Покоящийся трудолюбец

Литературные журналы конца XVIII в. >> Покоящийся трудолюбец
   
 
 
 «Покоящийся трудолюбец» — журнал чисто масонской ориентации, который выходил ежеквартально с середины 1784 по июль 1785 г. и издавался, как и все остальные, в типографии Московского университета, принадлежавшей Новикову. Из подзаголовка явствовало, что журнал служил продолжением «Вечерней зари» и должен был заключать в себе «богословские, философические, нравоучительные, исторические и всякого рода как важные, так и забавные материи к пользе и удовольствию любопытных читателей». Среди сотрудников журнала были всё те же студенты Московского университета, которые принимали участие в предыдущем издании: М.А. Антонский, В.С. Подшивалов, И.Ф. Сафонович, П.А. Сохацкий, М.А. Петровский. К ним добавился ряд новых сотрудников, в том числе начинающие поэты — С.С. Бобров, С. Тучков, М. Доброгорский, М. Багрянский, княжны Ек. и Т. Голицыны и др.

Как значилось на титуле, издание посвящалось «любезнейшему Отечеству и всем верным сынам его», но каких-либо материалов, пропагандировавших утверждение отечественных традиций или обращенных к национальной истории, мы на страницах журнала не обнаруживаем. Идейная направленность «Покоящегося трудолюбца» определяется, в сущности, теми же установками на морализирование и поддержание в человеке стремления к нравственному совершенствованию. Таковы, например, статьи «Опыт краткого для детей учения о душе» и «О мнимом усердии в религии», где идет речь о вреде пустой набожности и нетерпимости, источниками чего объявляются гордость, корыстолюбие и злость; таково же эссе «О должности человека иметь особливое попечение о своей душе». Очень большое место в этом издании занимают материалы, так или иначе трактующие тему «уединения»; она представлена и стихотворениями с тем же названием, и прозаическими «рассуждениями», и просто медитативными фрагментами — вроде короткого эссе «Чувствования великодушного в пустыне». Сама по себе актуализация этой темы вписывалась в общий процесс идейной переориентации проблематики литературы, отражавшей постепенное наступление чувствительной литературы, внедрение в нее сентименталистского мироощущения. В этом отношении масонские установки на самопознание, внимание масонской этики к совершенствованию души как нельзя лучше служили утверждению в сознании читающей публики тех нравственных ценностей, которые будут эстетически осваиваться сентиментализмом. Тема дружбы, тема тщетности стремления к славе и богатству наряду с постоянным проповедованием уединения и любви к Богу составляли лейтмотив тематического репертуара журнала. Не случайно на страницах «Покоящегося трудолюбца» практически отсутствуют материалы, хоть как-то связанные с сатирой.



Источник: «История русской журналистики XVIII-XIX веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. – СПб.: Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г. 
 


Рецензии