Учебные конкурсы Ликбеза - что это?
(Участник конкурса)
Позиция этого участника мне хорошо знакома: мне не раз отвечали чем-то подобным, когда я в своем отзыве на прочитанное стихотворение кому-то советовала что-либо изменить. Чаще всего, эти мои советы оказывались моей повторяющейся глупостью. Авторы любят свои произведения как память о пережитом, как ценный эпизод свой личной истории.
Я тоже храню первые экземпляры своих стихов в личном архиве. Но сайт СТИХИ.РУ – это не личный архив, не кладовка памяти. Здесь мы подаем на суд читателей плоды своего творчества и с затаенной надеждой ждем от них доброжелательных откликов (а иначе зачем было публиковаться?). Но читатели не в такой степени заинтересованы в том, чтобы наши ранние стихи сохраняли все подробности нашей (авторской) истории, им хочется найти в стихах себя или что-то для себя, отозваться на красоту слога опытом своих личных переживаний. Получается, что интересы у автора (чью цитату я привела в самом начале) и у рядового читателя сайта – РАЗНЫЕ.
Стихи для публикации (и уж тем более – стихи, подаваемые на конкурс!) нужно готовить: перечитав их, попытаться взглянуть на текст глазами постороннего человека и постараться исправить все нелогичные, бессвязные, обрывочные (хотя и понятные по смыслу) фразы, заменить в них все слова, имеющие когда-то (наспех) неправильно поставленные фонетические ударения, постараться придать языку поэтичность, образность и связность сюжета, даже, если в угоду этому, автору придется отойти от хроники реальных событий. Нас ведь не просят написать протокол об увиденном, мы ТВОРИМ стихами литературный сюжет, который должен нести нечто содержательное и нужное ДЛЯ ДРУГИХ.
К счастью, есть авторы - участники конкурсов, которые со мной солидарны: они пришли на наш сайт, чтобы показать свои стихи ДРУГИМ и научиться писать по-другому –лучше, правильнее, интереснее! Для них и создан мною этот новый тип конкурсов – УЧЕБНЫЙ.
Проведение (прием заявок) Учебного Конкурса у меня, как у Председателя Конкурсного жюри, занимает гораздо больше сил и времени: я не принимаю все стихи подряд, не глядя на их качество, а внимательно анализирую каждое и долго мучаюсь с определением - в каком жанре оно написано? Подходят ли оно под условия конкурса? Имеет ли шанс быть номинированным командой судей Ликбеза?
Напомню: судьи моей команды могут номинировать только те стихи, которые написаны грамотным русским языком и без грубых ошибок элементарного стихосложения.
Особенность УЧЕБНОГО КОНКУРСА состоит в том, что ВСЕ стихи, принятые мною в пакет, имеют шанс получить номинацию. Вот и приходится мне на входе отсеивать то, что «ни в какие ворота».
Но моя цель (надеюсь, что не только моя, но и участников) заключается не только в выведении автора в первую пятерку мест (для получения им стихобаллов!), а в том, чтобы побудить и даже приучить автора работать над своими стихами, править их!
«Алкора, посмотрите, пожалуйста, может быть, это - вам подойдет?»
(Из заявки участника)
С этой, или с подобной этой, фразы многие участники конкурса начинают писать свою заявку. Читая такое, я сразу же начинаю чувствовать себя покупателем на базаре, где заскучавшие продавцы пытаются всучить мне свой товар! Читаю по указанной ссылке предложенное на конкурс произведение и вижу, что его объем существенно превышен, жанр – даже отдаленно не похож на заявленный в условиях, а запись текста сделана без знаков препинания или с многоточиями взамен их, без заглавных букв, лексика – с ошибками в ударениях, с разорванными, невнятными предложениями, с включениями народного сленга… А ведь перед началом конкурса мною уже была опубликована на странице Ликбеза статья о подготовке стихов к конкурсам и об особенностях жанра, предлагаемого для данного конкурса (да что там, моя статья! – нажми поисковик в интернете и поинтересуйся, что имелось ввиду под этим названием!) В условиях приема произведений на конкурс, прямо на странице, под которой подаются заявки, указаны все приметы «подходящего для меня» стихотворения, но этого мало: мне все равно предлагается самой сделать выбор – «не подойдет ли?»
Многие ли из нас внимательно прочитывают конкурсную страницу? Увы…
Горько вздохнув, я объясняю участнику причину своего отказа и советую, как можно изменить стихи. Изменять их не хотят - взамен начинают предлагать мне ссылки на другие свои стихи. Прежде я такие ссылки рассматривала и заменяла заявку (несмотря на то, что рассмотрение у каждого автора повторных, а то и большего числа заявок, существенно увеличивало затраты моего времени на прием произведений), а теперь решила: хватит!
Подача заявки – это обдуманный шаг. Участник сам должен быть заинтересован в своей победе или, как минимум, в обретении сторонней оценки на свое произведение, анализа их, в получении возможности посмотреть на свои стихи по-новому и что-то изменить в тексте. Участнику, а не Председателю Конкурсного Жюри, нужно делать выбор, какое его стихотворение подходит и достойно участия в конкурсе равных ему по силам поэтов. И даже, если участник в чем-то ошибся, то ДО КОНЦА ПРИЕМА ЗАЯВОК он имеет право и возможность ИСПРАВИТЬ, доработать свое произведение и сообщить о правке Председателю в окне замечаний (ниже). А если он этого решительно делать не хочет , если он «...взял за правило не менять свои стихотворения», то я не смею настаивать: жду его заявок на других конкурсах и с другими стихотворениями.
УЧЕБНЫЕ КОНКУРСЫ на странице «ТМ Ликбез» будут проходить не часто. У любителей подать любую заявку (часто отдаленно совпадающую с заявленной темой конкурса) всегда есть возможность поучаствовать в тематических конкурсах, где к вам никто «придираться на входе» уже не будет.
Оценят УЧЕБНЫЕ КОНКУРСЫ – найдут их для себя полезными – конечно же, не все: я это прекрасно понимаю, но это меня не пугает. Страничка «Творческая Мастерская Ликбез» создана для тех, кому такая практическая работа над своими, уже написанными стихами, нужна и не кажется зазорной.
С уважением, автор данной страницы и Председатель конкурсного жюри Ликбеза - Алкора.
Статья 2012г
Свидетельство о публикации №112090804290
Анна Линина 02.05.2015 03:34 Заявить о нарушении
Наверное, для хороших стихов нужна еще и зрелость - пережитый опыт, размышления, крупицы мудрости. Вкус мне тоже иногда изменяет - мои стихи далеко не всегда получаются такими, что самой нравятся. Но именно начитанность помогает чувствовать и оценивать стихи других - отбирать настоящее и искреннее в массе рифмовок очевидного и неглубокого.
Еще, мне кажется, что наши стихи - это не только наш труд и запасы нажитого опыта, но и дар свыше. Я до сих пор не могу понять, почему иногда стихи "идут" и вдруг неизвестно откуда в них появляются мысли, которые сама я еще не "додумала", не имела в голове, а они ложатся и ... учат меня. Так же и с ритмами, с рифмами. А иногда, сколь ни трудись - не идут стихи. Один примитив рифмуется. Мистика? Думаю, да.
И очень страшно, что стихи внезапно больше не придут никогда, не будет больше радости их рождения. А ведь это очень вероятная вещь, со многими происходило... Критиковать еще можешь, а сама написать лучше - уже нет...
Простите, что длинно разболталась. Родственную душу почувствовала. С уважением, Алла.
Алкора 02.05.2015 08:11 Заявить о нарушении