Учимся мастерству-1, 2012

Или  - анализ стихов из конкурсного пакета «Мастер класс-2012»

Все пояснения к статье – см.   http://www.stihi.ru/2012/09/23/4170
 (прочтите обязательно!)

№1
Где деревьев бережные руки
Птиц качают в колыбелях гнезд
И ветров баюкающих звуки
Усыпляют их под крышей звёзд,

Целый день в заботе птичья пристань.
На двоих заботы – пополам.
Льётся солнце на ладони листьев
И стекает в землю по стволам.

Над зелёной тёплой полутенью,
Где, казалось, только тишь да рай,
Где раздолье зверю и растенью,
Вдруг раздался громкий птичий грай.

Видела, как маленькие птахи,
Сберегая от беды птенцов,
Вдруг сплотились монолитно в страхе,
Превратившись в дерзких храбрецов.

Маленькие дружные пичуги,
Жизнь свою готовые отдать,
На врага бросались. И в округе
Гвалт стоял такой – не передать.

Отступил стервятник, улетая,
Злобно бросил ругань в пустоту…
Подвиг свой пичуг отважных стая
Долго обсуждала на лету;

И, когда опасность миновала,
Принялась спокойно за дела.
А в лесу победно ликовала,
Кипенно черёмуха цвела.

Силабо-тоническое рифмованное стихотворение. Катрены АбАб;
Строчный логаэд:  1 стопа анапест, 3 стопы -ямб
001 01 00 01 0
001 00 01 01
001 01 00 01 0
001 00 01 01

Стихи написаны профессионально. И дело не в том, что это – логаэд (эка невидаль!). Понравилась некоторая  иносказательность повествования – вроде бы о птицах, а заставляет размышлять о нас – людях. Понравился подбор слов – ни один троп, ни один образ – не  притянут для рифмы, все абсолютно насущно, служит содержанию, зримо, выражено  отличным русским языком. Все члены предложений согласованы, а фразы  построены с естественным порядком слов, а не вывернуты в угоду рифме, как это часто делают начинающие поэты.

№2
Отлиняла осень красотою броской,
Отзвенели крики бедных журавлей.
Обнажили ветры стройные берёзки,
Облысели нивы скошенных полей.

Отзвучали песни озорных мальчишек,
Отжужжали толпы тупостью идей.
Отчитали сотни бесполезных книжек,
Отстреляли умных и простых людей.

Отгорели кровью красные закаты,
Отслезились горем миллионы глаз.
Обуздали разум дула автоматов,
Отдалили Бога от послушных нас.

Отскорбели бабы, отделились страны,
Отругалась в волю вековая Русь.
Отреклись народы от "любимой мамы",
Отлиняла осень, отструилась грусть...

Силабо-тоническое рифмованное стихотворение.
Катрены АбАб;
6-и стопный хорей с вкраплением безударных пар – пиррихиев. Хотя некоторые специалисты утверждают, что многостопным хорей не бывает – с увеличением стоп его следует рассматривать как пеон с внесистемными ударениями. Я человек простой, с теоретиками не спорю, но люблю называть  вещи самым простым для моего понимания способом -  хореическая стопа  ( 10 )  здесь повторяется 6 раз в строке!
00 10 10 00 10 10
00 10 10 10 00 1
00 10 10 10 00 10
00 10 10 10 00 1

Все строчки начинаются с одной буквы – О. Но разве дело только в этой «игре» со словами? Куда более важно, что строки начинаются с глаголов совершенного вида, с приставки ОТ:  автор как бы подводит итог завершенным событиям года и немного грустит. О чем эти стихи – разве об осени, как это может показаться с первого взгляда? Нет, конечно, это чисто гражданская лирика – с болью и размышлениями о стране, о судьбах людей. А вчитайтесь в эти глаголы, начинающие строку – как они точны, как не случайны, служат мысли, а не форме, не игре со словом!

№3
Сумеречные холмы, сосен свечи смоляные,
Вереск веет свой дурман, от шмелей устав лохматых.
Белый мох укрыл следы, вечер стих в еловых лапах,
Надвигается туман, воздух тянется и стынет.

Россыпь капель – рдеют мхи зарумяненной брусникой,
Сосны слёзы льют смолой, рваных щеп скрывая раны,
Как прозрачны и тихи, как порой бывают странны
Вечера, когда отбой отгремел беззвучным криком.

Взрыт воронками песок, остывает сталь осколков,
Здесь тринитротолуол сыпал хвою на погоны…
Был учебный бой жесток здесь, на Лужском полигоне.
Дождик к вечеру прошёл, и маслят отборных сколько!

Силабо-тоническое рифмованное стихотворение.
В катренах применена внутренняя подрифмовка, отличная от концевой:
внутренняя абаб (мужские рифмы,) концевая рифма CDDC (женские  рифмы) .

Десятистопный хорей (и пятистопный - в каждой полустроке) 
10 00 00 1/  10 10 00 10
10 10 10 1/  00 10 10 10
10 10 10 1/  10 10 10 10
00 10 10 1/  10 10 00 10

И опять повторюсь: дело здесь вовсе не в интересной и продуманной рифмовке, в чистоте ритма – вчитайтесь в язык, в образы, в мысли автора – здесь важно содержание, а вовсе не успешное втискивание случайно сложившейся темы в заранее придуманную форму написания. Мы не чувствуем формы, она – гармонична, в  этом и заключается мастерство!

№4
Такими пустынными трассы бывают только в провинции...
Летим под сто двадцать, пейзаж залихватски свистит,
А глупое радио совсем не желает ловиться,
И магнитола упрямо выплёвывает CD.

Ты, по привычке щурясь, глядишься в солнце закатное,
А струйки дождя на стёклах видны лишь мне.
В детских сиденьях свернувшись, дремлют наши котята,
И шлейф золотистой листвы за машиной кружится во сне.

И я в зеркалах отражаюсь - счастливая и спокойная,
Но - где-то внутри - тревожно скулят тормоза.
Ведь, правда же, это не мы улетели, вспоров отбойник,
за обочину мира тьму километров тому назад?

Рифмованное стихотворение в тонической системе стихосложения.
Катрены АбАб;
- акцентный стих – 5 иктов в стихе:
01 001 001 001 00 001 00
01 001 001 001 001
01 001 0001 001 001 0
0001 001 001 000 01

0001 01 001 01 001 00
01 001 01 001 01
01001 01 01 001 0
00 001 001  001 001 001

Мало того, что здесь мы имеем довольно редкое звучание и технику – акцентный стих, но еще и какое содержание: только в самом конце мы понимаем, что стихи написаны от лица тех, кого уже нет,  – и нам хочется перечитать стихотворение…

№5
Эти стихи не были номинированы, но мне хочется обратить на них ваше внимание:

Не поэтические строки,
Сюжета нет,
Одна лишь мысль,
И даже не одна,
Спокойная, приходит и уходит;

Волнуюсь я,
Слова перебирая, Стараясь
Мысль запечатлеть прилежно;

Стихи ли это?
Где та грань, с которой
Мне нечто возвышает душу?..

Когда я слышу слово дом,
То дом родителей я вижу,
Адмиралтейство, мой причал,
Изгиб Невы
И Смольный монастырь,
И там, и там – семь лет воспоминаний,
Да семь лет в Омске,
Всё, потом – свой дом;

Когда я думаю о доме,
Где я живу,
Его никак не называю,
Он – часть меня;

Без дома – кто ты? - так, прохожий,
Неприхотливый, без затей,
На человека не похожий,
Сучок засохший без корней…

Это разновидность верлибра – белый стих с произвольным числом стоп в строках,    написан ямбом со скользящей безударной стопой (пиррихием -00). Есть небольшая сбивка ритма -  одна анакруса,  одна  цезура (пауза), что, кстати,  не особо портит звучания.

00 01 00 01 0
01 01
01 01  01 00  01
01  00  01  00 01 0

0101
01 00 01 0
01 01 00 01 01 0
01 01 0
0 01 01 0   (первый слог – анакруса)
01 00 01 01 0

01 01 01 01
01 01 00 01 0
00 01 00 01
01 01
01 00 01
0101 ц 01 00 01 0

01 01 00 01 0
00 01
01 01 00 01 0
01 01

01 01 01 01 0
00 01 00 01
00 01 00 01 0
01 01 00 01

№6
Заря-забава золотой золой
Запорошила затемно залив,
Задумчиво затих зануда зной,
Закат загадками заговорил...

Зарёванная заводь залегла
Задвинувши забвения заслон -
Зефир-задира зол зело: со зла
Заквасил зелья, запрудив затон.

Земля забормотала, замерев,
Завесой звёздною засеребрясь,
За зеленью, за звенью залетев,
Зарделась зазеркальностью заря.

Силлабо-тоническое рифмованное стихотворение.
Катрены абаб;
 5 стопный ямб.
01 01 00 01 01
00 01 01 00 01
01 00 01 01 01
01 01 00 00 01

Стихи представляют собою тавтограмму (литературная форма): текст, все слова которого начинаются с одной и той же буквы. Таких стихов–игр, написанных ради следования какому-то правилу, было представлено на конкурс довольно много, но здесь эта игра – и это редкий случай! – не в ущерб содержанию. Не важно, что все слова на одну букву, даже особое звучание (на «З») – не столь важно, как то, что стихи не потеряли ни логики повествования, ни правильного выбора тропов: ни один образ не кажется странным, диким, неуместным, скорее, наоборот – они очень выразительны и точны!

№7
Лето – лекарь ласковый,
Лес – лекарство лучшее,
Лист ладонью лаковой
Ловко ловит лучики.

Истомились ивушки,
Истолкли излучины.
Инокини-иволги
Играми измучены.

День душистым донником
Догорит, домается,
Долговязым дождиком
До дубрав дотянется.

Ангелами аисты,
Астр аппликации…
Акварели августа –
Апогей абстракции.

Силлабо-тоническое рифмованное стихотворение
Катрены с дактилическим окончанием  А*Б*А*Б*;
3- стопный хорей с плавающим вкраплением безударных стоп – пиррихиев.
10 10 10 0
10 10 10 0
10 10 10 0
10 10 10 0

00 10 10 0
00 10 10 0
10 00 10 0
10 00 10 0

Здесь мы тоже имеем игровую форму - гипераккростих - каждая строфа состоит из слов на букву из имени ЛИДА. А в итоге – неплохая пейзажная лирика, написанная профессионально! И все предложения – осмыслены и завершены, с нормальным порядком слов, согласованием членов предложения!

№8
Я знаю Вас, а Вам я – не видна.
Не только лет и зим меж нами бездна,
Меж нами – слов и мыслей глубина.
Когда Вам в прошлом тесно,

Я вновь, как холст, открыта и чиста.
И Вы на холст из глуби той старинной
Своей строкой наносите цвета,
Цветаева Марина.

Другой эпохой мне очерчен круг.
Другие времена, другие лица.
А пью вино – из Ваших тёплых рук
И не могу напиться.

Силлабо-тоническое рифмованное стихотворение
Катрены аБаБ;
Пятистопный ямб, но четвёртая строка укорочена (3 стопы).
01 01 01 00 01
01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01
01 00 01 0

Стихи, которые понравились нескольким членам жюри и темой, и звучанием. И все бы ничего, если бы не пришедшие мне на память стихи Марины Цветаевой, которые так сильно напоминают эти – конкурсные - стихи:

«Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет»
                /Марина Цветаева/

01 01 01 00 01 0
00 01 01 01 01
01 00 01 00 01 0
01 00 01

Конечно, автор особенно и не скрывал, что стихи написаны как обращение к Марине, написаны в жанре  реминисценции – подражания ее стилю (ну разве что порядок женских и мужских рифм автор чуть –чуть изменил!). И все-таки: не стоило было подавать их НА КОНКУРС АВТОРСКИХ СТИХОВ – лучших стихов года!

Сама я не любитель всяческих подражаний великим, (и даже нашим сайтовским друзьям - поэтам),  написанных в той же самой форме, что и источник подражания или вдохновения, стихов использующих чужие цитаты (без кавычек и сносок). Если вы позволяете себе эти «тренировки пера» - это ваше решение. Лучше бы – в кругу своих друзей (как стихи ДСП- для собственного пользования). В крайнем случае – на вашей авторской странице (но тогда с пояснениями, что это – подражание). Но только не для выставления на конкурс!

На сегодня -  всё. Есть еще много стихов конкурсного пакета «Мастер класс», о которых мне хочется поговорить особо. И это ждет нас впереди.

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2012/10/05/5986


Рецензии
Спасибо, Алла! Очень интересно и познавательно. Из приведённых стихов понравились все, но особенно - первые два.
С уважением.

Мунира Ермолова   23.07.2016 18:09     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение, Мунира!

Алкора   31.07.2016 21:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.