Ямбы и хореи
(эссе на поэтическую тему)
"Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Эту популярнейшую пушкинскую строчку в полной мере можно отнести и ко мне. Хоть я немного и умею складывать вирши (их качество, конечно, оценивать не мне), но никаких правил стихосложения я не учил, "не проходил" и никогда не пытался их познать. Помню, году в семьдесят третьем послал я пару своих "ранних" стихотворений в какой-то молодёжный журнал (кажется, "Юность"). Тогда по правилам советской литературы все рукописи дотошно рецензировались, редакции исправно отвечали авторам, критикуя их или похваливая. Но - не печатая! Для этого, кроме явной гениальности творений, нужны были весомые протеже и рекомендации. Прислали и мне подробнейшую разборку моих опусов. Указали и несколько учебных пособий для начинающих поэтов. Вот это-то "перечень пособий" меня и разозлил больше всего! Чертовски жалею, что не сохранил тот шедевр литературной критики - в сердцах разорвал я и выбросил ту рецензию. Поостыв, написал и отправил в тот же журнал ещё одно стихотворение, в котором давал "отповедь" рецензентам и редакторам. Его я тоже не сохранил, но запомнил лишь две строфы из этого "бессмертного" творения.
Да разве можно же "поэзии учиться"?
"Стихосложения основам" доверять?
Нельзя без жажды с удовольствием напиться,
Без убежденья в мыслях пари держать!
А Вы, редактор, щепой плывёте,
Вверяясь критикам писак в обличье!
Вглядитесь в их рецензии - поймёте,
Что все советы их - давно уж не открытье!
Эти наивные строчки всё-таки искренни. Я убеждён в том, что поэт любого ранга должен в полной мере обладать хотя бы двумя талантами: умением ассоциативно мыслить и иметь хороший словарный запас (в голове, естественно). А способность складывать ритмические строчки есть почти у всех нормальных людей. Многие современные поэты нарочито отвергают ритм и размер стиха, акцентируя мастерство своё только на богатых ассоциациях и неожиданных словоконструкциях. Я лично так и не возлюбил эту "современнейшую" поэзию. Должно быть, я состарился раньше, чем усвоил азы поэтического творчества.
А кто очень хочет поспорить со мной о современной поэзии, пусть сначала прочтёт, к примеру, стихи Д.Осокина "Вторник в Пучеже", опубликованные в №5-2007 журнала "Октябрь". Может, спорить не захочется.
С какой-то смесью стыда и внутреннего содрогания вспоминаю я и о своей самой первой (хотя, каюсь, не единственной) попытке декламировать собственные стишки. Где-то в начале семидесятых один высокопоставленный начальничек-хозяйственник уговорил меня прочесть какое-нибудь стихотворение в концерте художественной самодеятельности, посвящённом Первомаю. Народ тогда такие мероприятия ещё очень любил, и зал местного Дворца культуры был полон. Я подобрал самое лучшее своё лирическое произведение о весне, майской погоде и людях "социалистического труда". Разумеется, я мало надеялся на то, что зрители с замиранием серца и затаив дыхание начнут слушать неизвестного поэта - этому совсем не соответствовали бы и моя дикция, и внешность, да и тема стихотворения. Но мой "номер" шёл первым после начальственного торжественого словоизлияния, и шум в зале стоял такой, что я совсем не слышал свой голос в огромных динамиках у сцены. Пять минут (!) артистических мучений и поэтической голгофы крепко запомнились мне на всю оставшуюся жизнь. А эффект своего выступления я всё же смог оценить по одному лишь вопросу одного весёлого знакомого после концерта:"А о чём это ты, Коля, так много балакал на сцене, а?"
Потом я пробовал освоить, но также абсолютно безуспешно, искусство чтеца только на юбилеях, проводах на пенсию и прочем, но всё реже и реже, ввиду естественного замирания чувств, эмоций, сердца...
Свидетельство о публикации №112100505020