Расскажи-ка Ночь...
Про свою мне дочь,
Ты поведай свои печали.
Как ласкает волна
Берег морской,
Точит сердцем своим белый камень.
Расскажи-ка Ночь
Мне о том, как помочь
Забыть тебе старый замок.
Где Звезда, твоя дочь
Смотрит в тихую ночь
На ладонь мою шалью спадает.
Расскажи-ка Ночь
Про хрусталь лунных слез
Что в глазах твоих быстро растают.
Расскажи-ка Ночь
Про свою мне дочь,
Поделись своею печалью.
Свидетельство о публикации №112093003586
Если вы не будете возражать,мне бы хотелось обсудить с Вами это Ваше стихотворение.В качестве рецензии предлагаю следующие соображения:
1.Настроение стихотворения: лирическое, спокойное, созерцательное, раздумчивое.На протяжении стихотворения настроение автора ( и стихотворения) не меняются. Стихотворение написано от первого лица. Автор ведет с Ночью ( применяя прием «олицетворение» - приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым) неспешный разговор, используя обычную речь, избегая т.н. высокого стиля, пафоса, и т.п. приемов. Читатель ощущает, что именно судьба Ночи, ее печали волнуют автора. Чувства автора видны в его словах, в обращении к героине стихотворения ( «ласкает», «как помочь», «в тихую ночь», «хрусталь лунных слез»).Применение ярко выраженной разговорной формы : «Расскажи-ка» можно считать в определенной степени недостатком. В разговорной речи для выражения побуждения применяются частицы «да», «же», которые имеют значение усиления (Да иди же! Смотри же!; частица – «ка», имеющая значение мягкости: Расскажи-ка!; междометие «ну»: Ну, делай!). В стихотворной речи подобное допустимо, но не приветствуется. Стихотворная речь – это особая организация художественной речи, отличающаяся от прозы строгой ритмической организованностью; мерная, ритмически организованная речь, средство передачи экспрессивных эмоций. В некоторой степени недостатком можно считать и – инверсию ( неоправданное необходимостью нарушения порядка слов в предложении) «Расскажи-ка Ночь Про свою мне дочь»Смысловая неточность: Звезда …на ладонь мою шалью спадает? ( она в это время находится в Замке?)2 В стихотворении нет ярко выраженного конфликта. Нет действия. Стихотворение статично, построено в жанре монолога. На протяжении стихотворения читатель видит картину, ярко, несколькими фразами нарисованную автором : лунная звездная ночь ,море, волна , набегающая на каменистый берег… и, словно в грезах, … то ли очертания скал, то ли загадочный старый замок… в котором Звезда ( «олицетворение») дочь Ночи …
Мы не знаем, почему Звезда заточена в этот замок, но предполагаем, что в этом есть некая печаль… Однако, эта тема не находит развития в данном стихотворении , оставляя некую загадку…
Ночь, героиня стихотворения, нарисована автором, как женщина, немного скрытная, но невольно выдающая свои чувства («точит сердце», «хрусталь лунных слез»). Это вызывает понимание читателя и сочувствие к ней.
3 В стихотворении имеются ассоциативные связи ( Ночь-Звезда – Луна), а также фонетические связи – звуки (ч) ноЧь-доЧь-пеЧали ( только в первой строфе)
4 Развязка – стихотворение не имеет ясно выраженного окончания, остается недосказанность, ожидание ответа, ярко выраженной кульминации также нет.
5 Основой для создания стихотворения, полагаю, является первая строка : «Расскажи-ка, Ночь». Она играет главную роль во всем стихотворении. Рефреном проходит через все произведение. Музыка – блюзовая. Негромко, неторопливо, мягко.
6.Последняя строка – «Поделись своей печалью». - дает основания предположить, что автор в момент написания стихотворения находился в состоянии легкой грусти, и это нашло выражение в стихотворении.
7. Звуки, преобладающие в стихотворении - (ж-ш-ч–с) – преимущественно глухие ( кроме ж) , что говорит о ночном времени, когда все в природе приглушено, и шепот наиболее близок для ночи.
8 цвет стихотворения - темно-синий .
9 время действия – настоящее
10 пространство- реальность, переплетающаяся с мечтательностью
11 в данном стихотворении автор не обращается к читателю
12 стихотворение композиционно едино, построено в форме монолога.
13 жанр можно определить как - философское размышление, элегия.
14 формация ( вид) стиха - ВЕРЛИ́БР ("свободный стих") , свободное стихосложение, опирающаяся на интонационную соизмеримость строк, а не на традиционную рифму и строгий порядок расположения ударных и безударных слогов .
Автором выделены три строфы.
Рифмы присутствуют, внутренние ( внутри стиха в пределах строфы)
(дочь-ночь-помочь ) рифмы точные, бедные ( т.е. часто употребляемые).
Размер, ритм : кол-во ударных и безударных слогов в строфах ( разное)
5-5-9-6-4-10 (1 строфа) 5-6-7-6-6-10 (2 строфа) 5-6-10-5-5-9 (3 строфа)
рифмовка по схеме абв гдв .
15. Автор использует метафоры («перенос», «переносное значение») слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким - либо другим на основании их общего признака. – «Точит сердцем своим белый камень» , «На ладонь мою шалью спадает», «хрусталь лунных слез»
16 В целом стихотворение красивое, эмоционально насыщенное. Несмотря на то, что автор говорит о печали, при прочтении не возникает ощущения грусти и печали, стихотворение светлое, вызывает чувство соприкосновения с чудом, тем чудом, которое всегда вокруг нас, но увидеть его и понять и принять дано не каждому. Автору это в полной мере удалось. Спасибо, Алена!!!!
С уважением, Эльвина
Эльвина Аксенова 03.10.2012 21:55 Заявить о нарушении