Лекция на тему Гамлет
Дамокловым мечом над Эльсинором
нависла тень зловещая.
Угроза в лице двурушника - злодея Фортинбраса.
Завоеватель с диким тяжким взором -
он человек войны, закон которой вероломство.
Под личиной друга
скрывался хитрый и двуликий Янус.
Конем троянским пущен в королевство,
он растоптал закон гостеприимства,
предав огню незащищенный город.
И в заключение, его солдаты
громят статую Гамлета-отца.
Пал с постамента честный старый воин -
трагедия завершена.
Поруганы и Честь и Благородство.
Завершена ль?! Законами войны - быть может:
заключили перемирье,.. затихли пушки,..
не звенят рапиры,..
и приструнили злостных мародеров...
Но как решить трагедию души?!
Где сил найти великие деянья свершить,
возложенные Провиденьем на него?
Рожденным чувствовать и мыслить,
Благородство и Добродетель, впитав с младенчества.
Воспитанный отцом порядочным и честным человеком.
И нравственным.
Как можно совместить все эти качества
с решительностью, с силой и действием.
Быть энергичным, жестким, волевым.
Быть желчным. Ироничным.
И стыдиться дурных поступков близких.
С какой усталой горечью, узнав,
что Розенкранц и Гильденстерн явились "по вызову",
сгорая от стыда за них,
он опустил глаза и отвернулся.
И какое изумленье на лице его мелькнуло,
когда трус-Лаэрт
подлейшим выпадом ударил сзади
отравленной рапирой.
И в любви - предательство.
Как много одному!
Как выдержать все это!?
Что ж он слаб!?
И в "Гамлете" играет Кеннет Бран
Трагедию не слабости, но силы.
Месть предстает как высший Долг,
как проявленье силы духа.
Но наказать порок и самому ему не уподобиться.
И в мире не увеличить зло.
Тем самым в ноосферу не послать
еще поток жестокости.
Не мстить? - Нельзя!
При этом остаться человеком - высший Долг для Гамлета.
И этот высший Долг и ради самого себя,
и "вывихнутый мир"
в себе умножить должен человечность.
Но Гамлет не античности герой.
Не полубог, направо и налево
наказывающий погрязших во грехе.
Он сам грешит инертностью, безверьем.
И сам себя за слабости клеймит.
И все же вынужден он стать героем датским,
заставив Гете горько заключить:
"Несчастна та страна,
которая в героях нуждается".
Ему потом вторил другой поэт
опально-конъюнктурный,
пиша, что он согласен был бы жить и вечность целую,
коль скоро на Земле
ему бы уголок хотя бы показали,
где место подвигам бывает не всегда.
И все же месть - возмездье или страсть мстящего?
Рапира вдогонку послана и Клавдия пронзает,
трепеща как будто бы в оргазме наслажденья.
Так как же можно злу противостоять,
не породнившись с ним?
Вопрос неразрешим.
Свидетельство о публикации №112100508627
Лекция на тему зла, непротивления и насилия,
над которыми все равно верховодит ДУША!
Замкнутый круг. И все же я мечтаю о нереальном -
что написано в моем резюме...
"Прощай, оружие" – вослед Хемингуэю
Бросаю клич – и данную затею
Я написала бы на шапке мировой –
ПРОЩАЙ, ОРУЖЬЕ! ВОЙНЫ ВСЕ – ДОЛОЙ!
А начинается все - все равно с зависти - самого губительного оружия - докажи мне обратное!
Сердечно, Ирина
Ирина Фетисова-Мюллерсон 04.12.2012 02:24 Заявить о нарушении
Зависть - основной движитель.
Поэтому я согласен с тобой, что ты не хочешь показывать как ты счастлива в своем последнем стихе.
Позавидуют. И если не отнимут счастье, то нагадят основательно.
Как вычитал в интерне: антисемитизм - зависть к детям Адама тех, кто произошел от обезьяны; зависть - основная национальная черта народа России - не хочу столько работать, ятобы жить так богато , как ты. Лучше сожгу, разграблю тебя, чтобы и ты был таким нищим, как я. Еще много примеров зависти можно привести: тут и зависть, приводящая к войнам, к подлости, к доносительству....
Леонид Пауди 04.12.2012 03:33 Заявить о нарушении
Ирина Фетисова-Мюллерсон 04.12.2012 03:54 Заявить о нарушении
Ирина Фетисова-Мюллерсон 04.12.2012 05:15 Заявить о нарушении