Этот таинственный Коран -3. Люди - мотыльки

Ниспослана в Мекке

Сура 101. Поражающее

(1). Поражающее!..
(2). И что есть поражающее?
(3). И что даст тебе знать, что такое поражающее?
(4). В тот день, как люди будут, как разогнанные мотыльки,
(5). и будут горы, как расщипанная шерсть...
(6). И вот тот, у кого тяжелы весы, - (7). он в жизни блаженной.
(8). А тот, у кого легки весы, - (9). мать его - "пропасть".
(10). А что даст тебе знать, что такое она? -
(11). Огонь пылающий!

(Перевод академика Крачковского)

Поражающее - это метафорическое название Судного Дня, по одному из признаков действия того Дня на нас. А в тот День мы поймем с очевидностью полный смысл это слово, увидев воочию.

Основное внимание я уделил притче четвертого аята "(4). В тот день, как люди будут, как разогнанные мотыльки".

Здесь люди сравнены в судный день с мотыльками разогнанными, в то время как сам День - сравнен с  "Поражающим" фактором.

Почему же из всех созданий люди в тот день уподоблены мотылькам, думал я.
Помимо простого внешнего фактора - мотыльки беспомощны и льнут к источнику света во тьме - есть и притча запрятанная в образе жизни мотылька!!

Дело в том, что в этом мире мотыльки претерпевают поистине три удивительных превращения:
- гусеница (год жизни)
- куколка в земле (до пяти лет)
- и крылатое существо, конечный продукт перерождения.

именно эти три стадии и похожи на указанные в исламском учении три формы жизни  человека на пути в вечность:

- мирская жизнь (подобная стадии гусеницы)
- жизнь в могиле (барзах) - подобная стадии куколки
- жизнь в вечности, где человек получает последнюю трансформацию (мотылек крылатый)

Отдельной притчей идет любовь мотылька к источнику света в ночи, когда он сгорает в огне лампочек и костров.

Это похоже на пристрастие человека к ярким эффектам в ущерб простых истин, к страсти в ущерб любви, к лени в ущерб знаниям...

И ясно, что идет сравнение с адским огнем, да оградит нас от него Создатель.

Есть еще одно удивительное лингвистическое построение:
 в первых трех аятах данной суры рассматривается одно и тоже с трех уровней восприятия, как будто тем самым наталкивает нас на подобное же троякое рассмотрение притчи с мотыльками.

Вот эти три аята:
(1). Поражающее!.. (День Суда)
(2). И что есть поражающее?
(3). И что даст тебе знать, что такое поражающее?

В первом аяте просто метафорическое изложение факта:
"Поражающее"

Во втором напряжение нарастает:
"И что есть поражающее?"

И нас ставят перед необходимостью подумать, что такое "Поражающее"?

И апогей - указание сравнительного анализа, нам говорится: сравни, мол, с тем, "что тебе даст знать, что такое Поражающее".

А Аллах лучше знает.

продолжение следует...


Рецензии