Разные системы стихосложения
Итак, начнем с самого начала.
РИТМИКА – это особый раздел стиховедения, посвященный изучению стихотворного ритма. А что же такое ритм, которому посвящен весь этот сборник?
Стихотворный РИТМ – это звуковое строение конкретной стихотворной строки (стиха); общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи.
В ритмику входит изучение звучания речи с точки зрения образования ритма, а также определение ритмической единицы и ее видоизменений в конкретной СИСТЕМЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ.
А какие бывают системы стихосложения? Часто ли вы задумывались над этим вопросом? Я вот, например, как типичный Чайник, раньше об этом не задумывалась и считала, что есть только одна система стихосложения – та самая, в которой мы складываем в рифму наши мысли, украшая их разными «красивостями» поэтического языка!
Почти 90 процентов стихов, которые вы можете прочитать на нашем сайте – это примеры произведений, написанных в СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ. И почти все термины ритмики, которые у всех нас на слуху – тоже имеют отношение именно к этой системе стихосложения. Прежде, чем разобраться с силлабо-тонической системой – самой знакомой нам и наиболее понятной, определимся с такой «простой» вещью, как отличие стихотворения от прозы.
Стихотворение – это речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой – СТИХИ. На письме обычно эти отрезки – стихи - выделяются в отдельную строку, поэтому их чаще всего так и называют – СТРОКИ стихотворения. А что значит «соотносимые»?
Когда мы скользим взглядом по прозаическому тексту, то видим непосредственно читаемые слова, хорошо помним предыдущие, смутно – те, что были раньше. А когда мы читаем стихи, то в конце каждой строки мы живо вспоминаем концы предыдущих строк, в начале каждой строки – начала предыдущих строк. То есть, прозу мы воспринимаем в одном измерении - горизонтальном, а стихи в двух – горизонтальном и вертикальном. Смысловая емкость стиха выше, чем емкость прозаической речи.
Содержание стихов поступает в наше сознание как бы смысловыми порциями, каждая порция – стих. Наше сознание при чтении стихотворения все время соизмеряет какой стих длиннее, а какой – короче, интуитивно определяет важность и вес каждой порции, ее смысловую нагрузку.
Он подошел ко мне учтиво
С лицом, серьезным ненамеренно,
С улыбкой тонкой на губах.
Сказавши: «будьте терпеливы,
Не всем дано судить уверенно
О чуждых разуму вещах,
Но на земле, как в небесах.
Душа не может быть потеряна».
(А. Беленсон, 1921г)
Соизмеряет какими мерками? Наше сознание может вести счет длине строк:
или СЛОВАМИ,
или СЛОГАМИ,
или (что уже сложнее) ГРУППАМИ СЛОГОВ – стопами.
В зависимости от этих мерок мы и различаем системы стихосложения:
1. ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ определяет стих по количеству ударений значащих слов, (в стихе сколько самостоятельных слов – столько и ударений).
Так хочется написать письмо в их далёкий рай!
о том, что за окнами осень, в душе - раздрай,
О том, что уже подросли и оперились дети,
что среди страниц и листьев, утерян давно билетик
в тишину и покой… что расплывчато-странны мечты,
и о том, что вечером ранним, среди пестроты
я ищу растерянно их сутулость и драп пальто,
пусть не носит таких, как эти, теперь никто...
(Соловей Заочник, автор СТИХИ.РУ)
01 00001 01 001 01
01 001 001 001 01
01 001 001 001 001 0
00001 01 001 001 01 0
001 001 001 001 001
001 01 001 001 001
001 01 00001 001 01
001 001 01 001 01
Акцентный стих - число слогов в строках здесь разное, а строки сформированы одинаковым числом ударений значащих слов.
2. СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ определяет длину строки по количеству слогов в строке. В этом виде стихосложения строки соизмеряются не группами слогов - стопами, а непосредственно слогами. Например, 5, 6, 7 или 8 слогами (обычно не более). Из силлабическим форм самые известные нам – это хокку (или хайку) (трехстишия в 5+7+5 слогов) и танка (пятистишия в 5+7+5+7+7 слогов). Обостренное ощущение стихораздела (важное в силлабике! ) подчеркивается в них резкими переносами фраз и даже слов из стиха в стих:
Слово скажу -
Леденеют губы.
Осенний вихрь!
(хокку М. Басё)
В глубине, в горах
Топчет красный клена лист
Стонущий олень
Слышу плач его… во мне
Вся осенняя печаль
(танка Сарумару- Даю)
Не надо думать, что в силлабическом стихе все строки равносложны, а в тоническом равноударны: они могут быть и разной длины, важно лишь, чтобы эта разница ощущалась в первом случае в числе слогов, а во втором – в числе слов.
В истории русского стихосложения сменялись разные эпохи. Русский народный стих (песенный, речитативный и говорной) – это тонический стих. Ранний литературный стих (XVII – нач. XVIII в.) – силлабический. Классический литературный стих от Ломоносова и до самого конца XIX в. – силлабо-тонический. В стихе XX в. сосуществуют силлабо-тонический и чисто тонический стих.
Итак:
3. СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Силлабо-тонический стих развился (не в России, а в Европе) из силлабического. Чтобы легче вести счет слогам, европейцы стали выделять некоторые слоги как опору для голоса и слуха через одинаковые промежутки. Такие выделенные слоги называются ИКТАМИ (лат. «удар») или «сильными местами» стиха (обозначим их 1), а промежуточные между ними – слабыми местами» (обозначаем 0). Сильные места в силлабо-тоническом стихе преимущественно ударны, слабые – преимущественно безударны. В какой степени «преимущественно», это зависит от данных языка. В английском и немецком языках, где слова короткие, сильные места почти всегда ударные; в русском языке, где слова длиннее, состоят из разного количества слогов, на сильных местах фонетические ударения иногда могут пропускаться.
Рассмотрим вышеприведенный пример стихотворения А. Беленсона:
Он подошел ко мне учтиво
С лицом, серьезным ненамеренно,
С улыбкой тонкой на губах.
Сказавши: «будьте терпеливы,
Не всем дано судить уверенно
О чуждых разуму вещах,
Но на земле, как в небесах.
Душа не может быть потеряна».
00 01 01 01 0
01 01 00 01 00
01 01 00 01
01 01 00 01 0
01 01 01 01 00
01 01 00 01
00 01 00 01
01 01 00 01 00
Обратите внимание, что здесь число слогов с строках – разное, число ударений значащих слов – разное, а вот число стоп (однотипных групп слогов) – одинаковое! В данном случае – это 4-х стопный ямб с вставкой безударных стоп на одноименных местах строк. О безударных стопах мы еще поговорим в следующих главах подробнее.
Общаясь с авторами сайта, я заметила, что многие из них проверяют свой ритм количеством слогов в строке. Даже программа изобретена, подсчитывающая для поэтов слоги (глупейшее изобретение!). Такой метод не всегда правилен для силабо-тонической системы. Куда важнее, чем одинаковое количество слогов, правильная последовательность ударных слогов, одинаковое количество стоп (а вовсе не слогов!) в одноименных строках!
А сейчас еще несколько важных определений:
СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого мест. (В приведенном выше примере стопа имеет вид 01, в безударном варианте – 00)
Чередование сильных и слабых мест называется МЕТРОМ. Метр – это частный случай ритма.
Основных метров в силлабо-тонике пять: ямб (его стопа выглядит как 01), хорей (10), дактиль (100), амфибрахий (010) и анапест (001).Неосновных – о которых мы тоже чуть позже поговорим – великое множество! Запоминать их названия не так уж и важно, куда важнее понять и запомнить их структуру (схему построения) и правильно применять эти метры на практике.
В зависимости ОТ ЧИСЛА СТОП в стихотворной строке каждый метр может иметь несколько размеров. Эти стихотворные размеры различаются непосредственно на слух, а зрительно (по схеме) определяются подсчетом одинаковых групп слогов в строке.
В нашем примере (стихотворении А. Беленсона) их 4: четыре раза повторяется группа 01 (00)
РАЗМЕР – это способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Например, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб.
В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов;
в тоническом - числом ударений;
в силлабо-тоническом - метром и числом стоп.
Свидетельство о публикации №112092107726
Теперь, второе, не понимаю Вашу фразу:
"Не надо думать, что в силлабическом стихе все строки равносложны, а в тоническом равноударны: они могут быть и разной длины, важно лишь, чтобы эта разница ощущалась в первом случае в числе слогов, а во втором – в числе слов."
Можете привести не большие примеры?
Бессильный Игорь Юрьевич 29.04.2020 20:45 Заявить о нарушении
Заглянула на вашу страницу... Мне кажется, вам нужно в первую очередь освоить базовое стихосложение - единообразие по строфам по ритмике, по количеству слогов, а потом уже заниматься теоретизированием. Если вам хочется порассуждать о высоком - это к Юре, он это умеет и любит. Я - практик. И я люблю гармонию в мелодии стихов, каким бы термином ее способ написания не обозначался.
Приходите на анонимные конкурсы ТМА - проверьте, как на ваши стихи отреагируют судьи. Базовую технику стихосложения пока никто не отменял, начинать нужно с нее.
С уважением,
Творческая Мастерская Алкоры 30.04.2020 10:50 Заявить о нарушении
Насчёт базы. Так то у меня практика есть. Просто писал я, выражаясь Вашим языком, как Чайник. И сейчас мне необходимо понять, что я написал, какие ошибки сделал, и как их можно исправить наименее безболезненно. Собственно мне нужна теория, а Ваши статьи, как мне кажется могут мне помочь, как Чайнику. И в первую очередь мне нужно усвоить ритм. Это пока самое не понятное для меня:)
А насчет конкурсов, спасибо, за предложение, но пока рано.
Бессильный Игорь Юрьевич 30.04.2020 17:07 Заявить о нарушении