Учебные конкурсы Ликбеза - что это?

«Я взяла за правило не менять свои стихотворения по наставлению кого-то, т.к. при этом они теряют искренность и становятся не моими»
                (Участник конкурса)

Позиция этого участника мне хорошо знакома: мне не раз отвечали чем-то подобным, когда я в своем отзыве на прочитанное стихотворение кому-то советовала что-либо изменить. Чаще всего, эти мои советы оказывались моей повторяющейся глупостью.  Авторы любят свои произведения как память о пережитом, как  ценный эпизод свой личной истории.

Я тоже храню первые экземпляры своих стихов в личном архиве. Но сайт СТИХИ.РУ – это не личный архив, не кладовка памяти. Здесь мы подаем на суд читателей плоды своего творчества и с затаенной надеждой ждем от них доброжелательных откликов (а иначе зачем было публиковаться?). Но читатели не в такой степени заинтересованы в том, чтобы наши ранние стихи сохраняли все подробности нашей (авторской) истории, им хочется найти в стихах себя или что-то для себя, отозваться на красоту слога  опытом своих личных переживаний. Получается, что интересы у автора (чью цитату я привела в самом начале) и у рядового читателя сайта – РАЗНЫЕ.

Стихи для публикации (и уж тем более – стихи, подаваемые на конкурс!) нужно готовить: перечитав их, попытаться взглянуть на текст глазами постороннего человека и постараться исправить все нелогичные, бессвязные, обрывочные (хотя и понятные по смыслу) фразы, заменить в них все слова, имеющие когда-то (наспех) неправильно поставленные фонетические  ударения, постараться придать языку поэтичность, образность  и связность сюжета, даже, если в угоду этому, автору придется отойти от хроники реальных событий. Нас ведь не просят написать протокол об увиденном, мы ТВОРИМ стихами литературный сюжет, который должен нести нечто содержательное и нужное ДЛЯ ДРУГИХ.

К счастью, есть авторы - участники конкурсов, которые со мной солидарны: они пришли на наш сайт, чтобы показать свои стихи ДРУГИМ и научиться писать по-другому –лучше, правильнее, интереснее! Для них и создан мною этот новый тип конкурсов – УЧЕБНЫЙ.

 Проведение (прием заявок) Учебного Конкурса  у меня, как у Председателя Конкурсного жюри, занимает гораздо больше сил и времени: я не принимаю все стихи подряд, не глядя на их качество, а внимательно анализирую каждое и долго мучаюсь с определением - в каком жанре оно написано? Подходят ли оно под условия конкурса? Имеет ли шанс быть номинированным командой судей Ликбеза?
 
Напомню: судьи моей команды могут номинировать только те стихи, которые написаны грамотным русским языком и без грубых ошибок элементарного стихосложения.

 Особенность УЧЕБНОГО КОНКУРСА состоит в том, что ВСЕ стихи, принятые мною в пакет, имеют шанс получить номинацию. Вот и приходится мне на входе отсеивать то, что «ни в какие ворота».

Но моя цель (надеюсь, что не только моя, но и участников) заключается  не только в выведении автора в первую пятерку мест (для получения им стихобаллов!), а в том, чтобы побудить и даже приучить автора работать над своими стихами, править их!

«Алкора, посмотрите, пожалуйста, может быть, это - вам подойдет?»
                (Из заявки участника)

С этой, или с подобной этой, фразы многие участники конкурса начинают писать свою заявку. Читая такое, я сразу же начинаю чувствовать себя покупателем на базаре, где заскучавшие продавцы пытаются всучить мне свой товар! Читаю по указанной ссылке предложенное на конкурс произведение и вижу, что его объем существенно превышен, жанр – даже отдаленно не похож на заявленный в условиях, а запись текста сделана  без знаков препинания или с многоточиями взамен их, без заглавных букв, лексика – с ошибками в ударениях, с разорванными, невнятными предложениями, с включениями  народного сленга…  А ведь перед началом конкурса мною уже была опубликована на странице Ликбеза статья о подготовке стихов к конкурсам и об особенностях жанра, предлагаемого для данного конкурса (да что там, моя статья!  – нажми поисковик в интернете и поинтересуйся, что имелось ввиду под этим названием!) В условиях приема произведений на конкурс, прямо на  странице, под которой подаются заявки, указаны все приметы «подходящего для меня» стихотворения, но этого мало:  мне все равно предлагается  самой сделать выбор – «не подойдет ли?»
 
Многие ли из нас внимательно прочитывают конкурсную страницу? Увы…

Горько вздохнув, я объясняю участнику причину своего отказа и советую, как можно изменить стихи. Изменять их не хотят - взамен начинают предлагать мне ссылки на другие свои стихи. Прежде я такие ссылки рассматривала и заменяла заявку (несмотря на то, что рассмотрение у каждого автора повторных, а то  и большего числа заявок, существенно увеличивало затраты моего времени на прием произведений), а теперь решила: хватит!

Подача заявки – это обдуманный шаг. Участник сам должен быть заинтересован в своей победе или, как минимум, в обретении сторонней оценки на свое произведение, анализа их, в получении возможности посмотреть на свои стихи по-новому и что-то изменить в тексте. Участнику, а не Председателю Конкурсного Жюри, нужно делать выбор, какое его стихотворение подходит и достойно участия в конкурсе равных ему по силам поэтов. И даже, если участник в чем-то ошибся, то ДО КОНЦА ПРИЕМА ЗАЯВОК он имеет право и возможность  ИСПРАВИТЬ, доработать свое произведение и сообщить о правке Председателю в окне замечаний (ниже). А если он этого решительно делать не хочет , если он «...взял за правило не менять свои стихотворения», то я не смею настаивать: жду его заявок на других конкурсах и с другими стихотворениями.

УЧЕБНЫЕ КОНКУРСЫ на странице «ТМ Ликбез» будут проходить не часто. У  любителей подать любую заявку (часто отдаленно совпадающую с заявленной темой конкурса) всегда есть возможность поучаствовать в тематических конкурсах, где к вам никто «придираться на входе» уже не будет.

Оценят УЧЕБНЫЕ КОНКУРСЫ – найдут их для себя полезными – конечно же, не все: я это прекрасно понимаю, но это меня не пугает. Страничка «Творческая Мастерская Ликбез» создана для тех, кому такая практическая работа над своими, уже написанными стихами, нужна и не кажется зазорной.
 
С уважением, автор данной страницы и Председатель конкурсного жюри Ликбеза - Алкора. 
Статья 2012г


Рецензии
Алкора, сегодня где-то у вас прочитала (читала много подряд, не вспомню точно где), что "ляпы" и неграмотность местных стихотворцев - от их не-чтения классиков, добротной литературы. И сейчас с вами согласна. Но тогда была согласна в большей мере. А потом... вспомнила себя. Как я "захлебывалась" Достоевским, Львом Толстым, Есениным, Леонидом Андреевым... Никто не любил Льва Толстого так, как любила его я @. Шутка, конечно, но, надеюсь, смысл вы поняли. И писала "стихи". Разумеется, не скажу, что чего-то достигла сейчас(не из скромности, а из честности), но по сравнению с моими первыми виршами я сейчашняя - сама себе Лев Толстой)) Это ж надо было при моей начитанности не замечать такого примитивизма! А ведь я разбиралась в литературе, не одна учительница это мне напрямую говорила. И мои вирши все равно казались мне хорошими... Вот и не спасла меня начитанность ни разу. Впрочем, стала замечать, что иногда мне изменяет вкус. С уважением, простите за много букв.

Анна Линина   02.05.2015 03:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Анна! Очень хорошо понимаю, о чем вы пишете.Это и ко мне относится. Задел прочитанной в молодости классики, конечно же, сделал свое доброе дело. Сейчас я гораздо меньше читаю книг (подсела на интернет по разным причинам) и с горечью чувствую, что иногда сомневаюсь в написании слов (раньще шло на автомате), что беднее стал мой язык... Но когда читаю свои молодежные стихи, вижу их примитивность. Энергии и чувств было много, а глубины нет. И даже не выставляю свои "ранние" на основной странице - стыдно.
Наверное, для хороших стихов нужна еще и зрелость - пережитый опыт, размышления, крупицы мудрости. Вкус мне тоже иногда изменяет - мои стихи далеко не всегда получаются такими, что самой нравятся. Но именно начитанность помогает чувствовать и оценивать стихи других - отбирать настоящее и искреннее в массе рифмовок очевидного и неглубокого.

Еще, мне кажется, что наши стихи - это не только наш труд и запасы нажитого опыта, но и дар свыше. Я до сих пор не могу понять, почему иногда стихи "идут" и вдруг неизвестно откуда в них появляются мысли, которые сама я еще не "додумала", не имела в голове, а они ложатся и ... учат меня. Так же и с ритмами, с рифмами. А иногда, сколь ни трудись - не идут стихи. Один примитив рифмуется. Мистика? Думаю, да.

И очень страшно, что стихи внезапно больше не придут никогда, не будет больше радости их рождения. А ведь это очень вероятная вещь, со многими происходило... Критиковать еще можешь, а сама написать лучше - уже нет...

Простите, что длинно разболталась. Родственную душу почувствовала. С уважением, Алла.

Алкора   02.05.2015 08:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.