Отцы и дети - Евгений Базаров и Павел Кирсанов
Евгений Базаров и Павел Кирсанов - два человека, два поколения.
... Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший...
А С. Грибоедов.
Роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 г., всего через год после отмены крепостного права. Ещё при подготовке этой реформы обнаружились противоречия между дворянами-либералами и революционерами-демократами, что и навело писателя на мысль о новом произведении, в котором были бы показаны наиболее яркие представители противоборствующих сил. Результатом размышлений Тургенева стал роман, где главным героем изображен разночинец-демократ Базаров, сталкивающийся в спорах с дворянами-либералами Кирсановыми.
В образе Базарова сосредоточены характерные черты «новых людей». Желание бороться за науку, увлечение материализмом, бесстрашие мысли, отрицание признанных авторитетов - всё это автор почерпнул из своих наблюдений, и, связав воедино, вручил Базарову.
Павел Петрович Кирсанов - основной антагонист Базарова. Представитель рафинированного дворянства, аристократизм которого доходит порой до абсурда, Павел Петрович придерживается наиболее консервативных принципов. Этот консерватизм в некоторых случаях доводится писателем до комизма.
В чем причина столкновений «отцов» и «детей»? В чём они схожи и чем различаются? Ответы на эти вопросы поможет найти сопоставление представителей разных поколений - Базарова и Павла Кирсанова.
Их несомненное сходство – взаимная неприязнь. У Павла Петровича она так сильна, что он идёт даже на нарушение правил этикета, не подав Евгению руки при встрече. Базаров, вначале спокойный и равнодушный, по мере усиления споров с Павлом Петровичем начинает раздражаться, перебивать его, «презрительно усмехаться».
Базаров отрицает принципы, без которых Кирсанову «шагу ступить нельзя», но в то же время он сам имеет убеждения, неприемлемые для Павла Петровича. Каждый из них строго придерживается своих принципов.
Павел Петрович окружен родственниками, у Базарова есть любящие родители, но оба они одиноки в личной жизни. Что-то, возможно, не в меру развитое самолюбие, мешает им понимать самых близких людей.
Выходцы из разных классов общества, имеющие разные характеры и привычки, Базаров и Павел Петрович имеют и разную внешность. Для Базарова важна не красота, а практическое удобство, поэтому балахон для него дороже фрака, у него руки труженика. Павел Петрович же просто комичен в своем стремлении даже в глуши сохранять светские манеры, которые Базаров не без оснований называет «щегольством».
Суть человека раскрывает его поведение в любви, которая пробуждает самые сильные чувства и стороны характера. В этом отношении
Евгений и Павел Кирсанов – полная противоположность друг другу.
Покинутый охладевшей к нему княгиней, Павел Петрович «не давал ей покою, таскался за ней повсюду», пытаясь воскресить остывшие чувства, начинает жить воспоминаниями прошлого. Отвергнутый Одинцовой Базаров с хладнокровным мужеством старается забыть о своем чувстве.
В финале романа «грешному, бунтующему сердцу» Базарова Тургенев противопоставляет «великой спокойствие равнодушной природы», «вечное примирение и жизнь бесконечную». Разумеется, идея романа не сводится к стремлению автора показать, что его главный герой не в силах справиться с любовью, родительскими чувствами и природой.
Последнее предложение романа помогает понять глубокий смысл, заключенный в произведении. Как бы ни разнились сменяющие друг друга поколения, как бы ни были несхожи культуры этих поколений – для всех поколений обязательно придёт пора «вечного примирения», а культуру человечества ждёт «жизнь бесконечная»...
Свидетельство о публикации №112091409287