АИ до 108

Урусвати знает насколько заботливо нужно оберегать ка-
ждое положительное явление. Вот мы говорим о свойствах ра-
дости: «Человек, не омрачи радости ближнего, может быть, она
покажется тебе чуждой и незначительной, но она оздоровляет
пространство и не тебе судить об источниках такой радости.
«Человек, не умали чего-то полезного насмешкой и оскорблени-
ем.
«Человек, помни, что ты поставлен хранителем простран-
ства. Ты можешь оздоровлять его или осквернить. Не можешь ты
устремляться к Надземному Миру, если ты будешь породителем
убийственных ядов. Каждым дыханием ты посылаешь простран-
ству оздоровление или разрушение».
Почему человек так редко думает о великой ответственно-
сти бытия своего? Человек при нисхождении на Землю мыслил о
чем-то совершенном, почему же в земной жизни люди так редко
мечтают о подвиге?
Предания давние кажутся им несбыточными сказками, и мо-
гильное тление удручает мысли человека; между тем, каждая
прекрасная мысль образует как бы нерв пространства.
~ 87 ~
У людей являются редко мечты о будущем существовании и
тем упорнее следует твердить о реальности Надземного Мира.
Учитель пусть найдет возможность в каждом предмете упомя-
нуть о величии Беспредельности. Пусть дети чаще возносятся
мечтами туда, где им будет хорошо.
Мыслитель просил: «Избегайте ссор и жалких воспоминаний,
они вредоносны.
(Надземное, 764)
Урусвати знает насколько напрасно люди сетуют на неожи-
данность надземных явлений. Они скажут: «Ждали мы всею си-
лою желания, но ничто не проявилось. Когда же вся сила иссякла,
то тогда произошло явление». Следует сказать этим неопытным
исследователям: «Вы ждали тонких проявлений земными жела-
ниями. Неужели вы не понимаете, что Земное и Надземное не мо-
гут быть в одних измерениях?»
Нужно воспитывать в себе тонкость чувств, чтобы через зем-
ной грохот услышать Надземные Явления. Нужно уметь в за-
крытых глазах узреть Надземный Свет; так приближаются про-
явления Тонкого Мира. И не скажите о неожиданности их, ибо
почуете сердцем их приближение.
Конечно, часто вы не предвосхитите точное содержание явле-
ния, но, во всяком случае, будете знать о его приближении. При
этом, нередко, вы можете ощутить вибрации уже за некоторое вре-
мя. Неопытные люди назовут такие ощущения даже нездоровьем,
ибо их вибрации слишком отличны. Но тонкий наблюдатель суме-
ет немедленно приспособиться к приближению надземных вибра-
ций и ответит на них; так развивается истинное сотрудничество.
К тому же следует напомнить, что люди всегда окружены над-
земными влияниями, но не умеют различать их. Потому нужно
с молодости напрягать свое общение с Надземным Миром и де-
лать это радостно, как прекрасный труд.
Мыслитель наставлял: «Будьте зорки, чтобы в любое время
узреть Надземные Знаки».
(Надземное, 786)
~ 88 ~
Урусвати знает огненное равновесие. Много сказано о соиз-
меримости и равновесии, но такие понятия остаются неприме-
ненными, ибо главное их основание не осознано. Даже опытные
исследователи впадают в равнодушие, вместо равновесия. Все
знают, что природа бытия огненна, но как приложить это каче-
ство в земной жизни? Истинно, можно достичь огненного равно-
весия, живя в земной и надземной жизни одновременно.
Только не следует думать, что погружение в Надземный Мир
уже разрешает задачу равновесия. Нужно действенно приложить
все силы к земному бытию, но понять, что такое старание нужно
для надземного преуспеяния. Казалось бы, такое вмещение не
трудно, не редко оно достигается; или человек впадает в отвле-
ченность, или погружается в обычный быт.
Не нужно думать, что равновесие дается легко. Оно должно
быть воспитано с малых лет, для этого требуются общедоступ-
ные книги о Мире Надземном.
Пусть из разных верований будут собраны данные о жизни
надземной. К таким примерам пусть будут добавлены случаи из
современной жизни, только так можно сочетать древние преда-
ния с современною жизнью.
Обычна ошибка, когда невежды утверждают, что современ-
ная жизнь не дает психических проявлений. Можно утверждать,
что такие проявления особенно часты, но грубое невежество не
замечает их. Само слово «равновесие» уже есть вмещение.
Мыслитель утверждал: «Огненна наша природа. Пусть суме-
ем зажечь свой священный огонь».
(Надземное, 806)
Урусвати знает огненность всего сущего. Наука, изучая
нервную систему, неминуемо встретится с излучениями челове-
ка; она утвердит огненное начало, проникающее все.
Много говорят об аурах, но совершенно не понимают причины
и следствия их. Не скоро наука поймет, почему излучения иногда
назывались знаменем человека. Для понимания такого определе-
ния, нужно знать и условия Надземного Мира. Человек несет свое
~ 89 ~
знамя, когда живет в Надземном Мире, он не может скрыть свой
свет. И не удивительно, что он может оказаться мощным магнитом
или предметом отвращения. Именно земная жизнь может создать
последствия неизгладимые; тем скорее должны подумать люди о
качестве своего излучения. Каждое добротворчество уже улучшает
излучение. Люди могут помочь себе, помогая ближнему.
Урусвати также знает, что современная Йога — связь с Выс-
шим должна осуществляться среди обыденности жизни. Не
уход от жизни, но претворение ее заповедано. Огненная сущ-
ность есть магнит сердца. Именно сердце может отворить вход
в Высшие Миры. Не нужно особых истязаний. Любовь, труд и
красота доступны всем, в любом состоянии. Нужно утвердить
жизнь на этих основах. Нужно детям разъяснить насколько они
кузнецы своего счастья. Пусть воспитание идет впереди обра-
зования. Тонкие энергии представляют чудесную, многострун-
ную арфу.
Мыслитель говорил: «Огненное Знамя, освети Горний путь».
(Надземное, 812)
Урусвати знает мощь благодарности. Мы уже указывали на
великое значение чувства благодарности, но человечество не
воспринимает смысла такого двигателя, потому повторим о
пользе благодарности.
Нужно понять, что главное воздействие бывает не столько на
получающего, сколько на воздающего. Прекрасные огни сердца
возгораются, когда зарождается чувство благодарности; такие
огни светят не только в жизни земной, но и в Мире Надземном.
Потому осознание благодарности есть возбуждение лучших ви-
браций.
Можно делить человечество на живых и на мертвых, и ли-
шенные чувства благодарности будут уже заживо погребенны-
ми. Так нужно от детского возраста учить пользе благодарности
не только на языке, но и в сердце, так возгораются мощные огни.
Явление света необходимо в Мире Надземном, и луч благо-
дарности осветит путь наравне с лучом любви. Поистине, бла-
~ 90 ~
годарность близка любви, и сотрудничество зарождается в этот
благостный миг. Человек имеет много причин воздать благодар-
ность. И праздник Духа просияет в чувстве чистого возношения.
Мыслитель сказал: «Учитель, научи меня благодарности к
близким и далеким, к видимым и невидимым».
(Надземное, 826)
Урусвати знает дар труда. Человечество начинает понимать труд,
как высшую ценность. Труд считается высшим мерилом, но все же
многие полагают, что труд есть проклятие. Откуда же рождается та-
кое несправедливое суждение? От непонимания Надземного Мира.
Не хотят люди знать основ Надземной жизни. Они не понима-
ют, что труд является освобождением от самости, иначе говоря,
от самого вредного свойства, мешающего в достижении надзем-
ного творчества. Труд высокого качества позволяет человеку
вознестись над низменной самостью. Творец, в час истинного
вдохновения, не думает о себе. Труженик, стремящийся к лучше-
му качеству, не будет земным рабом самости. Поэтому дар труда
есть освобождение от самости.
Можно мысленно изгнать самость, но многие ли могут так
возвышенно мыслить? Труд приходит им на помощь и оградит
от несовершенного быта. Люди мало пользуются трудом, как
предохранителем от ныряния в пучину пошлости.
Искание лучшего качества уже есть устремление в лучшее
будущее. Не без причины Йога Труда предлагалась человечеству,
как близкий путь к достижению. Не будем молчать о необходи-
мости труда с малых лет. Пусть семья и школа творят будущих
тружеников и творцов.
Мыслитель говорил: «Молитвенно примем дар труда».
(Надземное, 839)
Урусвати знает сущность забвения. Мудрые говорят: «Ничто
не исчезает, все имеет причину». Если нечто потонуло в глубине
сознания, значит к тому есть причина. Исследуем ее и найдем,
что забвение было благотворно.
~ 91 ~
Люди удивляются — почему давно забытое нежданно выплы-
вает из сознания? но к тому тоже имеется причина. Может быть,
нежданные вибрации пробудили спавшее явление, или человек ну-
ждается признать давно прожитое, или Надземные Руководители
признали необходимым напомнить человеку о его ответственности.
Конечно, Мы не имеем в виду позорную забывчивость, про-
исходящую от распущенности. У Нас считают такую распущен-
ность опасным пороком. Дети должны быть ограждены от воз-
можности впасть в распущенность.
Люди часто ссылаются на забывчивость, не зная в каком поро-
ке они себя обвиняют. Забвение есть закон Природы, оно собира-
ет сокровища в сознании, но оно бережно хранит до часа сужден-
ного.
Поистине, невозможно человеку помнить все подробности
прошлого, только в Надземном Мире они станут спасителями
или обвинителями. Каждую мелкую подробность невозможно
осудить или признать. Деятель стремится вперед, но для него
забвение есть лишь хранение сокровищ. Он знает, что придет час
и молния озарения блеснет.
У Нас ценят, когда деятель умеет распорядиться накоплен-
ным достоянием. Мы готовы помочь призвать из хранилища
нужные вибрации.
Мыслитель говорил: «И забвение приму, как дар».
(Надземное, 846)
Урусвати знает сущность допущения. Человечество распада-
ется на допускающих и отрицающих. Первые несут в себе зерно
Нового Мира; вторые порождают космический сор. Если бы кто-
то пожелал провести границу этого разделения, он бы поразился
извилистым проводом деления.
Особенно поразительно, что среди отрицающих оказываются
великие деятели и ученые. Им не приходит на ум, что их творче-
ство может увеличиться освобождением от темного само-запре-
та. Лишь в Надземном Мире они поймут насколько сами мешали
своему продвижению.
~ 92 ~
Но в земном быту такие отрицатели безнадежны. Только силь-
ное потрясение может вернуть им широту кругозора. Потому следу-
ет обращать внимание особое на детей, сознание их еще не засорено.
Кто-то думает, что Мы даем нравственные поучения, но они
забывают, что Мы даем основание Огненной Йоге. При есте-
ственном развитии ее необходима нравственная основа жизни.
Только чистое сердце может не испепелиться огненной связью
с Высшими Силами. Не нужно забывать, что люди нуждаются в
постоянном напоминании и они могут воспринимать наставле-
ния в различных состояниях и в разных выражениях. Поистине,
Учитель должен быть зорок и находчив.
Мыслитель советовал: «Осмотри твои затворы, умеешь ли от-
крыть их?»
(Надземное, 854)
Урусвати знает сущность устремления. Каждый труд требу-
ет сосредоточенности, так повышается качество труда, но такое
сосредоточие Мы называем внешним. Мы хотим напомнить об
устремлении внутреннем. Такое устремление должно быть свой-
ственно каждому человеку, но на деле оно встречается редко.
Человек должен освоить Мир Надземный и явить полное по-
нимание Высших Помощников. Но как человек осознает свои со-
кровища, если никто ему о них не скажет? От малых лет человек
отчужден от Надземного Мира, ему даже воспрещается думать
о чем-то сверхъестественном. Он является слепцом в лесу, пока
дерево не ударит его по лбу.
Требуется большое потрясение, чтобы человек озарил-
ся внутренним светом, тогда он начнет свои поиски и может
получить Вышнюю Помощь. Поистине, искатель заметит, что
его устремление повышает качество его достижения. Конеч-
но в таком случае, как бы случайно, нечто найдется или некто
встретится.
Пусть человек скорее освободится от нелепого представле-
ния о случайности явлений. Причина во всем и мудро найти ос-
нование ее. Устремление, как сила магнита, увеличивает мощь
~ 93 ~
человека. Не помешает его трудам устремление внутреннее,
как пульс непрерывный, утверждает оно явление восхождения.
Пусть человек подумает о беспрерывной деятельности сердца и
поймет как указание о беспрерывном устремлении.
Мыслитель говорил: «Магнитная стрелка знает свое направ-
ление».
(Надземное, 856)
Урусвати знает сущность любви к будущему. Давно сказано,
что жизнь есть поток непрерывный. Можно сказать, что жизнь
есть полет в будущее. Люди страшатся будущего, иные печально
примиряются с неизбежностью его, и лишь очень немногие лю-
бят будущее. Такие люди могут по справедливости называться
крылатыми. Они чуют, как незримые крылья несут их над Зем-
лею. Они могут открывать великие истины и быть живыми уче-
ными. Они чуют, что ничто из их открытий не пропадет.
Они встречают каждый день, как новую возможность. Они
любят победу; они могут противиться невежеству.
Откуда же нарождается у таких деятелей готовность к не-
прерывному труду? Любовь есть мощный двигатель. Любовь —
магнит и начало преуспеяний. Любовь к будущему будет самым
мощным двигателем и она охраняет деятеля от сонливой лени.
Любовь дает понимание Надземного Мира.
Люди часто говорят о встречах с близкими в Надземном Мире.
Они не любят будущего, как огненную победу, но хорошо, что они
ради близких мечтают о Мире Надземном. Но как может быть
прекрасен путь Надземный для деятеля, устремленного в буду-
щее! Он не потеряет часа, чтобы искать решение проблем, зани-
мавших его в земной жизни, и он найдет высших Руководителей.
Мыслитель говорил детям: «Любите будущее, крылья выра-
стут».
(Надземное, 861)
Урусвати знает сущность любви к Природе. Агни Йог любит
Природу, в малейших и величайших проявлениях ее он усматри-
~ 94 ~
вает красоту; он чует величие, насыщающее пространство. Йог
познает, что для него Природа есть окно к дальним мирам и вход
в Мир Надземный.
Необходимо твердить людям о значении Природы, ибо мно-
гие вообще не умеют наблюдать Природу и не видят значения
ее в жизни. Так нужно наблюдать на детях явление тяготения к
Природе и особенно к Небесам.
Можно наблюдать два противоположных типа, и каждый учи-
тель должен помочь тем, в ком горит огонь, ведущий к мирам
дальним. Уявление таких способностей указывает на ценное нако-
пление в прежних жизнях. От таких детей следует ожидать труд на
общее благо; такое понятие зажигается восторгом перед величием
Мироздания. Но часто взрослые презирают наиболее ценные чер-
ты малышей. Урусвати помнит, как ее прекрасное видение было
осмеяно. Так многие замечательные проявления высших энергий
кажутся невеждам пустым бредом. Давно пора истинным ученым
прийти на помощь малышам, глаза и уши которых открыты.
Мыслитель говорил: «Полюбите Природу и она научит вас
восхождению».
(Надземное, 862)
Урусвати знает сущность мышления. Вы уже слышали об ис-
кусстве мышления, о расширении сознания, о мысленном прика-
зе, но теперь нужно усвоить основное качество мысли. Мышле-
ние является обострителем психической энергии. Оно нагнетает
ее и устремляет в пространство. Чем сильнее такая посылка, тем
мощнее будет ее встреча с потоком всеначальной энергии.
Таким образом, человек будет постоянным проводником са-
мой мощной энергии. При этом можно сопоставить взрыв энер-
гии с физическим током, чем короче будет посылка, тем сильнее
будет взрыв. Потому Мы советуем мыслить кратко, чтобы обра-
зовать целый ряд повторных взрывов. Такая повторность будет
наиболее мощной, но и к краткости выражения нужно приучать-
ся. Некоторые люди могут мыслить долгими периодами и в кон-
це получается стоячая вода, вместо бурного потока.
~ 95 ~
Следует помнить, что энергия мысли есть энергия огненная,
потому сравнение со взрывом будет уместно. Также нужно знать,
что даже самые обычные мысленные посылки делаются крат-
ко. Каждый знаком с явлением внушения, и для успеха должно
уметь послать приказ самый краткий.
При знакомстве с Надземным Миром краткость и четкость
мысли будет добрым проводником. Невозможно начать бормо-
тать бессвязно, когда вы ищите лучшую дорогу. Дети должны
уже понять значение краткости и четкости в словах и в мыслях.
Мыслитель утверждал: «Пусть взрывы мысли вольются в ве-
ликий поток вихрей».
(Надземное, 869)
Урусвати знает сущность самоустремленности. Все челове-
чество разделяется на устремленных и на бесцельных шатунов.
Почему же Мы называем самоустремленностью? Потому что это
качество не может быть вызвано извне. Оно должно зародиться
само, при том оно обычно зарождалось в Надземном Мире, и та-
кие семена давали ростки при воплощении.
Конечно, можно наблюдать, что устремленность может быть
направлена как к добру, так и ко злу. Человек, к сожалению, чаще
направляется ко злу, иначе говоря, к невежеству. Нужно с малых
лет напоминать, что невежество есть зло. Эта древняя истина не
усвоена до сих пор.
Учение в школах не дает ясного представления о постоянном
познавании. Редко учитель умеет зажечь радость познания. Уяв-
ление ограниченных сведений, несоединимых с единой творче-
ской мыслью, не укрепит устремление.
Можно назвать магией каждое проявление творчества.
Утверждаю, что истинное устремление есть уже творчество. Ка-
ждое условие жизни открывает возможность творчества, и как
прекрасен светоч творчества для путника в Беспредельности.
Мыслитель утверждал: «Соберу семена устремленности, что-
бы создать Сад Прекрасный».
(Надземное, 881)
~ 96 ~
Урусвати знает сущность самооздоровления. «Друг, прикажи
себе быть здоровым», — так иногда кончали свои письма мудре-
цы Эллады. Уже в глубокой древности люди знали, что поверх
всех врачебных средств, поверх правильного питания, поверх
магнетизма, поверх праны каждый имеет внутри целителя, но
нужно познать как призвать его.
Явление такого самоисцеления должно быть развиваемо с
детства. Человек не может вдруг, уже во время болезни, требо-
вать чуда, но такое нужное оздоровление может произойти, если
человек уже настроил свою духовную лиру.
Поверьте, что на дозоре будет внутренний врач, наше созна-
ние призовет его, если наш дух научился призывать мощь, да-
рованную человеку. Но следует также познать гармонию с Над-
земным Миром. Истинно, эти струны между Землею и Высшими
Мирами зазвучат призывным, ярым приказом. Тот, кто познал
Надземный Мир, тот может приказывать во благо человечества.
Не нужно думать, что Мы говорим о каких-то гигантах духа, ка-
ждому дана мера достижения и оздоровления.
Мыслитель говорил: «Умейте сделать целителя вашим другом».
(Надземное, 885)
Урусвати знает сущность своеволия. Некоторые не понимают
различия между своеволием и свободной волей, — прямое раз-
личие существует. Свободная воля действует по закону косми-
ческого ритма. Она начало добра, но своеволие будет враждебно
гармонии. Человек, предавшийся своеволию, может натворить
неисчислимые бедствия.
Невежество есть матерь своеволия, человек в таком бедствии
не знает Мира Надземного. Он надеется, что и повсюду он будет
самовольным творцом своего порядка. Можно убеждаться в не-
правом пути своеволия, когда известны законы надземные. Че-
ловек не может устранить появление Космической Справедливо-
сти. Человек такой будет подобен пловцу ныряющему в глубину
океана. Он не может достать жемчуг, если не имеет приспособле-
ний. Но своеволие плохой советчик, и гибель ведет оно за собою.
~ 97 ~
Пусть учитель скажет детям о различии между победной сво-
бодной волей и гибельным своеволием. Пусть дети поймут, как
прекрасен путь свободной воли, когда человек в мировом законе
будет строителем Будущего.
Мыслитель предостерегал против безумия своеволия.
(Надземное, 899)
Урусвати сама открыла врата Йоги; от раннего детства запе-
чатлены видения и сны. Обычно дети не обращают внимания на
такие проявления или начинают пугаться и тем пресекают связь
с Надземным Миром. Но природа йогическая собирает в созна-
ние все принятые психические посылки.
Часто по невежеству окружающие пытаются насмехаться и
отяжелять путь естественной Йоги. Мы знаем сколько испытаний
переносит чуткий организм. Может быть, такая борьба особенно
ценна, — оружие острится в бою, иначе оно может заржаветь.
Нередко люди сетуют на отсутствие связи с Надземным Миром,
но также часто они сами не обращают внимания на значительные
проявления. Между тем, именно в земном бытии ярко горят знаки
Надземные. Они очень привлекут внимание чутких очей. Но чело-
век предпочитает протереть глаза лишь бы не увидеть нечто нео-
бычное. Люди лучше умеют отогнать, нежели привлечь.
Мы особенно указываем на Огненную Йогу, ибо она легко
поддается явлению естественного развития. Нужно уметь при-
знать изначальную огненную природу всего Сущего. Лишь по-
любив изначальную энергию, можно призвать ее к сотрудниче-
ству.
Мыслитель учил полюбить Йогу: «Она обогатит земное
странствие».
(Надземное, 928)
Урусвати признала космичность человека. Часто люди твер-
дят о Макрокосме* и Микрокосме, и, в то же время, лишают их
главных основ. Они не допускают всеначальную энергию, Над-
земный Мир и все основы духа. Какой же Макрокосм может по-
~ 98 ~
лучиться без главных основ? Он окажется убогой развалиной и
Микрокосм будет жалким уродом.
Некоторые прозорливые ученые чуют, что даже в самых бле-
стящих открытиях что-то не достает. Они внутренне понимают,
что законы, ими открытые, только частичны и могут приобре-
сти совсем иные пределы. Но от малых лет никто не сказал им
о законе духа. Они не нашли в себе смелость к неограниченному
познанию. Можно привести примеры, как серьезные исследо-
ватели скрывали свои широкие наблюдения. Они страшились
выйти за пределы своей ограниченной науки. Они тайно читали
труды великих мыслителей и никогда не сознавались в своих
новых путях.
Но представим себе, что все человечество из отрицателей
превратилось в наблюдателей неограниченных, — какое про-
движение науки совершилось бы! Можно понять, что сказание
«О Светлом Граде» стало бы истиной.
Мыслитель говорил: «Придет новый ученый, — смелый и не-
ограниченный».
(Надземное, 934)
Урусвати может назвать Йога — благодарным. В Надземном
Мире благодарение всегда будет ценным качеством. По связи с
Тонким Миром, Йог понимает значение благодарения. Уже сказа-
но, что благодарение ценно самому дарителю. При каждом явле-
нии блага, сердечный огонь светит ярко и наполняет излучение
целительным уявлением.
Но люди упорно не желают понять значения таких бла-
годарений. Никто не говорил детям о внутреннем значении
посылок добра. Они только могут своими силами принять
полезность благодарности. Иногда их заставляют повторять
бессмысленную благодарность, но внутреннее значение ее не
указывают.
Какое же значение может иметь бессмысленное повторение
неосознанных слов? Достаточно вспомнить, что так называемые
молитвы, бессмысленно произносимые, не могут иметь значе-
~ 99 ~
ния. У людей нет моста в Мир Надземный и они бродят по пусты-
ни, не умея перейти в Сад Прекрасный.
Мыслитель утверждая: «Умейте понять благодарение, оно
построит добрую Обитель».
(Надземное, 955)
О ШКОЛЕ
Явленную суровую школу с улыбкою примите.
(Зов, Ноябрь 21, 1921 г.)
От малого и до великого, от ежедневного и до миров блужда-
ем, но никто не назовет ничтожным и никогда следствие не ока-
жется неверным.
Кто спросит - почему учение рассыпано, как зерна? Отвечайте
- только из различных нитей можно сложный узор создать.
Спросят - почему учение не имеет законченных положений?
Отвечайте - ибо в законченности смерть.
Спросят - почему нельзя соединить логически части учения?
Отвечайте - ибо безобразно растить одну голову или одну руку.
Спросят - почему не произнести сперва формулу неба, а потом
заклятие земли? Отвечайте - ибо каждая нить одеяния Матери
проходит сверху донизу и наоборот.
Спросят - почему нельзя сразу явить сужденное? Отвечайте -
колонны дома ставятся в порядке. И когда рабочие скажут - дай
мы сразу поставим. Строитель скажет - разрушить задумали! Так
содержит капля весь мир.
Явление неограниченных возможностей даст вам спокой-
ствие восприятия.
Как же землетрясение отражается на сущем, разные ветры,
грозы? Как отражается разная аура людей на растения? Можно
целый новый институт построить.
Право, можно найти нить космической координации, сопо-
ставляя пульс различных элементов. Нового тут ничего нет, но
~ 100 ~
значение всей мировой кооперации можно манифестировать на-
глядно даже для чтецов, дух которых вроде тараканов, засевших
в углы.
Шире широкого шейте. Назначьте в школе награду за количе-
ство предложенных вопросов. Прежде платили за ответы, теперь
- за вопросы.
(Озарение, 2-VI-5)
Неминуемо встретитесь с особым типом людей, которые при-
ходят в бешенство при упоминании об Учителях. Они готовы по-
верить наглой биржевой спекуляции; готовы поверить любому
мошенничеству, но идея Общего Блага им недоступна.
Пристально посмотрите этим людям в зрачок, в нем найдете
бегающую тень, и недолго выдержат они ваш взгляд - это тай-
ные дугпа. Часто они опаснее своих явных собратьев.
Даже если им прислать кошель денег, они вспомнят несуще-
ствующего должника. Даже если удержать их от гибели, они на-
пишут благодарность в полицию. Даже если бы привести этих с
виду благонамеренных людей до самой границы Нашего Посе-
ления, они объявят виденное миражем. Если бы они делали это
по невежеству, но причина гораздо хуже.
Берегитесь от них! Главное, детей берегите. От них детские
язвы. Они идут в школу. Для них исторический факт и закон зна-
ния не существуют. Встречая язвенных детей, спросите о качестве
учителей.
Теперь, когда близится важное время, нужно омыть возмож-
но больше детей, они будут думать о городах будущего. Нуж-
но им дать правдивую книгу о подвижниках Общего Блага, но
книга эта еще не написана. Поддельны книги детей, поддельны
игрушки, поддельны улыбки воспитателей. Среди сплошной
подделки можно ли ожидать правдивости?
Советую явить время для детей. Пусть тащат сами бревна
своего города.
Говорил о тайных дугпа к сведению, заниматься ими не стоит,
это просто сор для каждого стремящегося работника.
~ 101 ~
Но если вы детям покажете Наше Поселение, они с радостью
пройдут по всем лабораториям и обсерваториям. Наши призма-
тические зеркала доставят им радость незабываемую, ибо они
любят все настоящее, а Мы стремимся к Правде.
Давайте детям лишь настоящие вещи!
(Озарение, 3-V-19)
Школы должны быть оплотом познания во всей полноте.
Каждая школа от самой начальной должна быть живым звеном
среди всех училищ до самого высшего. Познание должно попол-
няться всю жизнь. Должно обучать прикладному знанию, не от-
рывая от науки исторической и философской. Искусство мыш-
ления должно быть развито в каждом работнике. Только тогда
он поймет радость совершенствования и сумеет использовать
досуг.
(Община, 103)
Каждая школа должна быть истинным образовательным
объединением. При школах должен быть полезный музей, в ко-
тором сами ученики должны принимать участие. Должен быть
кооператив и ученики должны обучаться и такому сотрудниче-
ству. Должны происходить всякие проявления искусства. Без пу-
тей красоты не может быть образования.
(Община, 104)
Учение будет самым приятным часом, когда учитель оценит
способности учащихся. Только распознание способностей по-
зволит справедливо относиться к будущим работникам. Часто
сами учащиеся не понимают своего назначения. Учитель, как
друг, напутствует их по лучшему направлению. Никакое наси-
лие не применимо в школах. Только убеждение может прили-
чествовать познанию. Больше опытов, больше бесед, столько
радости в приложении своих сил. Малые любят работу «боль-
ших»,
(Община, 105)
~ 102 ~
Когда семья не умеет, пусть школа научит чистоте во всем
быте. Грязь не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни
есть преддверие чистоты сердца. Кто же не хочет, чтобы народ
был чистым? Нужно оборудовать школы так, чтобы они были
рассадниками украшения жизни. Каждый предмет может быть
обдуман с любовью. Каждая вещь должна быть сделана соучаст-
ницей счастливой жизни. Кооперация поможет найти форму для
каждого обихода. Где одному не найти решения, там поможет об-
щина. Не кулачные бои, но творцы будут гордостью страны.
(Община, 106)
Школа должна не только вмещать любовь к книге, но долж-
на научить читать, и последнее не легче первого. Нужно уметь
сосредоточить мысль, чтобы вникнуть в книгу. Не глаз, но мозг
и сердце читают. Книга не занимает почетного места во многих
домах. Обязанность общины утвердить книгу, как друга дома.
Кооператив, прежде всего, имеет книжную полку, содержание
которой очень обширно. Будет рассказано о ценностях родины
и связи ее с миром; показаны будут герои, творцы и труженики.
И понятие чести и долга, и обязанности к своему ближнему ут-
вердится, так же, как и милосердие. Много примеров, зовущих к
познаванию и открытиям.
(Община, 107)
Школа научит уважать полезные изобретения, но упасет от
машинного рабства. Всякое рабство будет уничтожено, как при-
знак темноты. Учитель будет ведущим наставником-другом, что-
бы указать путь краткий и лучший. Не явление насилия, но улыб-
ка зова. Но, если в школах жизни просочилось предательство, то
самое суровое осуждение положит конец такому безумию.
(Община, 108)
Школы поймут, где леность, где необычное строение характе-
ра, где безумие и где необходимо понимание.
(Община, 109)
~ 103 ~
Среди учебных предметов пусть будут даны основы астроно-
мии, но поставив ее, как преддверие к дальним мирам. Так школы
заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство
оживет, астрохимия и лучи наполнят представление о величии
Вселенной. Молодые сердца почуют себя не муравьями на земной
коре, но носителями духа и ответственными за планету. Останав-
ливаем внимание на школах, ибо от них утвердится сотрудниче-
ство. Не будет созидания без сотрудничества. Не будет прочности
государства и союза, когда будет властвовать ветхая самость.
(Община, 110)
Люди изучают жизнь пчел, муравьев, обезьян; люди изумля-
ются перелетным птицам, их порядку, их стройности, но, все же не
делают соответственных выводов для улучшения жизни земной.
Естественная история должна быть преподана в школах, как можно
полнее и увлекательнее. Нужно на примерах растительного и жи-
вотного царства дать понять, какие сокровища заложены в челове-
ке. Если сравнительно низшие организмы чуют основы бытия, то
тем более человек должен приложить усилия к преуспеянию. Мно-
го ценных показаний проявлено всюду. С самых первых уроков уча-
щиеся пусть порадуются чудесам жизни. Также пусть они поймут,
как обращаться с полетами и яснослышанием. Так яснослышание
будет естественным условием. Также и Тонкий Мир будет изучаем
наряду с тонкими энергиями. Не будет деления на физическое и ме-
тафизическое, ибо все существует — значит все ощутимо и познава-
емо. Наконец, сокрушатся суеверия и предрассудки.
(Община, 114)
Никто не дерзает восстать против школы, но мало кто дума-
ет о ее улучшении. Школьные программы не просматриваются
целыми годами, между тем, открытия спешат. Новые данные
устремляются отовсюду, и воздушные сферы, и глубины океа-
нов, и горные сокровища рассказывают о себе чудесные сведе-
ния. Нужно спешить, иначе раскопки изменят данные условной
истории. В новых школах нужно убрать запреты, чтобы видели
~ 104 ~
действительность, которая чудесна, если правдиво показана.
Широко поле умственных состязаний!
(Община, 115)
Нелепо думать, что пот явление только физическое. При мыс-
лительной работе исходит особая эманация, ценная для насы-
щения пространства. Если пот тела может удобрять землю, то
пот духа восстанавливает прану, химически претворяясь в лучах
Солнца. Труд — венец Света. Надо чтобы учащийся школы пом-
нил значение труда, как фактора мироздания. Последствием тру-
да будет твердость сознания. Ярко надо подчеркнуть рабочую
атмосферу.
(Община, 117)
Качество совета. Часто советы не достигают своего назначе-
ния, потому что даются для себя. Состояние брата не принима-
ется в соображение, и советчик подставляет себя на место при-
шедшего. И сочувствие, и жалость, и забота текут о самом себе.
Вред таких советов ясен не только по существу случая, но и в
отношении пострадавшего. В сознание его, как клинья, вонзает-
ся чуждое мышление. Эти трещины трудно залечимы, ибо такие
советы бывают очень житейски применимы, но для выполнения
требуют совершенно другую ауру.
Конечно, вы уже запомнили, что соотношение аур к про-
странственному веществу дает качество следствия. Именно, не
объем, но цвет дает особый подход к действию. Объем ауры даст
напряжение поступку, но путь будет подсказан цветом. Так не-
возможно подставить в чуждую группу цветов определенный
способ действия. Случайное предопределение наносит смеше-
ние лучей и парализует волю. Немощь многих работников объ-
ясняется смешением разнородных цветовых групп. Здесь очень
пригодился бы простой, физический аппарат для определения
основных излучений. Подумайте, какое облегчение трудящимся
и какое углубление напряженности — истинная экономия! Кро-
ме количества производительности надо представить, как соот-
~ 105 ~
ношение цветов отнесется к самочувствию работников. Много
злобы и непонимания исчезнет без угроз и запретов.
Строители жизни! не забудьте, как легко простым техниче-
ским прибором достичь удобства трудящихся. Не туманная фи-
лософия, не досужие мечтания, но несколько физических прибо-
ров внесут реальную помощь.
Уже в Америке, в Германии и в Англии определяют основное
излучение, даже эта грубая степень исследования поможет в
первичных группировках, а там, может быть, подойдете к мето-
дам восточных лабораторий. Прежде всего, изгоните всякое не-
вежество и без напыщенности просто больше знайте! Руковод-
ство массами обязывает к расширению сознания.
Также углубите курс начальных школ. Это Мой Совет для не-
медленного применения!
(Община, 131)
Когда Мы отправляем посланца, Мы желаем ему удачи при
встрече с драконом. Конечно, это не безобидный хвостатый, до-
ледниковый, но свирепый человеческий эгоизм, доходящий до
опасных пароксизмов, называемых ужасом или бешенством эго-
изма. Где же гнездятся эти драконы? Утверждают, что злейшее
гнездо будет в роскошных палатах или за прилавком менялы,
или в складе торговца. Но скорее найду безвредного менялу и
честного торговца, нежели пробью броню отрицания и недопу-
щения. Отрицатель не только готов защищать свое невежество,
но он мечтает окружить все человечество стеною ужаса.
Где же первопричина бешенства эгоизма? Человек, сеющий
ужас, сам безумно боится. В отрицателе сидит не только неве-
жество, но и низкий страх. Скажите детям, по какому признаку
находить гнездо эгоизма. Они должны понять, что эгоист, пре-
жде всего, не допускает, но искатель Общего Блага ставит первой
задачей вмещение возможностей.
Нашему посланцу стоит произнести любую элементарную
истину, чтобы быть заподозренным в каких-то замыслах Об-
щины. Он скажет — энергия и свет, казалось бы самое простое
~ 106 ~
понятие, но обыватель городов уже чует какое-то покушение на
его благополучие. Обитатель городов настолько привык считать
себя чем-то плотным и темным, что не допускает, как он мог бы
оказаться источником физического света. Но даже дети не изум-
ляются электрической искре от них исходящей.
Необходимо проверить программы школ и усилить линию досто-
верного познания. Суеверие загоняет людей в щели ужаса. Необходи-
мо это выпрямление школьного мышления провести немедленно,
иначе еще одно поколение недоумок будет позорить планету. Нужно
усилить естествознание, поняв значение этого слова. Биология, астро-
физика, химия привлекут внимание самого раннего детского мозга.
Дайте детям возможность мыслить!
(Община, 157)
Напомним о свойствах, совершенно недопустимых в общине:
невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение,
пьянство, курение и сквернословие. Кто-то скажет: «Хотите ангелов
набрать.» Мы же спросим: «Разве в вашей земле все лжецы или пья-
ницы? Мы же знаем многих мужественных и правдивых.» Опять ска-
жут: Слишком высоки требования.» — Ответим: «Неужели у вас все
сквернословцы и своекорыстники? Все эти условия страшны только
для мещанина, прячущего под порогом богатство. У Нас, в Гималаях,
давно нашлись люди, которым сказанные условия — не пугало.»
Советую присмотреться к общинникам. А если кто не может
вместить всех условий, тот пусть лишается всех возможностей
кооперации. Пусть походит по-звериному, пока не почует тягу к
человекообразию.
Пока сознание не приняло общины, каждое малейшее пока-
жется непреоборимым. Можно отказаться от каждой слабости,
если ясна задача будущего. Думайте о приложении себя к буду-
щему, и страх настоящего растворится. Не берите сказанное за
пышную фразу, но, каменщики, обтесывайте ваши каменные
сердца. После сердца окаменеет мозг.
Можем ли сомневаться, что вы захотите победить ваши недо-
четы? Для начала не лгите, и не бойтесь, и учитесь каждый день.
~ 107 ~
Не нужно твердить об этом общинникам, но могут быть лжеоб-
щинники: их надо отделять, как заразу сифилиса.
Хочу, чтоб Мои советы достигли школы. Хочу, чтобы дети пом-
нили о Друзьях, посвятивших себя Общине Мира.
(Община, 178)
Не поощряйте космогонических рассуждений до утверждения
сознания. Следите за целесообразностью преподавания в школах.
Установите возможность для успевающих скорейшего продвиже-
ния. Если резвый корабль должен спускать паруса для равнения
строя, то не будет ли это умерщвлением возможностей? Знаете
ли, как создалась стройность устремления корабля? И не постро-
ен ли он для принятия наибольшей опасности? Как расходовать
его для перевозки мороженых овощей! Всегда сохраните возмож-
ность ответственного продвижения. Пусть с первого года школы
медленный шаг не будет узами для быстрохода. Пусть учитель
зорко распознает могущих быстро идти. Не надо хвалить их, но
следует расчистить им путь. Следует создать промежуточные
курсы, по этим ступеням быстрые могут взбегать. Не скрывайте
от них трудностей. Для известного типа сознания каждое подви-
гоподобное движение есть уже свет и радость.
Также от учителя зависит быстро определить направление
мышления ученика, ибо ошибочное напутствие есть тяжкое пре-
ступление, этим можно лишиться лучших работников. Каждая не-
подвижная программа есть труп, который невыносим при солнце
знания. Как можно скорее надо упрочить школу, проверив созна-
ние учителя. Создайте ему лучшее положение, чтоб возложить на
него ответственность за сознание общинных работников.
Невозможно, чтобы школы будущего напоминали скотные
дворы, где калечились недавние поколения. Изуверство и запре-
щение сменяются возможностями.
Дайте изучение ремесел, дайте свободу выбора и требуйте ка-
чество труда. Для этого каждый учитель должен понимать значе-
ние качества.
(Община, 207)


Рецензии