Времени стремителен поток

Мир поэзии многоцветен и многолик, как сама жизнь. За стихи сейчас почти не платят. Но парадокс в том, что желающих карабкаться по крутым склонам поэтического Олим -
па  ныне хоть отбавляй… Чуть ли не каждый норовит, если не покорить вершину, то хотя бы одолеть отдельные отроги, утвердиться в собственном мнении или, на худой конец, в мнении жены или тёщи.
 А если говорить серьёзно, читатель сейчас поставлен в трудное положение: полки книжных магазинов ломятся от стихотворной продукции, а как выбрать, и что выбрать – задача неимоверно тяжёлая. Критерии выбора настолько расплывчаты, что неподготовленный читатель чувствует себя просто беспомощным.
Ориентироваться, конечно, можно на известных поэтов, имена которых на слуху, или
на классиков. Но всегда хочется от поэзии что-то очень пронзительного, чтобы дух захватывало. Читать, именно такие стихи – и есть одно из высших наслаждений в этом
мире, особенно после ежедневной будничной суеты, после бесконечной изнуряющей борьбы за выживание в наши дни, когда мир предстаёт далеко не в радужных  крвсках,
а, скорее наоборот, - в монотонно серых. Для культурного человека жизнь без высокой
поэзии скучна, «как забор». Поэзия появилась не вчера. Она появилась, когда в ней
возникла настоятельная потребность. А последняя возникает только у думающего чело-
века, душа которого испытывает острую жажду в духовных ценностях.
Менталитет российского народа таков, что никакой попсой, никакими ужимками и прискоками, никакими  бесконечными низкопробными сериалами с экранов ТВ этой жажды не утолить. Конечно, подчас с помощью некоторых СМИ на какое-то время можно ввести в заблуждение  общественность, подсунув ей суррогат поэзии. Поэтому мы обязаны постоянно отслеживать попытки ниспровергателей (тайных и явных) наших святынь и давать им отпор яростный и бескомпромиссный. Как ответ на поставленный вопрос, привожу полностью одно стихотворение:

         ИМЯ  ПУШКИНА

Времени стремителен поток,
Никаким он не подвластен силам.
Стольких сбило, закружило, смыло –
Грустный, но оправданный итог.

Да, он прав, времён водоворот,
Что бросает судьбы, как былинки:
Остаются только золотинки,
Всё, что легковесно – унесёт.

Вот поток, справляя торжество,
Проносясь гремит пустой породой,
Обтекая крупный самородок –
Имя незабвенное Его.

     Это стихотворение из книги  «Спасение любви». Её автор – член Московской писательской организации Союза писателей РФ, известный русский поэт  Семенов
Юрий Григорьевич. Он – лауреат  премии «Золотое перо Московии», кавалер «Золотой Есенинской медали». Вехи его жизни: рабочий, директор завода резинотехнических изделий, учёный (автор более 80 научных работ), изобретатель(23 авторских свидетельства на изобретения), кандидат технических наук, доцент и, наконец, поэт. В его послужном списке правительственные награды, премии международных  и отечественных технических выставок, золотая медаль ВДНХ, благодарности отечественных и зарубежных министерств. Столичная и центральная пресса  неоднократно писала о Юрии  Григорьевиче как об уникальном мастере  художественной обработки дерева. Он, вместе со своими учениками, отмечен многими дипломами выставок различного жанра..
       В настоящее время главным стержнем  творческой деятельности Юрия Семенова является поэзия, в которой он работает самозабвенно и плодотворно. Седьмая по счёту книга стихотворений «Спасение любви» - юбилейная. В 2007 году автору исполнилось 70 лет. И так, пусть краткая, но справка об авторе есть. Вернёмся к стихотворению
« Имя Пушкина» из упомянутой книги. Прежде всего, спасибо автору за бдительность.
Атаки на наши святыни  становятся всё яростней и яростней. Их Юрий Семёнов  отбивает не в нудных полемических баталиях. Как пронзительно точно говорится:
               
                Стольких сбило, закружило, смыло –
                Грустный, но оправданный итог.

       Но стремительный поток времени бессилен перед именем гения. Он вынужден
обтекать « крупный самородок – имя незабвенное Его». И это всё – в коротком 3-х строфном стихотворении. Язык талантливой поэзии беспощаден. Если говорить дальше о книге «Спасение любви», следует, прежде всего, отметить, что в неё вошли лучшие
стихотворения из ранее изданных книг: «Ярость любви», «Соловьиная Русь»,  «Три
чуда»,  «Ищи себя», «Вечная нежность». В книгу включены и многие новые стихотворения.. Как известно, нет границы, нет полосатых столбов между  сознанием и
подсознанием. Очевидно, что нет чёткой границы и между поэзией и непоэзией. Много
есть высказываний по этому поводу у различных поэтов. Безупречных  формулировок, увы, до сих пор нет и вряд ли стоит ожидать их появления ни в ближайшей перспективе,
ни в далёкой. Дух поэзии неосязаем, но без него поэзии, в высоком смысле этого слова,
просто нет. Но тем большую ценность представляют высказывания известных поэтов
о самой поэзии в стихотворной форме. Они безусловно играют положительную роль,
как ориентиры в приближении к истине. Нельзя не отметить, как Юрий Семёнов
удивительно точно сказал о поэзии в стихотворении «Поэзия».

                Ты в лохмотьях бредёшь с котомкой
                Сквозь лучащийся ореол.
                И в слезах от любви девчонка
                Уцепилась за твой подол.

       А такое бессмертное понятие, как подлость?! Подлость, которая, увы, сопутствует  человеку во всей истории его существования. Вдумайтесь:

                И рад бы в открытую схватку,
                И рад бы стоять до конца.
                Да не во что бросить перчатку –
                У подлости нету лица.
                То прячется где-то в бумагах,
                То красится под доброту.
                И в ярости грозная шпага
                Находит одну пустоту.

       И далее. Казалось бы – ну кто не знает, что такое красота? Но понятие красоты
далеко не такое однозначно-простое как кажется на первый взгляд. Какие чувства возникают  при случайной встрече с красивой женщиной? Женская красота в поэзии-
одна из центральных тем. Почти каждый поэт, вольно или невольно, касался этого вопроса потому, что умолчать о красоте женщины , - значит, расписаться в собственном бессилии, в собственной  несостоятельности. И, действительно, существует
масса примеров, подтверждающих эту мысль во всей истории поэзии. Да, тема, в самом
деле, далеко не нова, мало того, она избита до такой степени, что сказать что-то новое, самобытное, пронзительное, зачаровывающее – задача чрезвычайно трудная. Что на читательский суд представил Юрий Семенов?  Привожу отрывок стихотворения «Красота».
                Мир Божий, от пят до макушки,
Всё то, что копилось века.
Скользнул, как в игольное ушко,
Сквозь душу, сдирая бока.
Всё мимо, всё мимо летело,                И таяло всё вдалеке.
Душа всё же что-то успела
Схватить и зажать в кулаке.
Когда ж она пальцы разжала,
Сковала язык немота:
На жаркой ладони сияла
                Жар-птицей сама красота!

А отрывок  стихотворения  «Власть красоты»:
               
Я забываю жизнь свою,
Очарованье, как удушье.
Раздвинув рёбра, достаю
И в ноги ей швыряю душу.
Мои обуглены уста,
Тысячелетья мчатся мимо…
Испепеляет красота
Так сладко, так невыносимо!


Ещё пример из стихотворения «Тайна женской красоты». «Неотразимый сладкий свет. Стою безвольный я, как тряпка: От красоты спасенья нет, У красоты бульдожья хватка!
Не разгадаешь, не поймёшь, Настолько в ней всё потайное. И только в каждой клетке
дрожь, И только пламя колдовское!» Сильные строчки, вполне достойны женской красоты. Однако, красота в равной мере присуща и женщинам, и мужчинам. Поэтому
автор, вполне правомерно, задаёт вопрос: «Как красотой распорядиться, Коль так щедра
к тебе судьба?» Далее он читателя подводит к мысли, что красота, при всех её преимуществах, в то же время и огромная ответственность, - «Божье бремя», а не частное дело конкретного лица, носителя красоты. Привожу пример.
                Она и власть, она и слава,
Её талант – всегда сиять!
 Но долг она, а не халява,
 Долги же надо отдавать.
 Не суетись, забыв про время,
 Не оттопыривай губу.
 И красоту, как Божье бремя,
 Тащи смиренно на горбу.
 ( Стихотворение:«Как красотой распорядиться»)
     «Спасение любви» - название поэтического сборника, которое автор взял от
стихотворения с таким же названием. Любовь невозможно представить без нежности.
У нежности – тысяча лиц, но она не умеет обманывать.
                «У нежности такое многоцветье – июньский луг и тот поджал губу!»

Любовь обманет – нежность не обманет,
Она на страже –  жизнь любви хранит.
Все трещины и выявит, и стянет.
И вновь любовь, как прежде – монолит!
Без нежности душа, как без работы,
Без нежности мир скучен, как забор.
Лишь нежностью, как зельем приворотным,
С тобою мы спасаемся от ссор.
………………………………………………..
На нежность не скупитесь – тратьте, тратьте:
                Ведь, только в ней спасение любви!

              Комментировать эти строчки  нет смысла. Они говорят сами за себя.
Да, сборник в основном о любви. А где любовь, там и её постоянные спутники:
красота, соловьи, весна, нежность, страдания, музыка, ревность. Перечень можно продолжить. О соловьях следует сказать особо. Не многим поэтам удалось понять
и поразиться, и воспеть соловья, эту Божью птаху, данную нам Богом, как спутника   весны и любви. Это удалось сделать Юрию Семёнову. Ярким подтверждением тому стихотворения: «Самодержец», «Соловьи России», «Соловьиная ночь», «Глашатый любви», «Хочется любви», «Неуёмный колдун», «Сжалься, весна» и другие. Не могу
удержаться, чтобы не представить читателям концовку стихотворения  «Самодержец».

Дошёл до исступленья,
От страсти, как в бреду.
На грани откровенья
Витают явь и Дух.
Любовь ты яро славишь,
Ты бьёшь в колокола.
Комочек плоти слабой
И гений ремесла!


     Известный литературовед Анатолий Андреев в заметках о поэзии одного из поэтов
изумительно точно отметил, что любой поэтический шедевр – это одновременно и вызов другим поэтам. Вышесказанное в полной мере можно отнести и к поэзии Юрия Семёнова.
Многие его стихотворения из книги «Спасение любви» тоже вызов. Но вызов, который
бросает Юрий Семенов  своим соперникам-поэтам, продиктован не безответственной
дерзостью, а мерой своего зрелого таланта, который невозможно не заметить, невозможно
обойти молчанием. Такой вызов может бросить только тот, кто ощущает собственную силу.


Рецензии