Иегуда Амихай. Евреи
все одного роста мёртвые и живые
женихи и невесты, младенцы и парнишки
после бар мицвы.
Отретушированные отпечатки с пожелтевших снимков.
Кто-то порою приходит, выбивают окно
и снимки сжигают. Тогда начинают снимать
новые фотографии, нАново их проявляют
и выставляют страдающих с улыбкой.
Рембрандт рисовал их в турецких фесках
таинственно золотистых.
Шагал - парящими в небе, а я - такими,
какими были мои родители.
Евреи как заповедник первобытной заросшей пущи,
где деревья стоят вплотную и умирая
не могут упасть - они подпирают друг друга
и не отличить живого от мёртвого. Только огонь
мёртвых сжигает быстрее.
А как же быть со Всевышним? А Всевышний остался
словно запах духОв от прошедшей когда-то
прекрасной женщины, только они не успели увидеть
её лица и остался только запах,
её запах, создавший иные запахи.
Еврей помнит шалаш в дедовском доме.
А этот шалаш вместо него запомнил
как брели они по пустыне, которая помнит
ласки любви и каменные скрижали,
кумир Золотого ТельцА, и жажду и голод
тех, кто помнил Египет.
А как же быть со Всевышним? По договору
после развода с Раем и со Святыней
Всевышний видит своих сыновей только раз
ежегодно в Йом Киппур.
Евреи это народ не исторический
и даже не археологический.
Евреи
народ геологический в разломах,
с обрывами и слоями пылающей лавы.
их историю надо мерить в ином масштабе.
Евреи страданьем ободраны и отшлифованы мУкой
как камешки на морском берегу.
Превосходство евреев проявляется только смертью
как превосходство гальки над остальными камнями
когда она брошена резко сильной рукою
и над водой подскочит два или три раза
прежде чем утонуть.
Я недавно встретил красивую женщину.
Дед её был моэлем и сделал мне обрезанье
намного раньше, чем она родилась,и я ей сказал:
Я не знаю тебя, ты тоже меня не знаешь
Но я, твой покойный дед,меня обрезавший, и ты его внучка,
все мы - евреи.
А всё-таки как со Всевышним? Когда-то мы пели:
Нет ничего превыше Бога,а нынче поём:
Нет нашего Бога, но мы все поём, поём
непрестанно.
* * *
JEHUDA AMICHAJ
(najwybitniejszy poeta dzisiejszego Izraela)
..................;ydz
;ydzi s; jak zdj;cia wystawione w witrynie
wszyscy razem jednego wzrostu ;ywi i martwi
narzeczeni i panny m;ode, ch;opcy w wieku bar micwy z niemowl;tami.
Wyretuszowane odbitki z po;;;k;ych zdj;;.
Czasami przychodz; wybi; okno
i pal; zdj;cia. Wtedy zaczynaj;
robi; nowe zdj;cia i na nowo wywo;ywa;
i zn;w ich wystawia; cierpi;cych i u;miechni;tych.
Rembrandt malowa; ich w tureckich
fezach dyskretnie z;otoustych
Chagall malowa; ich szybuj;cych w powietrzu
a ja maluj; ich tak jak m;j ojciec i matka.
;ydzi s; rezerwatem pierwotnej puszczy
w kt;rej drzewa stoj; blisko siebie, i nawet umieraj;c
nie mog; si; po;o;y;. Wspieraj; si;, przy ;yciu, upieraj; si;
i nie mo;na ich rozr;;ni;. Tylko ogie;
spali umar;ych szybciej.
A co w sprawie Boga? B;g zosta;
jak zapach perfum po pi;knej kobiecie kt;ra przesz;a niegdy;
ko;o nich i nie zobaczyli jej twarzy,
lecz pozosta; jej zapach, r;;ne zapachy,
tw;rca r;;nych zapach;w.
;yd pami;ta sza;as w domu dziadka.
A sza;as pami;ta zamiast niego
w;dr;wk; po pustyni, kt;ra pami;ta
;ask; m;odo;ci i kamienne Tablice Przymierza
i z;oto Z;otego Cielca i pragnienie i g;;d
kt;re pami;taj; Egipt.
A co w sprawie Boga? Wed;ug umowy
po rozwodzie z Rajem i ze ;wi;tyni;
B;g widzi swoich syn;w tylko raz
do roku, w Jom Kippur.
;ydzi nie s; narodem historycznym
ani nawet archeologicznym, ;ydzi
s; narodem geologicznym z za;amaniami
i urwiskami i warstwami roz;arzonej lawy.
Ich histori; trzeba mierzy;
wed;ug innej skali.
;ydzi opi;owani cierpieniem i oszlifowanymi m;kami,
jak kamyki na morskim brzegu.
Wy;szo;; ;yd;w objawia si; tylko przez ;mier;
jak wy;szo;; kamyk;w nad reszt; kamieni:
kiedy silna r;ka nimi rzuca,
podskakuj; dwa lub trzy razy
nad powierzchni; wody zanim zaton;.
Niedawno temu spotka;em ;adn; kobiet;,
kt;rej dziadek dokona; na mnie obrzezania
na d;ugo zanim si; urodzi;a. Powiedzia;em jej,
nie znasz mnie a ja nie znam ciebie,
ale jeste;my narodem ;ydowskim,
tw;j zmar;y dziadek, ja obrzezany przez niego i ty jego ;adna wnuczka
o jasnych w;osach: jeste;my narodem ;ydowskim.
A co w sprawie Boga? Kiedy; ;piewali;my
"Nie ma jak nasz B;g", a dzisiaj ;piewamy,
"Nie ma naszego Boga"
ale ;piewamy, ci;gle ;piewamy.
Свидетельство о публикации №112092501307
Спасибо огромное за возможность в очередной раз
полюбоваться на любимый и уважаемый мной народ...
географический излом...а ведь в этом - огромная доля правды, истины.
Пусть Господь даст мира и успокоения сынам и дочерям Израилевым,
пусть Агасферово проклятие утеряет былую силу, и больше не будет
в судьбе достойной нации взрывов, газовых камер,погромов и гонений!
с искренним уважением,
Оксана Савчук 25.09.2012 08:06 Заявить о нарушении
Глеб Ходорковский 25.09.2012 11:15 Заявить о нарушении