Фауст в Иерусалиме
Премьера спектакля состоялась в Израиле 30 июля 2008 года.
Комедия для театра кукол
КУКЛЫ:
1. Доктор Фауст – сначала старый,
потом молодой человек.
2. Сатан – звать его Мефисто.
3. Зяма - молодой еврей.
4. Ребекка – красавица.
5. Отец – больной,
потом здоровый папа Ребекки.
6. Первобытная красотка – только тень
7. Испанская красотка - тоже только тень.
8. Девицы – лучше много.
9. Голая девичья попка – отдельно, сама по себе.
10. Собака – бывший Фауст.
.
1.
На фоне чёрного бархата внизу плывёт белый дым. Сверху на крошечной
грядке кукольного театрика – Петрушка. Он жонглирует огромными шарами. Шары
сближаются, напоминая женскую грудь. При другом сближении они складываются
в девичью попку. В финале шары погребают под собой Петрушку. Старик Фауст
в яркой одежде наблюдает за представлением.
Метёт снежная пурга. Чёрный задник становится белым. На белом, чёрным
силуэтом мизансцена – кавалеры застыли в беседе с дамами. Картина оживает. Пары
вытанцовывают вокруг Фауста. Дамы оказываются с обнажёнными грудью. Задник чернеет и кавалеры, сливаясь с ним, успевают перевернуть дам. Чёрные одежды девушек
превращаются в яркие, и смело, ну уж очень смело открытые декольте уже не на груди а
на попке, и, конечно же, соблазняют Фауста. Однако девицы отталкивают его.
Фауст: Всё! Жизнь закончилась.
И что же делать?
Настанет скоро смерти торжество.
Хоть я готов за женщинами бегать,
Не в радость им со старцем баловство.
И что же делать?
Ну и что же делать?
Одно достоинство – седая борода.
Попробую в последний раз за дамами побегать.
Быть может бог поможет мне тогда.
( Делает ещё одну отчаянную попытку..)
Девицы: Бог, старичок, ничем вам не поможет.
Нам молодость нужна под одеяло.
Что бы кинжал желанным был для ножен,
Тогда найдутся ножны для кинжала.
Фауст: Что же делать?
Ну что же делать?
Девицы: Мы можем, старичок, вам подсказать:
Ты……
Дай……
Нам…денег!
Денег!
Денег!
Денег!
Денег!
За деньги можем…ножки показать.
Ну, как, старичок, деньги есть? Ха-ха-ха…
( Убегают. Фауст один.
( Слышится еврейская мелодия. Это, пританцовывая, наигрывает на скрипке
молодой еврей – Зяма. Вместе с ним танцует двое маленьких котят.)
2.
Фауст: О! Это, кажется, еврей. Не к месту,…но бывает кстати. Любезный, как тебя?
Скажи,…но как бы к теме подобраться,…и поизящней как бы, а?
А, впрочем, что я церемонюсь? Еврей, ответь-ка – деньги есть?
Зяма: Что в жизни есть у юного еврея?
Есть Бог,
Есть голова.
В придачу – руки.
А деньги?
Вы не купите за деньги
Любви испепеляющие муки.
От денег ум становится темнее.
От денег ум становится хитрее.
И деньги, деньги тех поработят,
Кто не жалеет маленьких котят.
Вот потому я денег не имею.
Есть Бог,
Есть голова
И руки есть.
А деньги не для этого еврея.
Хотя, пожалуй, хочется поесть.
Фауст: Что голова? Она у всех. Качается на маркой шее. А деньги? Этот феномен
не каждой голове по мерке. Без денег жизнь, увы, тесна – жмёт и мозолит,
жёстко давит,…но всё ж есть тот, что всё исправит. Вот в этой маленькой
таблетке он заключён – сильнейший яд. Водицей мокрой запиваем,…И где
вы там? Ку-ку!… Да, где?…Где кубок, где бокал с водою? Пойду, наполню и…
(Уходит. Выглядывает Зяма).
Зяма: Прощай? Свидетелем смогу ли молча, я наблюдать? Конечно, нет.
Сыграю-ка со старцем шутку. Уход из жизни не парад. И это должен он
усвоить. Получше б дельце обустроить.
( Подменяет яд на что-то другое. Исчезает.
Фауст появляется с водой.)
Фауст: СМЕРТЬ – ЯД и ЖИЗНЬ – ВОДА. Смешаем, когда смерть жизнью запиваем.
И в результате всё же смерть.
( Проглатывает. Прислушивается. Хватается за живот. Убегает…Рокот спускаемой в унитазе воды. Возвращается пошатываясь. )
Фауст: Я проглотил крепчайший яд,
Но не обрёл конец достойный.
Устроил мне Господь парад
Прощанья в запахах уборной.
Миазмов гнусные пары 3.
Уход венчают мой.
Бог, забери свои дары –
Ой! Ой!
Ой! Ой!
Ой! Ой!
( Убегает. Рокот унитаза. Выглядывает Зяма.)
Зяма: Ну почему же? Есть надежда. Не нам дано распоряжаться своей
судьбой. Скорее ей.
Исчезает. Появляется измождённый Фауст.
Фауст: В сортире я истаял весь.
Весь стёкся в унитаз.
Пошли Господь прощенья весть!
Я старый ловелас,
Поверженный в дерьмо тобой –
Ой! Ой!
Ой! Ой!
Ой! Ой!
( Убегает – рокот унитаза - приползает обратно.)
Не внемлешь ты моим мольбам.
Ползу я чуть живой.
Я душу дьяволу отдам –
Ой! Ой!
Ой! Ой!
Ой! Ой!
Ты мне в несчастье не помог.
Судьба моя страшна.
Будь проклят ты – жестокий бог!
Прииди Сатана!
( Гремит гром, сверкают молнии, огонь, дым. …Окно превращается в чёрный проём.
В глубине проёма под ритмичную музыку возникает голая девичья попка
Попка: О, Фауст – бедный наш герой!
Несчастный старичок!
Я возвращу тебе покой.
Мучений срок истёк.
Сейчас тут унитаз царит -
Визит гостей не в сласть.
И у тебя мой чудный вид
Не возбуждает страсть.
Но ты, дружок, не виноват.
Я буду танцевать…
И розовый девичий зад 4.
Тебя пленит,
пленит,
пленит,
тебя пленит опять.
Во мне есть маленький секрет,
Спасенья хитрый план.
С ним явится на этот свет
Сам Властелин,
Сам Господин,
Сам душечка – Сатан!
( Половинки попки распахиваются как окошко…и…оттуда появляется…маленький, горбатенький, зубастый, носатый с бледным, бледным лицом, в дурацком колпачке и красной рубашоночке – Мефисто.)
Мефисто: Привет! Привет! Я Сатан! Фантастик! Очаровашечка! Бомба!
Ты Фауст? Прекрасно! Ты хочешь много, много денег? Замечательно!
Ты хочешь много, много женщин? Нет проблем! Есть договор. Подпиши.
Фауст: Ну, поразил. Сюрприз, кунштюк. Не зря, конечно, расстарался. Про цену, что
не говоришь?
Мефисто: Не бери в голову – подпиши. Всё что ты пожелаешь, я тут же устрою чик-чак.
Плюс – я верну тебе молодость.
Фауст: СМЕРТЬ – ЯД и ЖИЗНЬ – ВОДА смешались. Что в результате? – Унитаз. Жизнь
по понятьям – без прикрас. Где договор?
Мефисто: Теперь в этой жизни я твой верный слуга.
Я обещал тебе молодость? Распишись и получи!
ОДИН,
ДВА,
ТРИ…
( Гром, молнии – Фауст становится молодым рыжим крепышом.)
Гениально! Моя работа! Ну, просто фантастик! Я бандит!
Фауст: Чудо! Так ты и на самом деле Сатан!
Мефисто: Не будем об этом. Хотя конечно…это я, любимый. Ну, просто бомба!
Фауст: Ах, неужели ты Сатан?
Я подписал бумагу.
Но стал могучим дряхлый стан.
Я чувствую отвагу.
Все мышцы силою гудят.
Красивый я и юный. 5.
И девы жарко в след глядят,
С любовию безумной.
Не нравился им мой кинжал.
Теперь проверить можно.
Упруг и твёрд его металл
И очень хочет в ножны.
Зяма: (выглядывая) О, чудо. Но это же Сатан.
Мефисто: Я, конечно, фантастик. Все девицы прошлого, настоящего и будущего
в моей власти. Я могу тебе прямо сейчас показать любую красотку,
красотку из прошлого или будущего. Выбирай.
Фауст: Красотку древности хочу! Она, возможно, толстовата. Мой папа толстеньких
любил. А кто древнее папы с мамой? Древней лишь мамонт в ледниках
случайно, сохранивший шкуру. Красотка древности, рычи.
Хочу объять твою фигуру!
Мефисто: Нет проблем. Оп-ля! Начали! Фокус-покус!
( Возникает белый экран. На экране тень первобытной женщины – обезьяны под дикие звуки демонстрирует свои могучие прелести.)
Мефисто: Прости, извини! Ошибочка вышла. Немного не тот стиль.
Фауст: Про стиль ты тут не заливай! Про стиль я сам немало знаю, и вкус имею.
Уж поверь. Испанка в Прадо! Что уж лучше?
Попробуй, подведи теперь!
Мефисто: Нет проблем. Оп-ля!
( На экране в танце тень испанской красавицы.)
Фауст: Ну, что тут скажешь? Мой язык уж не слова во рту катает – есть у испанки
что катать. О, предвкушаю – благодать!
Мефисто: Фирма! Делаем заказ. Только приведём себя в порядок – причешемся. А то я,
очаровашечка, стесняюсь.
( Прихорашиваются. Зяма прокрадывается за экран, становится позади испанки – их тени совмещаются, и…на экране возникает тень танцующего паука.)
Фауст: Вот так конфету подарили мне в детстве. Помню как сейчас. Я долго
взять не соглашался – уговорили. Пальцы сжал…а в них конфетой свёрнут
фантик, пустой как папин кошелёк.
Ау, испанка! Вновь урок.
Мефисто: Опять накладка. Бывает. Ну, уж в третий раз…
Даю цветное изображение… ОДИН,
ДВА, 6.
ТРИ…
( Появляется красавица Ребекка - проплывает в танце.)
Ребекка: Живу я в чудном городе,
Прекрасном белом городе.
И этот белый город СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ.
Мы с папой ходим к КОТЕЛЮ,
И там, в духовном голоде,
Мой папа Богу молится,
И я на пару с ним.
Там видела я ангелов,
Чудесных белых ангелов.
Над белым, белым КОТЕЛЕМ
Летят почтовым голубем,
И наши письма Богу
Тот час передают.
И белую дорогу
Из солнца светлых ниточек,
Из солнца светлых ниточек
Как длинный талит ткут.
Над белым чудным городом
Над белым, белым городом,
Где люди на послания
Ответ от бога ждут,
И песенки поют.
Под светлые мечтания,
Под светлые мечтания,
Под светлые мечтания
Тут песенки поют.
Фауст: Опять мираж? Боюсь коснуться. Скорей к ней – в Иерусалим. Надеюсь,
в фантике конфета?
Мефисто: Нет проблем. Садись на меня верхом.
Фауст: Проезд бесплатный, без билета!
( Зяма подкрадывается к Фаусту и цепляется за его плащ.
Метёт снежная пурга. Её вихри несут нашу троицу в Иерусалим. Гром, молнии, огонь, дым…Иерусалим, стена Плача – Котель.
Тройка прибывших барахтается в пыли. Зяма незаметно исчезает.
Возле стены с письмом в руках Ребекка.)
Ребекка: Мой папа,
папа,
папа, 7.
папа,
папа,
мой папа,
Папа страшно заболел.
На кипе есть у папы шляпа,
шляпа
И в этой шляпе было много дел.
В чём дело?
Дело,
дело было в шляпе.
А шляпа?
Шляпа та была на папе.
А папа?
Папа страшно заболел.
И жизни папы настаёт предел.
В чём дело?
Дело,
дело в Боге.
Я написала Богу письмецо.
Пусть милый Бог рассеет все тревоги.
Пусть жизнь вернёт на папино лицо.
И снова дело,
дело станет в шляпе.
А шляпа,
шляпа сверху кипы папы.
А папа,
Папа, папа мой здоров
Как тысяча…нет миллион слонов.
( Ребекка вкладывает письмо в щель между камнями стены.)
Фауст: Постой красавица! Сладкая моя! А не устроить ли нам лёгкий флирт?
Не убегай! Полюби меня! Я отличный любовник!
( Ребекка молча удаляется.)
Мефисто: Фауст, брось самодеятельность! Доверься мне. Я обделаю дельце.
Чик-чак и девица твоя.
Фауст: Заткнись! Теперь я молодой красивый мужчина и вполне способен
сам справиться с подобными пустяками. Кстати, что спрятала
красотка между камнями?
( Достаёт письмо - читает )
«Дорогой Бог! Сделай так, что бы мой любимый папа выздоровел
а не умер.
Твоя Ребекка.»
О, какой благородный стиль! Какое большое горе! Пойдём –
я распоряжусь что делать. 8.
Мефисто: Слушаюсь, доктор.
( Уходят. Появляется Зяма. Передразнивает.)
Зяма: Слушаюсь, доктор.
( Исчезает. На сцене Ребекка. Она везёт в инвалидной коляске больного отца.)
Ребекка: Папа, я послала Богу письмо, что бы Он исцелил тебя.
Отец: Ой!
Ой!
Ребекка: Вот мы уже возле Котеля. Помолимся, и Бог быстрее поможет нам.
Отец: Ой!
Ой!
( Внезапно выскакивает Мефисто. Он как бы не замечает Ребекку и её отца.
Мефисто обращается к зрителю.)
Мефисто: Внимание, внимание! Грандиозное событие! В город прибыл
чудесный целитель! Экстрасенс! Гений! Исцеляет все болезни!
Покойников поднимает со смертного одра!
Ребекка: Что?
Что вы сказали?
Отец: Ой!
Ой!
Ребекка: Чудесный целитель?
Отец: Ой!
Ой!
Мефисто: Чистейшая правда! Покойников поднимает со смертного
одра!
Ребекка: Это то, что нам нужно!
Мефисто: Чудесный целитель доктор Фауст!
Отец: Ой!
Ой!
Мефисто: А вот кстати и рояль в кустах…то есть кстати сам доктор Фауст.
Фауст: Кто вы? Что от меня хотите?
9.
Ребекка: Ах, доктор! Отец умирает! Сам Бог послал Вас на помощь!
Фауст: Мефисто, слышал? Сам Бог!
Мефисто: Хи-хи.
( Фауст осматривает отца Ребекки.)
Фауст: К утру старикашка умрёт.
Отец: Ой!
Ой!
Ребекка: Дорогой! Любимый! Милый доктор! Спасите моего папочку!
Фауст: Вы растрогали меня. Хорошо,…но это стоит много, много денег.
У вас есть золото?
Ребекка: Нет. Денег у нас нет.
Мефисто: Ах! Эти деньги,
деньги,
деньги,
деньги!
Без денег жить нельзя, конечно нет.
И даже дети,
дети,
дети,
дети
Растут быстрей под перезвон монет.
Послушайте, что говорит философ.
Он доктор всех немыслимых наук: -
Вес золота решает все вопросы,
И избавляет от ужасных мук.
Ах! Эти деньги,
деньги,
деньги,
деньги!
Я заявляю как простой Сатан,
Что мир стоит,
стоит,
стоит на деньгах.
На тех, что прожигают ваш карман.
Ребекка: Денег у нас нет - что делать? Папа умрёт. Спасите его,
добрый доктор Фауст!
Фауст: Я совсем не добрый. Я молодой красивый мужчина.
Но хорошо. Подпиши договор, что если я вылечу твоего отца,
то ты исполнишь одно моё желание, но запомни, если потом
откажешься, то твой отец снова заболеет и умрёт.
10.
Отец: Ой!
Ой!
Мефисто: Да! Да! Если ты не исполнишь его желание, отец умрёт.
Отец: Ой!
Ребекка: Только бы спасти папочку! Только бы спасти! Где договор?
(Подписывает бумагу)
Фауст: Отлично, моя сладкая!
Отец: Ой!
Ой!
(Фауст отводит Мефисто в сторону.)
Фауст: Вылечи старикашку. И что бы чик-чак. Понял?
Мефисто: Нет проблем.
(Фауст подходит к больному, накрывает его плащом…)
Фауст: Чик-чак!
(Фауст срывает плащ -…отец Ребекки выскакивает из коляски…)
Отец: Что такое? Я выздоровел! Не может быть! Ха-ха-ха!
Кто не болел, тому не ясно,
Как вновь здоровым быть прекрасно!
Здоровым быть
Как те слоны!
Не гнить
Под чахлый свет луны!
А кстати, где же,
где же,
где же,
где же шляпа?
В той шляпе много,
много,
много дел!
Ребекка, вот он я, твой добрый папа!
И я сейчас бы плотненько поел!
Ха-ха-ха!
Домой! Скорей! Ребекка, за мной! Вперёд!
( Отец убегает. Потом возвращается, взваливает на себя коляску и медленно 11.
уходит. Фауст задерживает Ребекку.)
Фауст: Милашка, вечером приходи ко мне, иначе отец твой умрёт.
Отец: ( из-за кулис) Ребекка!
( Ребекка убегает)
Мефисто: Хи-хи-хи! Где ты хочешь поразвлечься с красоткой?
Фауст: Сделай сад.
Мефисто: Нет проблем! Оп-ля! Фокус-покус!
( Место действия превращается в сад. За кустами крадётся Зяма.
Фауст настораживается.)
Фауст: Мне кажется, что за нами всё время кто-то следит.
Позаботься. Я не желаю что бы мне помешали.
Мефисто: Слушаюсь. Как только тут пропорхнёт наша красавица,
я заколдую эту половину сада. Любой, кто ступит сюда
превратится в СОБАКУ. Собака залает, и ты будешь уверен,
что тебе уже никто не помешает. Гениально! Я бандит!
Фантастик!
Зяма: (Выглядывая из-за кустов)
Хорошо, что я пришёл раньше Ребекки. Есть идея.
( Исчезает. Фауст уже ушёл. Мефисто крутится по саду.)
Мефисто: Я, ну просто бомба. Есть очень древний рецепт:
Берём соль – солим. Берём перец – перчим. Есть
ещё секретик. Ну это я, умничка шепотком, шепотком…
Стоп! Ребекка ещё не пришла. Что же это я, любимый
увлёкся, увлёкся… . А вот и наша красавица! Доктор
уже заждался тебя, заждался! Я провожу. Ох, провожу!
( Мефисто с поклонами проводит Ребекку в глубь сада. Возвращается.)
Ну, теперь быстро-быстро. Чик-чак. Оп-ля. Фокус-покус.
Готово. Я бандит. Фантастик.
( В кустах шорох – там Фауст и Ребекка.)
Фауст: Сладкая моя, я хочу любви.
Ребекка: Нет. Нет.
Фауст: Нет? Хорошенько подумай – отец твой умрёт.
Ребекка: Умрёт? Папа умрёт? Нет…Хорошо. Я согласна. 12.
Зяма: Есть идея. Гав!
Гав!
Гав!!!
Фауст: Где же он? Наверное, совсем маленький щенок получился.
Ха-ха-ха! Где же?
( Ищет в кустах . Бродит по саду и…наступает на заколдованное место…
Гром, молнии, огонь, дым – Фауст превращается в огромного пса.
Собака отчаянно лает, и скулит.)
Зяма: Есть идея.
( Зяма, закрыв лицо плащом Фауста, идёт к Ребекке в кусты, но собака
преграждает ему путь.)
Зяма: Есть идея.
( Достаёт из за пазухи котят и …собака, в погоне за ними, исчезает.
Зяма скрывается в кустах.)
Ребекка: Да! Да!
Пёс снова бегает по сцене, и подвывает в такт происходящему…
Вверху над садом невидимые руки жонглируют огромными шарами. Шары
сближаясь, превращаются в девичью грудь, улетают, возвращаясь, складываются
в попку… Всё это порхает и… обрушивается вниз.
Из-за кустов, рыдая, выходит Ребекка.
Ребекка: Папа не умрёт. Папа не умрёт.
( Удаляется. Из-за кустов понурясь выходит Зяма.)
Зяма: Я негодяй!
( Уходит. Под собачий лай появляется Мефисто.)
Мефисто: Я гений! Я бандит! Бомба! Фантастик! Какой пёсик!
Красота! Моя работа!
( Собака бросается на Мефисто, гоняет его по саду, кусает…)
Мефисто: Всё! Всё! Хватит! Нельзя!… Я Сатан!
( Собака замирает но рычит. Мефисто мечется по саду…)
Мефисто: ОДИН,
ДВА, 13.
ТРИ!
( Возникает чёрный проём - голая девичья попка вытанцовывает из глубины.)
Попка: Мефисто! Душечка! Сатан!
Обижен вновь судьбою.
Всевышний вверг тебя в обман,
Но я тебя укрою.
Хотя весь мир на мне сидит,
Поверь, весь мир на мне стоит
И держится лишь мною.
Не золото и не вином
Наполненная стопка,
Мир цементирует одно –
Лишь шёлковая попка.
И вот пока я на себе
Несу девичий стан,
Ты будешь побеждать в борьбе
Мой властелин. Ах!
Мой Господин. Ах!
Мой Душечка Сатан!
( Половинки попки распахиваются как окошечко…Мефисто впрыгивает в него…
и под танцевальные ритмы девичья попка удаляется в глубину проёма. Собака
с воем прыгает вслед.
Ребекка идёт с правого края сцены к центру)
Ребекка: Я погибла!
( Зяма идёт с другого края. Они не замечают друг друга.)
Зяма: Я негодяй!
Ребекка: Я не хочу жить!
Зяма: Я не хочу жить!
Ребекка: Прыгну в эту яму и умру с голода!
( Прыгает. Из ямы раздаётся истошный кошачий мяв.)
Котёнок: Мя-у-у-у!!!
Зяма: Прыгну в эту яму и умру с голода!
( Прыгает. Из ямы раздаётся истошный кошачий мяв.)
Котёнок: Мя-у-у-у!!! 14.
( В яме.)
Зяма: ( С котёнком на руках.) Я негодяй. А ты кто?
Ребекка: ( С котёнком на руках.) Я спасла папу, но погубила себя.
Зяма: Ты Ребекка. А я Зяма.
Ребекка: Откуда ты меня знаешь?
Зяма: Прости. Это трудно объяснить сразу. Там в саду
был не Фауст, а я – Зяма.
Ребекка: Значит, я была с тобой?
Зяма: Я люблю тебя, Ребекка!
Я Зяма, негодяй, подлец.
Что делать мне теперь?
Надеждам всем пришёл конец –
Я вёл себя как зверь.
Любовь на похоть заменил.
Померк рассудка свет.
И я, безумец погубил
Любви своей предмет.
Ребекка: Значит, я была с тобой и… папа жив!
Сатан хотел меня сгубить
Да Бог нас свёл двоих.
И видно, так тому и быть -
Ты, Зяма мой жених.
Я в яме, в этой мгле слепа.
Но эта мгла моя хупа,
хупа,
хупа,
хупа.
И верно это про мою любовь –
Любовь слепа,
слепа,
слепа,
слепа.
( Сверху, над ямой отец Ребекки несёт на себе инвалидную коляску.)
Отец: Я совершенно здоров. А коляска напоминает мне о болезни.
Тут где-то была глубокая яма. Брошу в неё коляску. В доме
станет больше места. Придёт Ребекка и скажет: - «Папа, какой
у нас большой дом ». 15.
( Бросает коляску.)
Зяма: Ой!
Ребекка: Ой!
Отец: Ой! Кто там?
Ребекка: Папа, вытащи нас отсюда!!!
Отец: Как ты сюда попала?
( Вытаскивает Ребекку, Зяму.)
Ребекка: Папа! Это Зяма, мой жених!
Зяма: Папа.
Ребекка: Из мглы – хупы восстали мы.
Вот папа, вот жених.
И солнца яркие лучи
Высвечивают их.
Здоров отец,
Жених красив,
красив,
красив собой.
Всем приключениям конец.
СТАНЦУЕМ ДОРОГОЙ!
Танец,…поклоны,…куклы уходят,…овации. … На новый поклон выходят
обнявшись Ребекка и Зяма,… за ними пёс – бывший Фауст несёт свёрток
с младенцем. Его сопровождают подросшие коты.
1995 год.
Свидетельство о публикации №112091905612