Детство, наивность и книги

Детство. Кто не помнит первое прочитанное самостоятельно первое слово, свою первую книгу? Как приятно было болеть,  когда мама читала сказки, утешая и сглаживая детские разочарования несправедливости, уча нас добру и теплоте; подсознательно охраняя нас от вечно неуспешных и что-то требовавших от детей и  родителей воспитателей и престарелых нянечек ненавистного детского садика. 
И потом, сталкиваясь в школе с  первого класса, с несправедливостью со стороны своего же одноклассника поначалу недоумеваешь:  за что, как, почему? Неужели он не знает, что за злом стоит добро,  мама и папа.
Позже, подрастая и научившись бегло читать, веря  в утопию (Я еще из советских времен, иначе нельзя было, пропаганда), начинаешь думать, почему в книжках врут?   Почему еще с детского садика нужно наращивать виртуальные зубки и кусать в борьбе  за нужные игрушки всех, кто недруг и не подруга?  Почему с самого первого класса, пока еще в жизни ничего еще не достигнув,   мы обязаны вопреки сказкам о добре показывать выпадающие и режущиеся зубы в надежде оборониться от этого враждебного мира, и понимая, что это  надолго?
Понятия добра и зла размываются, и начинаются конфликты с родителями. И ничего они не понимают, и Иванов одевается лучше, и книги о добре и зле – это просто сказка. Просто красивая, справедливая,  но все же сказка.
Но у каждого ребенка остаются ключевые моменты в сказках, баснях, стихах, работающие как ключи, как якорь в определенных ситуациях. Иногда позволяя проявить благородность, иногда  наоборот, чтобы доказать себе свою исключительность. Пусть и не в лучшую сторону. С целью доказать что он тоже личность и имеет право на признание и само презентацию.
Дети и подростки вырастают. Многие из них читают книги.  И  многие читающие в этих книгах  - это режиссеры. Каждый читающий книгу воспринимает ее индивидуально.  У него свои представления о героях, свои описания героев, свои ассоциации с ними связанные и свои представления о лицах  (на примере знакомых или других визуализаций),  и они мысленно  творят написанную книгу по новому, по-своему.
И вдруг выходит фильм. По любимой книге. Поклонники  с нетерпением ждут сеанса и остаются разочарованные.   Ведь  там «оригинальные» режиссерские замыслы ее  не совпадают с сюжетом. Тексты, которые поклонники знают наизусть,  хромают.  Сюжет плавает.  Смысл вообще перековеркан.  И главное, лица героев вообще не те.
Так будем сами себе режиссеры, любители прозы, поклонники книг:)))
Вечно детьми, вечно взрослыми, и детьми взрословечными.


Рецензии