Фукусима! Кольская! Конкордия... Могли спастись! 6
Николай Павлович рассказывал мне о прошлом шхуны. Когда началась Отечественная война, шхуна превратилась в военный корабль - на неё поставили пушку, пулемёты. Всю войну шхуна ходила к занятому фашистами побережью, забирала и высаживала группы разведчиков в тыл врага, подвозила боеприпасы и высаживала десанты на Малую Землю и в другие места.
Безлунными ночами шхуна бесшумно подходила к берегу, занятому фашистами, высаживала десант, разведчиков и так же бесшумно под парусами уходила в море. И фашистам не удавалось причинить существенный вред шхуне, которая наносила им огромный ущерб. На боевом счету шхуны были и сбитые самолёты фашистов, которые пытались её атаковать в море или на стоянках у нашего берега. Но капитану Гневу и его шхуне всю войну везло… После войны шхуну хотели было снять с рейсов. Мол, прошло время парусного флота! Но капитан Гнев отстоял шхуну, продолжая рейсы по Чёрному морю.
Встретились мы после войны в Геленджике. Там была квартира капитана. Там он жил между рейсами. Жена капитана – Зинаида Павловна, внешне спокойно относилась к частым рейсам Павловича, хотя было заметно, что она очень переживала, ожидая его возвращения. Ведь шхуна старая, построена ещё до революции. Штормы… К тому же, в шторм нередко срывало мины старых минных полей, и можно было напороться на такую плавающую мину… Ежегодно в зимнее время шхуна отправлялась для ремонта на судоремонтный завод.
У капитана было много разных морских книг. Видя мой интерес к морю, капитан разрешил мне читать книги его домашней морской библиотеки, а потом иногда задавал «острый» вопрос, который сразу выявлял – что же я понял из прочитанного.
Морские книги я читал с огромным интересом все подряд – по конструкции корабля, управлению парусами… Захватывающе интересными были лоции далёких морей, проливов. Читая их, я живо представлял те далёкие берега и моря, кишащие кровожадными акулами, подводные скалы, рифы. Видя мой интерес к морю, Павлович советовал сначала поработать на корабле матросом, прежде чем пытаться идти в мореходку… Капитан охладил мой пыл – рассказывая о тяжёлых штормах, длительных рейсах, сложности жить вдали от дома, о так называемой «морской экзотике», от которой порой невыносимо тяжело. И всё сразу станет ясно – гожусь ли я в моряки или нет…
Меня это ничуть не обижало… Ведь капитан был абсолютно прав! Всё так и получилось! Начитавшись морской литературы и пойдя в рейс с Павловичем, я понял окончательно, что море я люблю, но не готов идти в моряки. Однако я научился управлять парусной шлюпкой и понял многое другое…
И вот – в эту зиму 2011 года, несколько дней тому назад произошла авария платформы «Кольская», которую буксировали на тросах два буксира в Охотском море. … Она очень быстро затонула… Погибло много людей… По телевидению показывали картину этой буксировки. В те давние годы, когда встретился с капитаном Гнеевым, потом даже побывал с ним в рейсах на шхуне сначала юнгой, а потом – матросом. Николай Павлович часто беседовал со мной, рассказывая о премудростях морской науки. И ещё тогда я понял, что лишь капитаны и матросы парусных кораблей по-настоящему понимают повадки моря, ветер, могут справиться с возникающими сложностями. Сейчас я вспомнил эту науку, многократно обдумывал то, что видел по ТВ.
Платформу «Кольская» буксировали в шторм при сильном ветре, скорость которого чуть ли не 100 км/час. Тащили 2 буксира – на 2 тросах. Вдруг один трос оборвался… Второй буксир продолжал тащить платформу на одном тросе. При этом платформа стала поворачиваться, наклоняться, перевернулась и быстро затонула. Всё это было хорошо видно по ТВ. Съёмки вероятно с кораблей сопровождения, из космоса.
Положение платформы при буксировке было неустойчивое – опорные колонны высоко подняты, ввиду этого центр тяжести платформы был расположен высоко. На высоко расположенные опорные колонны с огромной силой давил ветер, создавая эффект парусности. Это привело к раскачиванию, неустойчивости платформы. «Кольская» стала черпать воду через разбитые иллюминаторы. Попавшая внутрь вода переливалась от борта к борту под ударами волн, усиливая раскачку платформы.
Глубина моря в местах аварии около 1000 метров. Можно было максимально опустить опорные колонны вниз, что бы снизить центр тяжести платформы, снизить парусность опорных колонн, уменьшить раскачку платформы, которая привела к переворачиванию «Кольской». Лучше было не затевать буксировку зимой, да ещё в шторм.
Большинство моряков и многочисленные «пассажиры» находились во внутреннем помещении платформы, ища там укрытие от ветра и волн. Началось переворачивание платформы на бок, палуба уходила из-под ног, люди не смогли выбраться из помещения, использовать спасательные плоты и шлюпки.
Хорошо помню моего друга капитана Николая Павловича, который при беседах со мной подчёркивал, что при тяжёлой, аварийной ситуации на судне, корабле, плавающем средстве даётся команда – «Все наверх! Аврал!» Весь экипаж немедленно выходит на палубу, на рабочие места и занимается спасением корабля. На паруснике, яхте, парусной шлюпке стараются как можно быстрее спустить паруса. Даже рубят тросы, крепящие паруса, и мачты – иначе парусник, яхта, парусная шлюпка сразу перевернётся под шквальным ударом ветра. Спасая корабль, моряки спасают и себя.
Если же приходится оставить тонущий корабль, то вся команда уже находится на палубе, имеет максимальные шансы спастись, оказать друг другу помощь. Огромные волны, переворачивание платформы, удары металлических конструкций и т.д. помешали многим морякам использовать спасательные средства (шлюпки, спасательные плоты, которые потом были обнаружены пустыми) и спастись, хотя гидрокостюмы были одеты.
Рискну напомнить о предложенном мной методе спасения при волне ЦУНАМИ с помощью шара, наполненного гелием. С помощью такого шара человек взлетает выше волны ЦУНАМИ и может спастись.
Точно так же можно взлететь с гибнущего, тонущего корабля и спастись, улетев по воле ветра. При этом спасаемый человек избегает ударов о корпус и конструкции корабля, погружения в ледяную воду, ударов волн, переохлаждения, нападения морских хищников и т.д. При шторме гребни волн срываются, образуя слой пены толстым слоем - выше головы пловца, покрывающей поверхность воды. В этом слое пены невозможно дышать, плыть, пловец захлебнётся.
Имея спасательные гелиевые шары и ветер со скоростью 100 км/час он уже через 4 – 5 часов вынес бы людей на спасательных шарах к берегу Охотского моря.
Одев лямки, прикрепляющие шар к спасаемому, заполнив шар гелием, человек взлетает с тонущего корабля.
Для холодных регионов этот спасательный комплект может иметь лёгкое кресло, в которое спасаемый удобно садится и пристёгивается к нему. Кресло прикрепляется к гелиевому шару. К креслу прикреплён минимальный комплект пищевых продуктов, тёплой одежды, элементы для подогрева и защиты от переохлаждения, снегоступы, рация, оружие для защиты от хищников. Кресло может быть видоизменено в санки или мини-палатку. Комплект может быть дополнен, изменён.
Ветер понесёт спасаемого на заданной шару высоте – достаточно 100-200 метров. Через несколько часов или минут спасаемый будет принесен ветром к берегу, или к кораблям в море. По команде, инструкции с земли он приземлится на берегу или приводнится в море. Спасаемый будет подобран спасателями с берега, с корабля или вертолёта.
Подобная система спасения экипажа тонущего корабля сможет избежать и минимизировать жертвы при морских катастрофах. Спасательный комплект – прост для изготовления и применения. Его стоимость не велика. Производить спасательные гелиевые шары возможно в мастерской, на заводе, которые изготавливают метеорологические зонды и гелиевые шары для «развлекательных» целей.
И вот – авария на корабле-гиганте «Коста Конкордия»! Прогулочный, круизный корабль. Самый большой! Более 4000 человек на борту. И вот –корабль наскочил на скалы у самого берега… Пассажиры не знали – что делать. К счастью, берег был рядом, пришли на помощь катера из порта. Корабль быстро тонул, наклонился на 90 градусов и лёг бортом на дно. Это не давало возможность нормально спустить шлюпки. В Интернете отметили, что требовались вертолёты, что бы эвакуировать с тонущего корабля остальных людей.
К счастью, берег был рядом. И то – имелись жертвы. Подобная авария далеко от берега, в открытом море грозит полной катастрофой. Не зря журналисты назвали этот злополучный корабль «Титаником-2».
Так вот предлагаемый мной метод спасения пассажиров, экипажа с тонущего корабля может явиться альтернативным, наряду с традиционными методами. Спасательные гелиевые шары могут оказаться единственным методом спасения при гибели корабля за короткое время, при шторме, больших волнах, кренах, когда не удаётся спустить и использовать шлюпки, плоты, при большом числе экипажа и пассажиров, особенно на круизных кораблях.
http://www.proza.ru/2011/05/06/343 (на русском языке)
http://www.proza.ru/2011/05/09/263 (на английском языке)
(Ниже вставлена статья о спасении от ЦУНАМИ)
Спастись от цунами?! Изобретение? Головная боль? 6
Гавриил Иваниченко
«Спасательный воздушный шар»
Кандидат мед. наук Гавриил Иваниченко
Стихийное бедствие – цунами несёт разрушения, гибель людей… Ужас! В шторм волна в Чёрном море бьёт с силой 4 и больше тонн на квадратный метр, порой разрушая корабли… Удар волны цунами неизмеримо сильнее! Она разрушает всё! Гибельна для людей…
Как же спастись? Своевременно дать сигнал тревоги и вывести население из опасных мест? Но для этого нужно время! При землетрясении волна в море возникает мгновенно и наносит удар через минуты… Как же покинуть опасное место? Взлететь вверх!!! Но вертолёта – нет! Что же делать?!
Вспомним Великого Фантаста" Жюля Верна - его путешественники спаслись от целой армии, взлетев на воздушном шаре под облака… Жюля Верна считали мечтателем… Но его задумки – в дальнейшем быстро реализовались…
С падающего самолёта - выпрыгивают на парашюте вниз... А при катастрофе на земле - поднимаются на "спасательном воздушном шаре" - вверх!
Ведь можно создать «спасательный воздушный шар» для одного человека, с прочной оболочкой, крепкой сеткой, лямками наподобие парашютных, которыми человек быстро и легко пристегнётся к шару! Баллон сжиженного гелия в нужный момент нажатием кнопки наполнит этот шар. И шар объёмом около 100 кубических метров поднимет человека весом 70 - 90 кг на высоту 100 - 200 метров, то есть вне досягаемости для волны цунами… Я – хирург, и возможно - нужен более крупный воздушный шар. Математик, физик рассчитает точно технический момент, создаст "спасательный воздушный шар" нужной грузоподъёмности…
Но важнее предлагаемый мной - принцип спасения!
Люди, по сигналу тревоги – взлетели, парят вверху. Волна цунами проходит внизу, разрушая всё. Затем спасённый человек включает компрессор, откачивает постепенно гелий из воздушного шара, и тот приземляется. Человек снабжён рацией, радиомаяком и другими средства, что бы его нашли спасатели. Результат – всё внизу, на земле – разрушено, а люди – спасены!
Каждому человеку, работающему в местах, подверженных цунами, нужно иметь «спасательный воздушный шар». Комплект должен находиться поблизости от него – на открытом месте (во дворе, на крыше – где нет помех для взлёта). По сигналу тревоги - каждый открывает коробку с комплектом, надевает и закрепляет лямки, раздувает шар. Все дружно взлетают – и нет тысяч жертв. А спасатели потом - собирают спасённых.
Реально электронное управление воздушным шаром – его наполнением, регулировкой высоты взлёта, приземлением. Для Японии создание «спасательных воздушных шаров» для районов, где возможны цунами – не сложно. Если шар будет использован однажды, то он спасёт человеку жизнь. Наличие «спасательного воздушного шара» рядом с человеком устранит у него постоянное чувство страха перед возможным цунами.
Он может быть использован и для спасения от селевого потока, лавины... Возможно взлететь с крыши горящего здания, если верхние этажи "отрезаны" пожаром, и пути вниз нет... Спастись с тонущего корабля, который нужно покинуть за минимальное время… Спасательные комплекты могут быть расположены на верхней палубе, с которой удобно взлететь на шаре.
Стоимость такого "спасательного воздушного шара" - никак не дороже жизни!!!
Надеюсь, что это не фантазии – а реальность в недалёком будущем…
© Copyright: Гавриил Иваниченко, 2011
Свидетельство о публикации №21105060343
© Copyright: Гавриил Иваниченко, 2012
Свидетельство о публикации №21201141608
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Рецензии
Написать рецензию
Замечательное изобретение, Гавриил!
Так хочется, чтобы оно было, ведь человеческая жизнь - самая главная ценность. Больно думать, сколько людей погибло.
С огромным уважением и признательностью,
Татьяна Чехова 14.01.2012 19:43 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Спасибо за понимание! Метод спасения - простой! Не в кипящее море, а вверх, в воздух! Ведь и в случае с затоплением "Коста Конкордия" некоторые люди, пассажиры пытались спрыгнуть с борта в море с огромной высоты борта даже в эту тихую погоду получили серьёзные травмы - один человек сразу умер от удара о воду, кто-то в шоке, без сознания и т.д. Если же человек взлетел в воздух на шаре с гелием, то есть шанс запеленговать его, найти и спасти! Кто-то спросил - а где его искать? Найти не трудно - из космоса можно увидеть футбольный мяч, разобрать номер автомобиля и т.д. Так что если человек живым выбрался из тонущего корабля на "Спасательном шаре", то шансы найти его живым велики! И спасение - сразу, не дожидаясь вертолёта, спасательного судна, которое придёт на помощь через часы или дни... Было бы желание у предпринимателей уделить внимание этому вопросу! Но создавая такое аьтернативное спасательное средство - может в дальнейшем случиться так, что сам же будешь на нём и спасаться, отправившись в круиз на ультрасовременном корабле, который, казалось бы, невозможно никак потопить!
С уважением, Гавриил
Гавриил Иваниченко 14.01.2012 23:47 Заявить о нарушении правил / Удалить
Удивительный Вы человек Гавриил! Дай Бог Вам здоровья и пусть каждый день Ваш будет благословен.
Татьяна Чехова 15.01.2012 17:28 Заявить о нарушении правил / Удалить
Свидетельство о публикации №112091309683