Таинственный Коран

Это не является толкованием Корана. Это просто вдумчивое чтение Корана.

                ***

Этот таинственный Коран - 1. Речь

Во второй суре (Корова) Священного Корана сказано Всевышним Богом:
"Он научил Адама именам всего...". (Корова,аят 31).

Когда человек является в мир ребенком - у него нету ничего, кроме плача и улыбки, чтобы сообщить миру о том, что с ним.

Живя в миру он достигает предельной силы - деньги, власть, любовь, семья.

Но когда он покидает этот, у него остается только одно оружие, с которым он явился в мир - Слово внутри него и он говорит его Богу.

И сила слова равна силе искренности и воле к Истине человека.

Слово дано человеку, по большей части, чтобы говорить с богом.

И самая сокровенная тайна слова, которому Бог научил Человека, это то, что Речь человеческая - это единственный способ общения с Богом!

Во второй суре (Корова) Священного Корана сказано Всевышним Богом:
"Он научил Адама именам всего...". (Корова,аят 31)


По поводу этого некоторые толкователи сказали следующее:

"Имам Ибн Касир в своем толковании к Корану (1256) после слов Всевышнего: " Он научил Адама всевозможным именам " сказал: "Правильным (толкованием) является то, что Он научил Адама именам всех вещей, а также их сущности, качествам и  их действиям т.е. именам вещей и их действиям в обычной и уменьшительной форме.

Поэтому Бухари в толковании этого аята в своем сборнике привел хадис, который привел и Ибн Касир с цепочкой передатчиков Бухари от Анаса, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

"Верующие соберутся в судный день и скажут: "Что если мы попросим заступничества у Адама". Затем они придут к нему и скажут: "Ты отец людей, тебя Аллах создал Его рукой и велел ангелам совершить поклонение тебе и научил тебя именам всех вещей…".

Затем Ибн Касир сказал: "Этот хадис указал на то, что Он (Аллах)  обучил его именам всех созданий, поэтому Он сказал: "А затем показал их ангелам", т.е. названные предметы".

Имам Ибн Хаджар упомянул все мнения по этому вопросу в своей книге "Фатх Альбарий" и сказал: "Ученые разошлись в том, что подразумевается под именами. Некоторые сказали, что это имена всех его потомков, другие сказали, что это имена ангелов, третьи сказали, что это имена всех видов без разновидностей, еще кто-то сказал, что это имена всего, что есть на земле, кроме этого было сказано, что это имена всего, что есть и даже посуды".

Имам Шаукани в книге "Фатх Алькадир"(164) говорит: "Имена - это обозначение, и под именами подразумевается имена всех названных предметов. Этого мнения придерживается большинство ученых и это истинное значение слова имя, и подтверждение в аяте словом "всевозможным" указывает на то, что Аллах обучил Адама всем именам, и нет ничего, что бы было исключением из этого".

А Аллаху известно лучше."


***

Есть свет, - что указывает на светоносную силу, Есть разум - что указывает на сверх разум. Есть время, - что указывает на вечность. И есть смерть и жизнь, что указывает, на Того, кто владычествует над Жизнью и Смертью. И эта вечная сверхличность - называется Богом.


***

Таинственный Коран - 2. 114-ая сура Бог и люди


Священный Коран - слово Божье - было поделено по некоторым причинам на 114 частей (сур).

Они расположены не в хронологическом порядке, но имеют тематическую общность и в пределах сур - хронология сохранена.

Многие годы изучая Коран и толкования Корана, я обращал большое внимание на глубинное значение притч и образов, которыми Бог суживал внимание и обострял восприятие читающего и слушающего.

Сура которую я решил представить вашему вниманию последняя 114-ая. Ниспослана в Мекке. Всего 6 аятов. Но это - сжатая пружина информативного гения.


Вот эта сура - 114-ая


ан-Нас (Люди)
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
1. Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей,
2. Царя людей,
3. Бога людей
4. от зла искусителя исчезающего при поминании Аллаха,
5. который наущает в груди людей
6. от джиннов и людей».

Обратите внимание, Бог троекратно называет Себя:
1. Господином (хозяином) людей
затем,
2. царем людей
и
3. Богом людей.

Здесь указаны все три возможные власти:
- природная - хозяин, отец (здесь исключается земная интерпретация слова "отец", ибо сказано - не родил Он, и не был рожден)
- должностная, назначаемая - царь
и
- божественная власть.


Помимо этого, Бог обращается к людям, выделив их изо всего, что он сотворил, чтобы мы почувствовали избранность, доверие и сопереживание. И, конечно, это - величайшая ответственность.


Власть - это граница, распределяющая обязанности четко.
И у властителя, и у подчиненного свои обязательства и права.

Если властитель превышает свои полномочия - Аллах предупреждает его и утешает унижаемого: настоящий Властитель всего - Я - Бог Единый, Отец Небесный! Назови Его как хочешь - и прекрасные у Него имена.

И если подчиненный не выполняет своих обязанностей, когда властитель земной руководствуется справедливостью - Аллах предупреждает мятежника и утешает праведного правителя - Я - настоящий Правитель, и Я спрошу с мятежника строго.

И выходить из повиновения нужно, не творя смуты. И властвовать - в пределах дозволенного.

И бог - свидетель наших дел.

Важное примечание:
Слово "отец" - в некоторых религиях употребляемое в несоответствующем канонам ислама смысле, - старательно избегается в исламе по отношению к Богу. И в данном случая я употребил это слово "отец" для пояснения последующих значений перевода арабского слова "рабби" - хозяин, властитель.

***


Этот таинственный Коран -3. Люди - мотыльки


Ниспослана в Мекке

Сура 101. Поражающее

(1). Поражающее!..
(2). И что есть поражающее?
(3). И что даст тебе знать, что такое поражающее?
(4). В тот день, как люди будут, как разогнанные мотыльки,
(5). и будут горы, как расщипанная шерсть...
(6). И вот тот, у кого тяжелы весы, - (7). он в жизни блаженной.
(8). А тот, у кого легки весы, - (9). мать его - "пропасть".
(10). А что даст тебе знать, что такое она? -
(11). Огонь пылающий!

(Перевод академика Крачковского)

Поражающее - это метафорическое название Судного Дня, по одному из признаков действия того Дня на нас. А в тот День мы поймем с очевидностью полный смысл это слово, увидев воочию.

Основное внимание я уделил притче четвертого аята "(4). В тот день, как люди будут, как разогнанные мотыльки".

Здесь люди сравнены в судный день с мотыльками разогнанными, в то время как сам День - сравнен с  "Поражающим" фактором.

Почему же из всех созданий люди в тот день уподоблены мотылькам, думал я.
Помимо простого внешнего фактора - мотыльки беспомощны и льнут к источнику света во тьме - есть и притча запрятанная в образе жизни мотылька!!

Дело в том, что в этом мире мотыльки претерпевают поистине три удивительных превращения:
- гусеница (год жизни)
- куколка в земле (до пяти лет)
- и крылатое существо, конечный продукт перерождения.

именно эти три стадии и похожи на указанные в исламском учении три формы жизни  человека на пути в вечность:

- мирская жизнь (подобная стадии гусеницы)
- жизнь в могиле (барзах) - подобная стадии куколки
- жизнь в вечности, где человек получает последнюю трансформацию (мотылек крылатый)

Отдельной притчей идет любовь мотылька к источнику света в ночи, когда он сгорает в огне лампочек и костров.

Это похоже на пристрастие человека к ярким эффектам в ущерб простых истин, к страсти в ущерб любви, к лени в ущерб знаниям...

И ясно, что идет сравнение с адским огнем, да оградит нас от него Создатель.

Есть еще одно удивительное лингвистическое построение:
 в первых трех аятах данной суры рассматривается одно и тоже с трех уровней восприятия, как будто тем самым наталкивает нас на подобное же троякое рассмотрение притчи с мотыльками.

Вот эти три аята:
(1). Поражающее!.. (День Суда)
(2). И что есть поражающее?
(3). И что даст тебе знать, что такое поражающее?

В первом аяте просто метафорическое изложение факта:
"Поражающее"

Во втором напряжение нарастает:
"И что есть поражающее?"

И нас ставят перед необходимостью подумать, что такое "Поражающее"?

И апогей - указание сравнительного анализа, нам говорится: сравни, мол, с тем, "что тебе даст знать, что такое Поражающее".

А Аллах лучше знает.


Рецензии