Я вдруг повстречалась с собой... Алла Айзеншарф
Первые свои стихи Алла Айзеншарф сочинила в шесть лет...
Первые свои стихи Алла Айзеншарф сочинила, когда ей было шесть лет. У неё не было карандаша и бумаги, чтобы записать их. У неё не было дома, чтобы хранить написанное. Она вспоминает: "Война вышвырнула меня и сестричку Мэрочку на улицу. Уже убит в погроме папа, мама далеко в концлагере. Родительский дом – недавняя сказка – стоит, как стоял. Но там – немцы. И мы, держась за руки, бродим по улицам Немирова – две голодные, затравленные девочки. Мне – шесть, Мэрочке – десять. Мы не смеем подойти ни к одной калитке, ни к одному окну. Вот в такое время (лето сорок второго) и родились эти "стихи". И я не меняла в них ни одного слова, не только потому, что "автору" шесть лет…"
Алла Айзеншарф (на снимке) и её сестра, которой уже нет на свете, выжили, а стихи – забылись: будто и не были никогда написаны. Но они вернулись к ней спустя целую жизнь: слово к слову, строка к строке. Словно не пролёг между ними путь в шестьдесят лет. Стихи до времени притаились в неведомом уголке души, чтобы, вдруг пробудившись, принести тепло или боль, согреть или ранить. Алла тяжело заболела: температура подскочила до сорока, мозг был как в тумане. И из этого тумана выплывали строки стихотворения:
Кошка бездомная плачет,
Но кто её слышит?
А в тёплых норах совсем иначе
живут мыши.
И ветер под крышу зарылся
И спит на соломе.
Он дома.
И я дом вспоминаю
И так хочу чаю.
И чтоб дождь кончился скоро:
Холодно под забором.
Мешок натянула на плечи, а он
мокрый,
И только начался вечер.
Я, наверно, умру под утро.
Я думала: умирать трудно.
Они умирали много раз, две маленькие еврейские девочки. От голода, холода, страха. Но однажды смотрели смерти прямо в глаза. Их поставили к перилам моста через Буг, целились и стреляли. Вот тогда и родились две строчки – диалог между взрослым и ребёнком, которых ждёт одна судьба:
– Хорошо, если выстрелят в рот.
– Это, доченька, как повезёт.
Они-то, слова эти, и вынесены на обложку книжки вместо названия.
Никогда я не говорила с Аллой о её детстве, совпавшем с войной. И только читая написанное в те годы, глубже поняла её, сегодняшнюю...
В Алле Айзеншарф живёт душа ребёнка, ранимая и чуткая. Кажется, она слышит всю земную боль. Когда-то она спасала рысь, много километров несла её на руках, укрыв под шубой от мороза. Кошки и собаки приходят к её двери, когда им плохо. Может быть, так возвращает она животным то тепло, что получила от них в дни скитаний?
У коровы тёплые бока.
Мы совсем забыли про рога.
А она вздыхала и сопела.
Может, в дети взять нас захотела...
Рухнувший внезапно мир детства не уходит из снов. Вновь и вновь она видит отца, окна родного дома и себя среди дорогих ей людей.
Этот сон будет повторяться много раз и после войны:
Мне снился папа. Он ещё живой,
И так мы громко, весело смеялись
И по зелёной травке шли домой.
Мы шли домой и за руки держались.
И мама нам махала из окна.
И бабушка в окне была видна.
Еврейский ребёнок... Кажется, ещё со времён фараона он понимал, когда ему нельзя громко плакать: "Я так к папе на руки хочу!/ Но я не плачу и не кричу". И в другом стихотворении – вновь то же недетское понимание своей судьбы: "Я не плачу. Нам нельзя такого".
Стихи, написанные шестилетней девочкой, и стихи поэтессы Аллы Айзеншарф дают мне редкую возможность проникнуть в душу одного и того же человека в раннем детстве и на склоне лет. Жизнь часто оборачивалась к ней самой жестокой стороной, но – поразительное ощущение: со времён детства ничто не изменилось в её восприятии мира. В нём сохранилась всё та же чистота, всё та же наивность, всё тот же свет.
Свернусь калачиком и сразу вспомню детство:
Ночь за сараем в тихих лопухах,
И рядышком – бездомную собаку,
И глаз луны, крадущийся меж туч.
Чувство одиночества, затерянности, когда рядом с тобой нет человеческой души, а лишь бездомная собака и глаз луны, Алла Айзеншарф пронесла через всю жизнь.
Ещё не смеет умирать
Цветок, провисший на заборе,
И в соснах солнечная прядь
Ещё земной надежде вторит.
И всё: блаженство или горе –
Всё одиночества печать...
Поэтесса всё время наедине с собой или с миром природы. Её взгляд излучает тепло и нежность, когда она смотрит на цветок или животное.
Только с деревцем говорю,
Только с ветками и листами.
Мы порою не знаем сами,
Как развесить над тьмою зарю.
А я с деревцем говорю...
И слышится мне интонация прежней девочки, которая открывала мир и говорила сама себе: "А цветы совсем я не срываю,/ я долго им в глаза заглядываю./А если долго им в глаза смотреть,/я начинаю над землёй лететь". Тот мир был жесток, но рядом распускались цветы, и они пили воду, шёл дождь и поил землю, и кошка мыла своих котят, и корова согревала тёплым боком несчастных детей. Вставало солнце, и мир расцветал, в нём появлялись новые краски, и рождалась надежда.
Я с птицей встретилась. Птица,
О чём ты, родная, поёшь?
В глаза заглянула – зарницы,
И омут, и тени, и дрожь.
Спускается к озеру тропка,
Круженье ветвей над водой.
Несуетно так, неторопко
Я вдруг повстречалась с собой.
Это – стихотворение зрелой поэтессы Аллы Айзеншарф.
И чудится мне: маленький ручеёк и большая река слились в единый поток. Поток, называемый жизнью.
Лея Алон (Гринберг), Иерусалим
________________________________________________________
ИСТОЧНИК СТАТЬИ:
http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=print&id=1448
________________________________________________________
ИЗОБРАЖЕНИЕ: http://ashkelon.ru/_nw/15/96665645.jpg
Свидетельство о публикации №112091401014
это Разные Вещи..!"
встреча ни к чему не обязывает..!!
Одинокий Ронин 15.09.2016 15:44 Заявить о нарушении