Есенин и наше всё

       По-настоящему народным, национальным поэтом считается  тот, о ком можно сказать словами Аполлона Григорьева: «Он наше всё». Наша душа, наша природа, наш талант, наша совесть,  наша вера и наша любовь. Таким поэтом по праву стал Сергей Александрович Есенин. Великий русский поэт-философ  выразил в своём творчестве «все земные святыни и узы» и сделал это с уникальной, собственно русской исповедальной открытостью.
       В 16 лет Есенин дал себе клятву: «Буду следовать своему «Поэту».  В его стихотворении «Поэт» судьбоносным нравственным принципом является борьба со злом («Тот поэт, врагов кто губит…»). Эта борьба должна вестись во имя правды, которая так же дорога и необходима, как мать («Чья родная правда мать…»).  Правда была для Есенина одной из самых важных ценностей в жизни. Отсюда происходит и необычайная искренность его творчества, особенно лирики, беспощадной, прежде всего, к самому себе.
                Быть поэтом – это значит то же,
                Если правды жизни не нарушить,
                Рубцевать себя по нежной коже,
                Кровью чувств ласкать чужие души.
       Есенин не признавал лжи во спасение. Даже по отношению к другу Григорию Панфилову, смертельно больному чахоткой, он не был способен на ложное сострадание, потому что «лучше истина, чем лицемерие». Это коренное убеждение Есенина сохранилось в нем до последних дней его жизни. «Случайно сказанное кем-нибудь из родных неискреннее слово его раздражало» - таким видел поэта в 1925 году муж его сестры В.Ф. Наседкин. Беззаветная преданность правде является неотъемлемой чертой Есенина как истинно народного поэта. По мнению В.М. Шукшина, «нравственность есть Правда. Не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду».
       Верность народной правде не позволила Есенину стать «попутчиком» Руси советской. Он одним из первых почувствовал трагическое несоответствие революционных преобразований в России мечте народа о свободной и счастливой жизни: «Веслами отрубленных рук вы гребетесь в страну грядущего…», «Ваше равенство – обман и ложь…», «Октябрь суровый обманул их в своей пурге…» Есть также вполне достоверная легенда, о которой писал в своей монографии Станислав Куняев, что поэт, будучи вызван в Кремль для чтения своих стихов перед тогдашним политбюро, пришел и со свойственной ему прямотой заявил: «Хрен вам, а не стихи!»  Именно потому, что творчество Есенина не зависело ни от «классового осознания», ни от воли «царей» различного масштаба власти, ни от ликования  толпы, обманутой ложными лозунгами, оно обладает таким поистине непреходящим значением.
       Еще одним весьма значимым нравственным критерием в стихотворении «Поэт» является любовь к людям («Кто людей, как братьев, любит…»). Правда с большой буквы необходима людям, поскольку понятие Правды включает в себя понятие истины и понятие справедливости. Образец высокой бескорыстной любви к людям поэт видел в образе Христа. «Христос для меня совершенство, - писал Есенин Панфилову. – Но я не так верю в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему».  Деятельная любовь юного поэта к людям вскоре прошла жестокую проверку. «Я встретил на пути жестокие преграды, - сообщал о себе Есенин в 1913 году, – меня окружали всё подлые людишки… Постепенно во мне угасла вера в людей…» Чувство потери веры в тех, кому поэт нес свою христианскую любовь, запечатлено и в более позднем его творчестве: «Те, кого любил я, отреклися, // Кем я жил, забыли про меня…» «Теснимый и гонимый», предчувствуя неумолимость «завистливого рока» и близость «желтого тлена», великий русский поэт, несмотря ни на что, продолжал утверждать в своем творчестве ни с чем не соразмеримую ценность жизни: «Не знаешь ты, что жить  на свете стоит». Стойкое жизнелюбие, унаследованное Есениным от  духовного опыта своего народа, позволяет усомниться в версии о его самоубийстве, очень выгодной тем, кто желал бы очернить   святое  имя поэта.
       Есенин погиб как истинный поэт-гражданин, защищая Правду и оставаясь до конца верным бескорыстной любви к России. Отдавая ему дань как национальному гению, впитавшему в себя и печальную красоту бескрайних русских просторов, и свободолюбие, и неуспокоенность, и вселенскую открытость и сострадательную теплоту русской души, следует признать, что Есенин – это, действительно, «наше всё».
       


Рецензии
Очень хорошо написали. Спасибо!

Ольга Кардаш   13.12.2012 14:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.