Мастер-класс Николая Баскова. Эссе
28 сентября 2012. Мастер-класс Николая Баскова в малом зале МГГУ им. Шолохова.. начало в 15-00. Николай приехал почти вовремя, зашел, поздоровался. Все встретили его аплодисментами.. Он поднял руку. Чтобы остановить и попросил, чтобы отнеслись к нему не как к шоумену, а обычному человеку, что само по себе, вызвало у всех улыбку. Выглядел он очень хорошо, в прекрасном расположении духа, сказал вступительное слово.. О том, где он учился, с кем ему посчастливилось работать, и сразу предложил студентам исполнить что-нибудь. Первой пела Екатерина … второй курс (моя землячка, училась в г. Новокузнецке, в музучилище, у Плотниковой Л.В., у нее же училась и я сама), исполнила сцену таяния Снегурочки, Римского- Корсакова. Я помню эту девушку, слушала ее в прошлом году на мастер-классе, правда Николая Баскова мы не дождались, он заболел. Голос у Кати развился, окреп, приобрел больший объем. Николай сразу обратил внимание на то, что дыхание не достаточно объемное, поэтому звуку не хватает полетности и есть сип.. Попросил повторить отрывок из арии, окончание, где нужно было выйти на пиано на верхних нотах.. При этом предложил взять как можно больше дыхания ртом, заполнить все тело дыхание, чтобы оно при этом опустилось вниз. Сразу звук наполнился объемом, а на верхних нотах, Николай показал, что нужно наклониться вперед, чтобы звук прошел в головной резонатор. Это тоже сработало и звук, как бы скользнул вверх беспрепятственно. То же было и со вторым и третьим студентом.. Ошибки у всех были одинаковые.. Студенты плохо пользуются дыханием, от этого нет опоры, и все усилия принимает на себя гортань, происходит зажим, звук при этом не проливается, а выдавливается. Но это дело постоянных упражнений, которые нужно контролировать и самому студенту и постоянные указания со стороны педагога. Затем Николай Басков предложил кому-либо из присутствующих убедиться насколько плотной должна быть опора звука и как нужно пользоваться пластичной работой мышц, при том, когда выводишь звук на верхнюю ноту (позицию). Для этого нужно было подойти и держать руки на его прессе и спине.. Я вызвалась, ощутила, насколько плотный пресс, и в то же время пластичный, в момент, когда он идет наверх, мышцами он заставляет дыхание подниматься, выталкивая диафрагму, тем самым выводя звук на верхнюю ноту. Мне стало интересно, как он мыслит в это время. С позиции верхнего звука ( как учили меня), то есть, когда ты поешь фразу, где будет высокая кульминационная нота, в голове держишь уже позицию верхней ноты. Но Николай по-другому решает этот вопрос.. Он привел в пример, что когда вы начинаете разговор, который приведет вас к эмоциональному концу, вы же не начинаете сразу с этой высокой эмоциональной ноты. В этом усматривается логика. Поэтому с начало фразы на большой дыхательной подушке, опираясь на мышцы, звук постепенно с помощью мышечных сокращений, выводится на верхний диапазон. Очень интересно было наблюдать работу Николая Баскова с последней студенткой, которая представила арию « O, mio babbino, caro». Николай сразу отметил красоту тембра студентки, но, как и у всех, нет полной опоры на дыханиии, поэтому, верхние ноты она исполняет с отрывом, в другой манере, они кажутся крикливыми, неоднородными.. Басков применил к ней метод опускания корпуса во время исполнения верхних нот, голос встал на место, что вызвало аплодисменты у слушателей мастер-класса. Подводя итог, хочу выразить благодарность организаторам мастер-класса, декану факультета культуры и музыкального искусства, профессору Рапацкой Л.А., Кудрявцеву Б.Н., заведующему кафедрой вокала МГГУ им. М.А. Шолохова, народному артисту России профессору МГК им. П.И. Чайковского, и, конечно, самому Николаю Баскову, выдающемуся артисту, который, на высоком профессиональном уровне показал, что имеет уже такой богатейший опыт, который способен передать своим ученикам, которые, несомненно, могут взять его за основу в своей будущей профессии.
Н.Воропаева 29.09.12
Рецензии