Разные системы стихосложения

Эта статья – чистая теория, ничего особо важного с точки зрения практики стихосложения вы в ней не найдете, хотя, как мне кажется, некоторые знакомые понятия, на которые я попытаюсь обратить здесь ваше внимание, могут вам открыться  с неожиданной стороны. 

Итак, начнем с самого начала.

РИТМИКА – это  особый раздел стиховедения, посвященный изучению стихотворного ритма. А что же такое ритм, которому посвящен весь этот сборник?

Стихотворный РИТМ – это звуковое строение конкретной стихотворной строки (стиха); общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи.

В ритмику  входит изучение звучания  речи с точки зрения образования ритма, а также определение ритмической единицы и ее видоизменений  в конкретной  СИСТЕМЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ.
 
А какие бывают системы стихосложения? Часто ли вы задумывались над этим вопросом? Я вот, например, как типичный Чайник, раньше об этом не задумывалась и считала, что есть только одна система стихосложения – та самая, в которой мы складываем в рифму  наши мысли, украшая их разными «красивостями» поэтического языка!

Почти 90 процентов стихов, которые вы можете прочитать на нашем сайте – это примеры  произведений, написанных в СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ. И почти все термины ритмики, которые у всех нас на слуху – тоже имеют отношение именно к этой системе стихосложения. Прежде, чем разобраться с силлабо-тонической системой – самой знакомой нам и наиболее понятной, определимся  с такой «простой» вещью, как отличие стихотворения от прозы.

Стихотворение – это речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой – СТИХИ. На письме обычно эти отрезки – стихи - выделяются в отдельную строку, поэтому их чаще всего так и называют – СТРОКИ стихотворения. А что значит «соотносимые»?

Когда мы скользим взглядом по прозаическому тексту, то видим непосредственно читаемые слова, хорошо помним предыдущие, смутно – те, что были раньше. А когда мы читаем стихи, то в конце каждой строки мы живо вспоминаем концы предыдущих строк, в начале каждой строки – начала предыдущих строк. То есть, прозу мы воспринимаем в одном измерении - горизонтальном, а стихи  в двух – горизонтальном и вертикальном. Смысловая  емкость стиха выше, чем емкость прозаической речи.

Содержание стихов поступает в наше сознание как бы смысловыми порциями, каждая порция – стих. Наше сознание при чтении стихотворения все время соизмеряет какой стих длиннее, а какой – короче,  интуитивно определяет важность и вес каждой порции, ее смысловую нагрузку.

Он подошел ко мне учтиво
С лицом, серьезным ненамеренно,
С улыбкой тонкой на губах.
Сказавши: «будьте терпеливы,
Не всем дано судить уверенно
О чуждых разуму вещах,
Но на земле, как в небесах.
Душа не может быть потеряна».
                (А. Беленсон, 1921г)

Соизмеряет  какими мерками? Наше сознание может вести счет длине строк:
или СЛОВАМИ,
или СЛОГАМИ,
или (что уже сложнее) ГРУППАМИ СЛОГОВ – стопами.

В зависимости от этих мерок мы и различаем системы стихосложения:

1. ТОНИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ  определяет стих по количеству ударений значащих слов, (в стихе сколько самостоятельных слов – столько и  ударений).

Так хочется написать письмо в их далёкий рай!
о том, что за окнами осень, в душе - раздрай,
О том, что уже подросли и оперились дети,
что среди страниц и листьев, утерян давно билетик
в тишину и покой…  что расплывчато-странны мечты,
и о том, что вечером ранним, среди пестроты
я  ищу растерянно их сутулость и драп пальто,
пусть  не носит таких, как эти, теперь  никто...
                (Соловей Заочник, автор СТИХИ.РУ)
01 00001 01 001 01
01 001 001 001 01
01 001 001 001 001 0
00001 01 001 001 01 0
001 001 001 001 001
001 01 001 001  001
001 01 00001 001 01
001 001 01 001 01
Акцентный стих - число слогов в строках здесь разное, а строки сформированы одинаковым числом ударений значащих слов.

2. СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ определяет длину строки по количеству  слогов в строке.  В этом виде стихосложения строки соизмеряются не группами слогов - стопами, а непосредственно слогами. Например, 5, 6, 7 или 8 слогами (обычно не более). Из силлабическим форм самые известные нам – это хокку (или хайку) (трехстишия в 5+7+5 слогов) и танка (пятистишия в 5+7+5+7+7 слогов). Обостренное ощущение стихораздела (важное в силлабике! ) подчеркивается в них резкими переносами фраз и даже слов из стиха в стих:

Слово скажу -
Леденеют губы.
Осенний вихрь!
                (хокку М. Басё)

В глубине, в горах
Топчет красный клена лист
Стонущий олень
Слышу плач его… во мне
Вся осенняя печаль
                (танка Сарумару- Даю)

Не надо думать, что в силлабическом стихе все строки равносложны, а в тоническом равноударны: они могут быть и разной длины, важно лишь, чтобы эта разница ощущалась в первом случае в числе слогов, а во втором – в числе слов.

В истории русского стихосложения  сменялись разные эпохи. Русский народный стих (песенный, речитативный и говорной) – это тонический стих. Ранний литературный стих (XVII – нач. XVIII в.) – силлабический. Классический литературный стих от Ломоносова и до самого конца XIX в. – силлабо-тонический. В стихе XX в. сосуществуют силлабо-тонический и чисто тонический стих.

Итак: 
3. СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Силлабо-тонический стих развился (не в России, а в Европе) из силлабического. Чтобы легче вести счет слогам, европейцы стали выделять некоторые слоги как опору для голоса и слуха через одинаковые промежутки. Такие выделенные слоги называются ИКТАМИ (лат. «удар») или «сильными местами»  стиха (обозначим их 1), а промежуточные между ними – слабыми местами» (обозначаем 0). Сильные места в силлабо-тоническом стихе преимущественно ударны, слабые – преимущественно безударны. В какой степени «преимущественно», это зависит от данных языка. В английском и немецком языках, где слова короткие, сильные места почти всегда ударные; в русском языке, где слова длиннее, состоят из разного количества слогов, на сильных местах фонетические ударения иногда могут пропускаться.

Рассмотрим вышеприведенный пример стихотворения А. Беленсона:

Он подошел ко мне учтиво
С лицом, серьезным ненамеренно,
С улыбкой тонкой на губах.
Сказавши: «будьте терпеливы,
Не всем дано судить уверенно
О чуждых разуму вещах,
Но на земле, как в небесах.
Душа не может быть потеряна».

00 01 01 01 0
01 01 00 01 00
01 01 00 01
01 01 00 01 0
01 01 01 01 00
01 01 00 01
00 01 00 01
01 01 00 01 00
Обратите внимание, что здесь число слогов с строках – разное, число ударений значащих слов – разное, а вот  число стоп (однотипных групп слогов) – одинаковое! В данном случае – это 4-х стопный ямб с вставкой безударных стоп на одноименных местах строк. О безударных стопах мы еще поговорим в следующих главах подробнее.
 
Общаясь с авторами сайта, я заметила, что многие из них проверяют свой ритм количеством слогов в строке. Даже программа изобретена, подсчитывающая для поэтов слоги (глупейшее изобретение!). Такой метод не всегда правилен для силабо-тонической системы. Куда важнее, чем одинаковое количество слогов, правильная последовательность ударных слогов, одинаковое количество стоп (а вовсе не слогов!) в одноименных строках!

А сейчас еще несколько важных определений:

СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого мест. (В приведенном выше примере стопа имеет вид  01, в безударном варианте  – 00)
 
Чередование сильных и слабых мест называется МЕТРОМ. Метр – это частный случай ритма.

Основных метров в силлабо-тонике пять: ямб (его стопа выглядит как  01), хорей (10), дактиль (100), амфибрахий (010) и анапест (001).Неосновных – о которых мы тоже чуть позже поговорим – великое множество!  Запоминать их названия не так уж и важно, куда важнее понять и запомнить их структуру (схему построения)  и правильно применять эти метры на практике.
 
В зависимости ОТ ЧИСЛА СТОП в стихотворной строке каждый метр может иметь  несколько размеров. Эти стихотворные размеры различаются непосредственно на слух, а зрительно  (по схеме) определяются подсчетом одинаковых групп слогов в строке.
В нашем примере (стихотворении А. Беленсона) их 4: четыре раза повторяется группа  01 (00)

РАЗМЕР – это способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Например, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб.

 В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов;
 в тоническом - числом ударений;
 в  силлабо-тоническом - метром и числом стоп.

             


Рецензии
Алкора, добрый день. Первое, спасибо за труд для Чайников) Это довольно полезная штука. Для меня настала пора, когда нужно переосмыслить всё что было "накалякано" мною, а где искать информацию, увы. Но вот вышел на Вас, просто и понятно, начинаю въезжать. Дошло наконец, что метр и размер не одно и тоже. Что ж, и многие встреченные мною понятия также обретают смысл. Вот) Обязательно загляну ещё к Юрию Петровичу, но всё по порядку.
Теперь, второе, не понимаю Вашу фразу:
"Не надо думать, что в силлабическом стихе все строки равносложны, а в тоническом равноударны: они могут быть и разной длины, важно лишь, чтобы эта разница ощущалась в первом случае в числе слогов, а во втором – в числе слов."
Можете привести не большие примеры?

Бессильный Игорь Юрьевич   29.04.2020 20:45     Заявить о нарушении
Примеры сейчас подобрать сложно - для этого нужно время на поиск источников, но вы и сами прекрасно знаете, что число слогов в строке или количество ИКтов в тонике не обязано должны быть ВСЕГДА одинаково - есть строфы с разностопностью или разноударностью , но важно, чтобы все строфы в стихотворении имели бы единую структуру - были бы единообразны по форме.

Заглянула на вашу страницу... Мне кажется, вам нужно в первую очередь освоить базовое стихосложение - единообразие по строфам по ритмике, по количеству слогов, а потом уже заниматься теоретизированием. Если вам хочется порассуждать о высоком - это к Юре, он это умеет и любит. Я - практик. И я люблю гармонию в мелодии стихов, каким бы термином ее способ написания не обозначался.
Приходите на анонимные конкурсы ТМА - проверьте, как на ваши стихи отреагируют судьи. Базовую технику стихосложения пока никто не отменял, начинать нужно с нее.
С уважением,

Творческая Мастерская Алкоры   30.04.2020 10:50   Заявить о нарушении
Я понимаю с примерами туго. Ладно. Давайте так. Вы имели ввиду, что необязательно, например в тонике, чтоб каждая строчка содержала пять ударений. То есть может быть сначала три, потом пять, потом снова три, потом снова пять. Вы это имели ввиду? Тогда всё понятно:)
Насчёт базы. Так то у меня практика есть. Просто писал я, выражаясь Вашим языком, как Чайник. И сейчас мне необходимо понять, что я написал, какие ошибки сделал, и как их можно исправить наименее безболезненно. Собственно мне нужна теория, а Ваши статьи, как мне кажется могут мне помочь, как Чайнику. И в первую очередь мне нужно усвоить ритм. Это пока самое не понятное для меня:)
А насчет конкурсов, спасибо, за предложение, но пока рано.

Бессильный Игорь Юрьевич   30.04.2020 17:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.