Духовное - без духовности
«Пастернака не читал, но осуждаю» - именно так можно охарактеризовать сложившуюся ситуацию вокруг Pussy Riot, ситуацию, которая имеет далеко идущие последствия для всего нашего общества, и в том числе – для церкви.
Напомню, 21 февраля на амвоне Храма Христа Спасителя юные феминистки прооппозиционной группы Pussy Riot, устроили в масках «панк-молебен», исполнив песню «Срань господня». Как выразился известный журналист А.Невзоров: «Текст песни не претендует на шедевр высокой литературы, но примечателен использованием таких фраз как «Богородица, Дево, Путина прогони” и припевом «Срань, срань, срань Господня». Что интересно, после этого события весь мир разделился на два лагеря, те, кто считает, что девушки не виноваты - получилась очень смешная, очень точная и очень живая карикатура на президента Путина и Московскую патриархию. И те, кто считает вполне обоснованным обвинение и наказание - за оскорбление верующих. 17 августа Хамовнический суд Москвы признал девушек виновными и вынес приговор - два года колонии общего режима. Таким образом, мы имеем прецедент, когда светский суд судит девушек, исходя из внутри церковных законов. Хотя у нас еще пока светское государство. Это говорит о том, что происходит реальное сращивание – церкви и государства. Для чего и зачем – это уже другой вопрос.
Что очень важно, за освобождение девушек высказывались и высказываются выдающиеся люди всего мира - писатели, музыканты, общественные и политические деятели - их тысячи. Служители церкви, а это 35 тысяч человек - от диаконов, священников до иерархов, - не сумели выразить свою точку зрения по этому поводу. Да и как иначе, среди них, сегодня, много спасающих, а не погибающих, потому, что это дело требует великой души. Хотя, я уверен, есть всё же священники – те, что не согласны с официальной позицией Церкви. Да, они молчат - у многих батюшек жены, много детишек, и они прекрасно понимают, чем для них закончится подобное выступление. Диакон Сергей Баранов – единственный, кто выразил официальную поддержку Pussy Riot в письме патриарху и тут же, к великому сожалению, был лишён сана и предан анафеме.
"Я не могу молчать,- говорил диакон,- наоборот, я хочу, чтобы меня услышали. Мне стыдно за то, что творили во время расследования и процесса так называемые псевдо православные, признанные потерпевшими по делу. Оскорбить чувства истинно верующего невозможно, это только у мало верующего чувства могут пошатнуться, а истинно верующего - его ничего не сломит... А их раз - и вдруг сломали. На суде те же потерпевшие терялись в показаниях - потому что не по своей воле пришли. Не душа у них болела, а болело самолюбие наших иерархов".
Как видим, Церковь не сумела найти в себе христианского милосердия и отказалась в заступничестве, а напротив, заговорила о необходимости ужесточить наказание за подобные выходки. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступил с развернутым обращением к верующим по поводу акции панк-группы Pussy Riot. «Диавол посмеялся над всеми нами, - сказал патриарх, - введя столько скорбей в те дни, когда мы должны уходить от волнений мира сего, погружаться в молитву, ограничивать себя постом, каяться в своих собственных грехах». А как же Священное Писание? Из обетований, данных Господом Иисусом Христом Церкви: “Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее”. Неужели эти девочки смогли проломить полутораметровые стены Храма и сломить вековой Дух истины Церкви.
Православные восточные патриархи пишут: “Веруем, что божественное и Свящ. Писание внушено Богом; посему мы должны верить ему беспрекословно, и притом не как-нибудь по-своему, а так, как изъясняла и передала его вселенская Церковь. Человеку, который говорит от себя, можно погрешать, обманывать и обманываться, но вселенская Церковь не может погрешать.” Вот и я думаю, а может просто, некоторые пастыри недостаточно просвещены учением и малоусердны к Богу и их жестокую душу не слишком пронзает страх Божий.
Можем ли мы после этого принять священников с полным убеждением и верой, или будем смотреть на них как на грешников. В таком случае, как мы можем надеяться, что нам будет даровано через них совершенное отпущение грехов? Ибо Господь говорит: "По вере вашей да будет вам". И точно, по мере нашей веры: насколько веруем в них, постольку и получаем отпущение грехов.
Глава отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин тоже не склонен к сентиментальностям, заявив на странице интернет - сообщества «Православная политика», что российский закон слишком мягок по отношению к тем, кто оскверняет церкви и оскорбляет чувства верующих. «Мы не можем и не будем жить в государстве, где такие выходки возможны», – написал он. Забыв, к сожалению, о заветах святых отцов, о том, что, прощение – это нравственный поступок, исходящий из богооткровенного нравственного учения, главным источником которого является Свящ. Писание.
Святитель Василий Великий однажды сказал: «Не будь тяжел в выговорах, обличай не скоро и не со страстью, ибо это признак высокомерия».
«Религия может быть уподоблена корню растения, а нравственность — стволу и ветвям. Но и религия не может быть истинной, если отрешится от нравственности. Она тогда вырождается в пиетизм, квиетизм, мистику. Потому, говорит ап. Иаков: “Вера без дел мертва есть” . “Не любящий брата пребывает в смерти, потому что заповедь Божия состоит не только в том, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа, он и в том, да любим друг друга”. Корень может оставаться живым только в том случае, если из него растут ствол и ветви; так и религия может быть здоровой лишь в том случае, если она постоянно проявляется в нравственной деятельности, в ней развивается и укрепляется - писал в 1907 году доктор Богословия М. Олесницкий. - Что касается человеческого разума, то значение его состоит в том, что он способен оценить высоту библейского учения о нравственности: наблюдает факты человеческой жизни и на их основании показывает потребность людей к откровенным нравственным истинам и их согласие с высшими интересами человечества. Другими словами: путем критики и логических методов философского познания, разум подтверждает из человеческого сознания и из обыденной жизни то, что в Свящ. Писании свидетельствуется из откровения. В Свящ. Писании одобряется деятельность разума в познании религиозно-нравственной истины; там человек призывается: “Исследовать Писание ... все испытывая, доброго держаться ... не всякому духу верить, но испытывать духи, от Бога ли они ... познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная,... возрастать в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, быть чистыми и непредкновенными в день Христов” Из отцов Церкви особенно Иустин Философ, Климент Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, бл. Августин, Феодорит и др. утверждают полезность разума в деле познания христианской истины. Хотя Свящ. Писание предостерегает христиан, чтобы не увлекли их философией и пустым обольщением, по человеческому преданию, по стихиям мира, а не по духу Христа».
Конечно, никто не спорит, девушки - виновны – это факт! И не просто виновны – это
вызывающая демонстрация кощунства. И они, я уверен, это осознали. Но зачем было делать из этого хулиганского проступка событие вселенского масштаба? Кому это нужно было? Понятно одно: без вмешательства кремля – не обошлось т.к. нужен новый враг, нужно новое предостережение от грозящей опасности. Не осознавая, тем самым, всей ответственности за будущее России.
Повторяю, нет ни одного здравомыслящего человека, который бы согласился с «панк –молебном»девушек, но понять и простить их – есть святое дело Церкви. Во всяком случае –это по- христиански. В конце концов, девочки тоже верующие, а верующие, как мы можем предполагать, ведут себя по-разному. У них могут быть разные формы молитвенных выражений.
Иоанн Кронштадтский - священник Русской Православной Церкви, проповедник, один из самых значимых святых церкви писал: «Ближнего надо еще более любить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо он тогда болен, тогда он в беде душевной, в опасности, тогда-то и надо помилосердствовать и помолиться о нем и приложить к его сердцу целительный пластырь — слово ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви. Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию».
В последние два года мне посчастливилось побывать во многих православных храмах России, от того, что я увидел – повергло в шок; торговля заполонила, если можно так выразиться, все храмы и получила повсеместное распространение. Где уж тут священникам до нравственности, до прощения… Торговля осуществляется как предметами религиозного назначения, так и сувенирами для туристов, ювелирными украшениями, а также иногда продуктами питания (снедью) — выпечкой, медом, вином и т.п. Самым ярким примером может служить торговля в храме Христа Спасителя, фактически являющемся бизнес – центром. Уверен, наши предки не могли и подумать , что по истечении многих лет в Кафедральном Соборном храме Христа Спасителя воздвигнутый в память о наполеоновском нашествии: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» - построят торговые ряды.
Тоже самое могу сказать и о Храме на крови в Екатеринбурге. Храм был построен в 2000—2003 годы на том месте, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был расстрелян последний российский император Николай II и его семья. И здесь, весь нижний цоколь Храма, отдан под торговые ряды. Между тем, нужно помнить, есть у человека высшее благо, в котором заключено и высшее счастье для него. Это высшее благо и высшее счастье состоит в общении с Богом.
В заключении, мне хочется сказать словами Платона, митрополита Московского
«Надо вам, пастыри, звание свое утверждать собственным примером. Едва ли может быть больший соблазн и преграда делу Божию, если ни жизнь, ни дела не соответствуют учению. Хладеет слово благочестия в устах того, сердце которого не зажжено небесным огнем любви Божией. Да и притом дается повод другому думать, что и сам предлагающий истину едва ли прямо уверен в ней, если он одно говорит, а другое делает. Слово Божие такому говорит: "Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого (а творящий иное), ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя... как же ты, уча другого, не учишь себя самого... Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?"
2012 год
Свидетельство о публикации №112091405722
Скучаю, Ириша
Ирина Фетисова-Мюллерсон 16.09.2012 22:52 Заявить о нарушении