Медицина и религия

Несмотря на активную пропаганду в недавнем нашем прошлом атеизма, материализма и достижений науки, в народных массах сохранилась потребность в вере. Причём вера не обязательно должна носить религиозный характер – люди верят не только в доброго дедушку с бородой и с нимбом – они верят во всё: в инопланетян и барабашек, в духов и призраков, в колдунов и прорицателей,  в Вангу и Нострадамуса, в Лонго и Чумака, в загробную жизнь и экстрасенсов. Верят в дедушек, травками излечивающих рак, в бабушек, снимающих порчу. Верят в то, что соль это "белый яд", а урина - панацея.
 
Как только в нашей стране повеяло перестроечной демократией, все эти предрассудки мутной волной хлынули в информационное пространство.

Семьдесят лет просвещения прошли напрасно – народ предпочёл невежество.

При таком разнообразии предрассудков, очевидна необходимость  монотеистической  («единобожной») религии, как объединяющей общество силы. Религии созидательной, проповедующей терпимость и умеренность, имеющей целью служение обществу, но не наоборот.

В настоящее время массам вернули религию, однако пропаганда невежества только усилилась. Если « в благие времена презренного застоя», несмотря на декрет об отделении церкви от государства, церковь подвергалась строгому идеологическому надзору и священнослужитель  в проповедях не выходил за рамки пропаганды любви к ближнему в пределах  библейских сюжетов, то в настоящее время, вкусившие вседозволенности служители культа проявляют чрезмерную активность, если не сказать агрессивность, в  вопросах пропаганды религиозной идеологии.
   
Церковь во весь голос заявила о своём присутствии во всех сферах общественной жизни. Она пытается наложить свою загребущую длань на национальное достояние в виде музейных и культурных ценностей, она навязывает свою направляющую и основополагающую роль науке - и вот  уже «научные сотрудники»  в рясах размахивают кадилом, освящая сошедшие со стапелей подводные лодки и готовые к полёту космические корабли.

Ещё вчера истерически клеймившие «воинствующий атеизм» церковники, сегодня организуют черносотенный погром антирелигиозной выставки московских художников, они готовы в любой момент начать крестовый поход против всякого проявления атеизма.

Говорить  о таких неблаговидных предприятиях служителей религиозного культа, как продажа индульгенций с отпущением грехов, арендой на вечер храма Христа Спасителя для корпоративной вечеринки сильных мира сего и такой мелочи, как торговля фитилями от керогаза, якобы освящёнными прикосновением к поясу Богоматери – говорить просто не хочется.

Особо неприемлемым выглядит вмешательство священнослужителей в вопросы медицины. Всякое действие врача, всякая лечебная методика должны соответствовать религиозным установкам, должны заслуживать церковного одобрения. Если так пойдёт дальше, то скоро в больницах, наряду с должностью заместителя главного врача по лечебной части, будет введена должность заместителя главного врача по благословению методов лечения.

Священнослужители, с полным убеждением в своей правоте, высказывают неодобрение реконструктивными вмешательствами  в организм человека. Искусственные клапаны сердца, искусственные суставы, пересадка донорских органов – это противно изначальной конструкции человека от Создателя. Никто не имеет право вмешиваться в дела божьи,  вносить поправки в его творения.
Не будем отыскивать истину в данной теме, но, если подобные вмешательства избавляют человека от страданий, то осуждение, этих действий, попытки вывести эти действия за рамки морали, сами по себе аморальны.

Безапелляционное осуждение религиозной моралью суицида, тоже не носит убедительного характера. Самоубийство есть следствие психического заболевания, а осуждать больного за его болезнь нелепо, если не сказать безнравственно. Предостеречь человека от самоубийства дело, несомненно, благородное, но запрещать хоронить его общественном кладбище, среди родных могил, это верх бесчеловечности. Кроме того, от такого запрета разит ханжеством – взятка снимает все проблемы с захоронением и отпеванием. Церковь отвернулась от суицидоманов и вот уже десятки молодых людей с неустоявшейся психикой без всякого благословения шагают из окон и по свой воле падают с крыш.

Отдельным пунктом в общественной морали является отношение к эвтаназии. Церковь безоговорочно отрицает (да и может ли быть иначе?) подобное начинание. Мотив тот же – жизнь дана свыше и никто не вправе распоряжаться ею, кроме господа бога. Эвтаназия – добровольный уход из жизни при неизлечимой болезни отягощённой невыносимыми страданиями – производится с согласия, вернее по требованию больного, с правом в последний момент отказаться от роковой процедуры. Кто имел несчастье наблюдать мучения обреченного человека, когда ему не помогают никакие обезболивающие инъекции, когда от его стонов не спят соседи, тот никогда не скажет решительного нет этой трудно совместимой с моралью, но вполне обоснованной гуманизмом процедуре.

Аборты во все времена являлись острейшей проблемой семьи, государства и человечества в целом. Прирост населения всегда неразрывно связан с благополучием каждого, отдельно взятого индивидуума. Примитивно выразить данную проблему можно следующим образом: чтобы пользоваться благами цивилизации, надо много работать и мало рожать. Рождаемость регулируется предохранением и абортами.  Церковь решительно против того и другого, ей нет дела до обратной  стороны этой монеты.  Своим решительным отрицанием абортов  она устраняется от участия в решении проблем, порождающих необходимость в прерывании беременности.

Да, религия необходима верующим, но не в принудительной и даже не рекомендательной форме. Не основоположником ли  веры сказано: «Богу богово, а Кесарю кесарево»?  Верующий посетит храм, где благополучно справит свои религиозные отправления,  атеист же найдёт уголок, свободный от укоризненных взглядов религиозных фанатов.

В нашей стране декларирована свобода вероисповедания, равно как и права не принадлежать к лону церкви.
Однако на больничных дворах активно воздвигаются храмы  и церкви и служители их уже хозяйским глазом взирают на больничную паству. Никто, естественно не интересовался соотношением верующих и неверующих пациентов, но последние явно не принимаются в расчёт.

Какова роль церкви в работе больницы, определить трудно. Посещать больничный храм стационарным больным недосуг, да и не вписывается это паломничество, пусть и недалёкое, в режим лечения.
 
Не думается, что больничному батюшке хватит времени нанести ободряющие и душеуспокоительные визиты  всей тысяче стационарных больных.

Вряд ли станет ургентный священник благословлять хирургов на операции, а гинекологов на аборты. А вот замолвить слово перед всевышним за благополучный исход лечения, это вполне приемлемо.
И потянутся родственники больных к больничному священнику за благословением на  операцию и её благополучный исход. Так беззаветно верующая бабушка испрашивает благословения у батюшки на употребление молока в пост.
Время бесплатных услуг прошло, каждому воздастся по  его трудам и служители культа не явят собой исключение.

Повторим – вера нужна, религия необходима, но всякое проявление общественной жизни должно иметь свои рамки, должно находиться под контролем здраво устроенной государственной машины.

/ Общественной морали, в условиях взрывного pocтa медицины, приходится вырабатывать и уточнять свои позиции по целому ряду медицинских вопросов.
До каких пределов следует проводить жизнеподдерживающее лечение, и при каких условиях его можно приостанавливать?
Возможны ли эксперименты на человеческих эмбрионах?
Может ли тело умершего человека использоваться в качестве источника органов и тканей для улучшения здоровья или спасения жизни людей?
Допустимо ли человеку самому брать на себя решение о том, чтобы подвести черту под собственной жизнью?
Все эти и многие другие вопросы, рассматриваемые социальной этикой, вызывают острейшие дискуссии, в ходе которых затрагиваются кардинальные мировоззренческие темы./   http://teologia.ru/www/kurs/relig_mediz.htm /

Научные обоснования тех или иных подходов к решению подобных вопросов вполне конкретны, тогда как религиозно-нравственные размышления, носят скорее запутывающий, чем поясняющий характер.

Отношения медицины и религии никак не могут иметь полезный потенциал. Так же, как и отношения науки и религии. Материальное (наука) и духовное (религия) это две несмешивающихся среды, если их насильно смешивать, то получается муть.

                27.09.12 г.

                По материалам реферата:
                Ольга Столярчук
                Евгений Нищенко


Рецензии
В наших приграничных местах(где с одной стороны Литва,а со второй Польша)люд очень перемешан,браки не однородные(католик+православный)..Особо войн не наблюдается,ходим в свои костелы и церкви,что рядом-никто не гоняет,даже праздников общих удваиваивается..Экскурсией были от работы в мужском православном(деревянном) монастыре-строится и выживает по-своему по-разному шли там дела.....
Есть разные ксензы и батюшки(из рассказов людей)но в общем-Бог в душе каждого свои законы индивидуально трактует,многие не задумываются и пьют,есть выбор как жить..Можно получая немного ходить в кино,на концерт,на коньках в спорткомплексе покататься,есть разные праздники бесплатные...
Раз в году ксензы автотранспорт свентят желающим..
Мне кажется,что 70 лет безбожья не прошли даром,одни забыли про Бога,вторые себя ИМ возвысили,только под ремень и политику никто в себе не ищет,дело семейое и личное..
Молодешь ходит добровольно и молитвы подпевают,есть пустоватых(в блестках)всего есть,но мне кажется тянутся люди и на службах ксензы ведут беседы односторонние про разное...никто не навязывает,можно в своих мыслях и не слышать,а можно так слушать,что дыхание чужое услышишь,каждый день неповторим...спасибо за рассуждения,очень любопытно..С теплом

Елена Соколова 4   07.01.2013 21:44     Заявить о нарушении
Да,про лечение в наших больницах-лучше не болеть,везение и фартуна не однозначна..

Елена Соколова 4   07.01.2013 21:49   Заявить о нарушении
Спасибо, Лена, за ценную информацию о психо-социальном настрое "среднего зарубежья". У прибалтов от природы сдержанность и самодисциплина - в их быту религия естественна, как "здрасьте"! У нас же, потомков вольных разбойников-скифов - религия, как клич к набегу, да как способ замазать глаза совести на грехи наши!!
...................
Насчёт больниц всё точно: лучше с ксёнзом о душе побеседовать, чем с хирургом о жёлчных камнях!

Евгений Нищенко 2   08.01.2013 13:07   Заявить о нарушении
Вскормила земля викингов,а СССР разноцветил кровь,многими религаями и в нациях один Бог разберется..С улыбкой

Елена Соколова 4   08.01.2013 18:30   Заявить о нарушении
Не "70 лет безбожья" - Сталин вернул народу религию в 1942 году. 70 лет ПРОСВЕЩЕНИЯ прошли даром - народ предпочёл невежество.

Евгений Нищенко 2   10.01.2013 08:59   Заявить о нарушении
Вернул религию расстреливая священников и делая из церквей склады и клубы для танцев?Когда не разрешалось крестить детей и мн.др...не буду я с вами спорить,мне своё дороже.....

Елена Соколова 4   10.01.2013 19:32   Заявить о нарушении
Всё это было раньше в смертельной войне с Церковью, пошедшей против советской власти. Не вали всё в кучу. Свой же завет священослужители нарушили: "Всякая власть от бога"!

Евгений Нищенко 2   11.01.2013 19:52   Заявить о нарушении
Вы,наверное,советскую власть любите...спорить не буду,у каждого свои понятия...

Елена Соколова 4   11.01.2013 23:15   Заявить о нарушении
Я страну свою люблю. А с чего мне любить власть олигархов и бессовестных попов? С чего мне на горбачёва молиться?
Впрочем, стоит ли так трагически? Детей, как крестили, так и крестим. Меня, будущего атеиста, крестили в 1947 году, при распронаиужаснейшем Сталине. И дочку я крестил в 1975 году. Моя бабушка по воскресеньям с самой войны в церковь ходила, мать и отец равнодушны к религии, кузина и племяник верующие. А бить мордой об стол за неверие - занятие фанатов "нищих духом".

Евгений Нищенко 2   13.01.2013 12:10   Заявить о нарушении
А я в 30 лет крестилась ,перед тем как старший сынок к первому причастию пошел учиться...остальное, чем больше опошляли(пропаганда против церкви) тем больше внутри протест рос ...С уважением

Елена Соколова 4   13.01.2013 17:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →