотложным делам на некоторое время. Где-то около двенадцати звонит Валера:
   - Толя, приезжай, побудь с Володей. Мне надо побриться, отдохнуть.
 Я приехал. Он метался по квартире. Стонал. Эта ночь была для него очень тяжёлой. Я сделал укол снотворного. Он всё маялся.  Потом затих.  Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате.
   А я был со смены. Уставший, измотанный. Прилёг и уснул – наверное, часа в три.
 Проснулся от какой-то  зловещей тишины -  как - будто меня кто-то дёрнул. И к Володе! Зрачки расширены, реакции на свет нет. Я давай дышать, а губы уже холодные. поздно.
   Между тремя и тремя с половиной  пятого наступила остановка сердца на фоне инфаркта. Судя по клинике -  был острый  инфаркт  миокарда. А когда точно остановилось сердце – трудно сказать… Вызвал реанимацию, хотя было ясно, что ничего сделать уже нельзя. Вызвал для успокоения совести. Позвонил в милицию, чтобы потом не было слухов о насильственной смерти.
   Смог бы я ему помочь? Трудно сказать, но я бы постарался сделать всё. До сих пор не могу простить себе, что заснул тогда… Прозевал, наверно, минут сорок».
...22.05.25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального объявления о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада.
 Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление:
" Умер актер Владимир Высоцкий." Ни один человек не сдал обратно билет –
Каждый хранит его у себя как реликвию...
               
                ПОСЛЕСЛОВИЕ

Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы -дальнорейсовики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.

"Кому сказать спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти,  питающейся  и сейчас его стихотворениями, драматургическими произведениями, ролями в кино, песнями...

                О  МЕСТЕ НА КЛАДБИЩЕ

   В своей книге «Владимир, или Прерванный полет» Марина Влади так описывает ситуацию с могилой Высоцкого:
«Мы направляемся целой делегацией к директору Ваганьковского кладбища. Оно находится в нескольких шагах от нашего дома. Приезжает Иосиф Кобзон. Как только директор впускает его к себе в кабинет, он говорит: «Нужно место для Высоцкого» — и протягивает ему пачку сторублевок, целое состояние. Срывающимся от рыданий голосом директор кладбища говорит: — Как вы могли подумать, что я возьму деньги? Ведь я любил его!..
Он уже приготовил лучшее место, как раз в середине площадки, у входа, чтобы сюда могли приходить люди поклониться. Этот добрый человек даже не мог себе представить, насколько удачно он выбрал место. Но своё место директор потерял. Может быть, власти не простили ему устроенного скандала?..»    
    
    Как Кобзон поссорился с Мариной Влади

   Иосиф Кобзон так комментирует те давние события: «Директором кладбища был бывший мастер спорта по футболу… Кстати, то, что пишет Марина Влади про это в своем «Прерванном полете», — вранье. Было, что я полез в карман за деньгами, но никаких тысяч я даже достать не успел. Он остановил мою руку: «Не надо, Иосиф Давыдович! Я Высоцкого люблю не меньше вашего… »
    Марины Влади еще не было в Москве, а она пишет: «Мы пошли, (якобы мы с ней), выбирать место для Володи». Да ее близко там не было! Когда я ее встретил, сказал: «Ну как тебе не стыдно?» Она говорит: «Иосиф, это же книга. У книги должны быть читатели!» Я говорю: «Ну нельзя же так бессовестно привлекать читателей! Нельзя же так врать!» Я с ней поссорился…»               
    
   Мне удалось разыскать бывшего кладбищенского кассира Ирину Кретову. Ей слово:
 — Нам, кладбищенским работникам было известно, что место под могилу Высоцкого отвели в захудалом углу кладбища. Там и начали могилу копать. Но потом, смотрим, почти у самого входа тоже стали землю рыть. Для кого — непонятно? Где именно будут хоронить  Высоцкого, стало известно только перед тем, как гроб с телом на кладбище привезли.
   Во время самих похорон вокруг кладбища творилось что-то невообразимое: люди залезали на деревья, ограды могил. Их оттуда стаскивали, запихивали в «воронки» и увозили в неизвестном направлении.
 
    Могила ВЫСОЦКОГО на Ваганьковском кладбище. Справа — могила его матери Нины Максимовны. А директор, Юрий Бояров поплатился своим местом.
 — У места этого, ну, то есть, где похоронен Высоцкий, на самом деле жутковатая история. Когда-то там находилась полузаброшенная могила. Кладбищенские об этом знали. Потом вдруг обнаружилось, что в ней захоронен сын одной старушки. В 1979 году старушка эта уезжала из Москвы в свою деревню, куда-то под Калугу. И попросила дирекцию кладбища провести изъятие тела. Захотела забрать останки сына с собой. Эксгумацией занимался кладбищенский смотритель Юрий Бояров. Все ж на моих глазах происходило: старый гроб вырыли, косточки собрали, переложили в маленький такой гробик и увезли.
Так освободилось место. Но занимать его не стали. Каким-то образом тогдашнему директору удалось огородить участок от посторонних. Он там оградки с соседних могил чуть-чуть подвинул. Вроде место свободное появилось, а посмотреть его практически нельзя было. Это сейчас там просторно. А в 80-м году все было по-другому. Именно там Высоцкого и захоронили.


Рецензии